Игра как средство обучения говорению на уроках английско-го языка в старших классах средней школы
консультация по английскому языку (10 класс)

Шманатова Светлана Валерьевна

Материал полезен с целью развития навыков устной речи у старшеклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство обучения говорению на уроках английско-го языка в старших классах средней школы

В современном обществе, где бок о бок друг с другом живет и взаимодей-ствует множество наций, изучение иностранного языка не может не играть важной роли. Для любого человека, который ориентирован на личностное развитие, знание как минимум одного иностранного языка является обязательным критерием. На уроках английского языка чаще, чем на большинстве других уроках, ученикам приходится сталкиваться с практической частью изучаемого предмета. Для того, чтобы показать свои знания, умения и навыки недостаточно просто знать правила, читать и писать на изучаемом языке. Одним из основных практических умений является говорение.

Говорение – чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Во-первых, оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Во-вторых, говорение – это деятельность, точнее, один из видов человеческой деятельности [25, с. 116]. В качестве средства общения говорение опирается на язык, который обеспечивает коммуникацию между общающимися, кодируя и декодируя ее, т. е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.

Из этого следует, что ученикам требуется практика использования языка при его изучении, так как иначе общение с представителями изучаемого языка будет труднодоступным. Таким образом, для полного обучения иностранному языку обучающимся необходимо развивать навыки говорения. Эффективнейшим способом развития данного навыка является обитание в языковой среде. Однако это невозможно при обучении в школах, что является серьезной проблемой.

Одним из эффективнейших способов решения данной проблемы в обуче-нии является создание и внедрение в учебно-воспитательный процесс новых игровых технологий. Ни для кого не секрет, что игра – наиболее доступный и интересный для детей вид деятельности, метод усвоения знаний, полученных от окружающего мира, в котором ребенок вступает в контакт со своими сверст-никами. Во время игры детей связывает общая цель, для достижения которой они прилагают совместные усилия.

Если говорить о роли игры на уроках английского языка, то полностью оценить ее достоинство просто невозможно. Вот лишь некоторые преимуще-ства ее использования:

1. Игра является хорошим средством для использования лексики и грамматики, отработки произношения, развития навыков устной и письменной речи.

2. Знания, полученные в игре, сохраняются дольше, а это значит, что иг-ра является эффективным способом для запоминания новой лексики, конструк-ций и целых выражений.

3. Используя игры на уроках английского языка, учитель может лучше раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его личные качества.

4. Возможность изложения сложного материала в упрощенном виде.

5. Использование игр воспринимается положительно практически всеми учениками, что делает процесс обучения более эффективным [2].

В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различ-ные виды игр. Необходимо рассмотреть конкретные виды игр, которые можно использовать при обучении английскому языку [1, с. 36].

1. Фонетические игры – направлены на тренировку и улучшение произ-ношения, а также формирование навыков фонетического слуха.

2. Лексические игры – данный вид направлен на употребление лексики в ситуациях, которые приближены к естественной обстановке, активизации ре-чемыслительной деятельности учащихся и развития речевых навыков в целом.

3. Грамматические игры – целью является оттачивание навыков упо-требления речевых образцов, которые содержат определенные трудности в грамматическом плане. Также целью является развитие речевой активности и самостоятельности учеников.

4. Орфографические игры – направлены на развитие правильности напи-сания английских слов.

5. Игры для обучения аудированию – данный вид направлен на развитие и улучшение навыков аудирования учащимися, а также на развитие умения вы-делять главную мысль текста.

6. Игры для обучения говорению – помогают развивать навыки говоре-ния, умение выражать свои мысли, использовать усвоенные речевые навыки.

В рамках данной статьи представляется целесообразным привести приме-ры разработанных игр, которые могут быть использовании для развития уме-ний говорения на английском языке у обучающихся старших классов. Данные игры содержат название, вид, ход игры, используемые материалы, длитель-ность, а также дополнения (являются необязательным пунктом).

Игра первая

Название: Неразговорчивый друг

Вид игры: речевая.

Ход игры: вызываются два ученика. Первый должен будет рассказать о втором игроке в качестве своего друга (что ему нравится, что не нравится). Второй должен молча показывать то, что ему нравится, а что нет. Второму иг-року разрешается лишь жестикулировать, не произнося слов. Первый же дол-жен по этим движениям описать увлечения и вкусы своего друга, которые он показывает.

Используемые материалы: нет.

Длительность: 2–3 минуты.

Дополнение: стоит учитывать, что первый игрок может просто непра-вильно понять своего товарища или не понять вовсе, поэтому желательно, что-бы второй игрок показывал лишь то, что должно быть известно по программе.

Игра вторая

Название: Как заводить друзей

Вид игры: речевая.

Ход игры: учащиеся делятся на несколько команд. Им предлагается со-ставить советы, которые помогут завести друзей, на это дается 1–2 минуты. По истечению времени команды кидают игровой кубик. Та команда, которой вы-падает большее число, начинает первой. Эта команда говорит 1 совет, после че-го учитель либо принимает ответ, либо отвергает его, при этом объясняя при-чину, по которой он не принял данный вариант. Затем право сказать совет пе-редается второй команде. Каждый новый совет оглашается другим учеником до тех пор, пока каждый не даст совет, после чего при наличии других советов этой команды ученики начинают порядок с начала и повторяют его. Игра про-должается до тех пор, пока советы не кончатся у обеих команд. Побеждает та команда, которой удалось получить больше принятых ответов.

Используемые материалы: игровые кубики.

Длительность: 10 минут.

Дополнение: очень важно задействовать каждого ученика, поэтому учи-тель имеет право дать подсказку команде, если в ней еще остались те ученики, которые не говорили совет.

Игра третья

Название: Гости из России

Вид игры: речевая Ход игры: первый учащийся должен рассказывать о России на англий-ском языке, а второй – переводить на русский все то, что он скажет. Проводит-ся это все спонтанно на уроке, поэтому первый ученик должен ждать пока вто-рой не переведет на русский. Затем ученики меняются местами. Побеждает тот, кто допустит меньше всего ошибок при говорении и переводе.

Используемые материалы: нет.

Длительность: 2–3 минуты.

Дополнение: нет.

Игра четвертая

Название: Угадай страну

Вид игры: речевая.

Ход игры: обучающиеся делятся на несколько команд. Учитель выступает в роли человека, который загадал какую-то страну. Ученики должны задавать вопросы учителю про особенности страны таким образом, чтобы учитель мог ответить либо да, либо нет. Команды задают по 1 вопросу по очереди. Та ко-манда, которая раньше всех догадается, побеждает.

Используемые материалы: нет.

Длительность: 5 минут.

Дополнение: Нет

Игра пятая

Название: Своя игра

Вид игры: речевая.

Ход игры: учителем составляется набор вопросов и заданий, который ос-нован на всем пройденном материале, изученном на протяжении всей главы учебника. Данные вопросы и задания распределяются на «легкие», «средние» и «тяжелые» задания по уровню сложности, за которые начисляются 100, 200 или 300 баллов соответственно. С помощью компьютера создается таблица с ука-занными баллами, которые разделены по соответствующим темам пройденной главы. Ученики разделяются на несколько команд, а затем тянут жребий для распределения ходов. Команда выбирает тему и сложность, после чего им дает-ся полторы минуты, если им выпало задание, и половина минуты, если им вы-пал вопрос. Если команда, выбравшая данный вопрос, не отвечает или не вы-полняет задание, то две другие команды могут ответить вместо них. Если эти команды правильно отвечают на вопрос или выполняют задание, то каждая из них получает половину очков от данного вопроса. Если же они не называют от-вет, то никто не получает очки. После этого право выбора вопроса передается следующей команде. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся вопро-сы в таблице. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее число бал-лов. Если по окончанию вопросов команды имеют одинаковое количество бал-лов, то устраивается блиц-опрос: обе команды выбирают одного человека, по-сле чего каждому из них по очереди задается десять вопросов, за каждый из ко-торых дается один балл. Если игрок одной команды отвечает неправильно, то игрок другой команды может ответить на его вопрос и, если он окажется вер-ным, получить балл соперника.

Используемые материалы: компьютер; проектор; жребий;

Длительность: от 30 минут. Дополнение: данная игра очень хорошо подходит для «освежения» зна-ний по пройденной главе, поэтому разумно ее использовать в качестве подго-товки к контрольной работе. Ее можно использовать по окончании каждого раздела учебника.

Игра шестая

Название: Сто к одному

Вид игры: речевая.

Ход игры: учитель заранее опрашивает учеников разных классов на зна-ние различных фактов о других странах. Пример: он спрашивает «какая страна известна своими технологиями роботов?», ему каждый ученик называет страну, он суммирует, какие страны назвали больше всего. Количество человек, кото-рые назвали данную страну, будет являться количеством баллов за угадывание данной страны. Во время самой игры ученики делятся на две команды, которым задаются те же самые вопросы, которые учитель задавал другим ученикам при подготовке к игре. Команда, которая угадывает страну из списка названных другими учениками стран, получает себе число баллов, которое равняется чис-лу человек, назвавших данную страну (учитель опрашивает учеников до игры – как самую технологически развитую страну 10 учеников называют Японию – во время игры команда, которая на данный вопрос назовет Японию, получает 10 очков). Побеждает та команда, у которой сумма баллов за все вопросы будет выше.

Используемые материалы: компьютер; проектор.

Длительность: от 20 минут.

Дополнение: данная игра требует довольно большого времени на подго-товку, что не позволяет ее использовать часто. Следует подбирать такие вопро-сы, которые бы могли получить множество вариантов ответа со стороны опра-шиваемых учеников для усложнения игры.

В качестве итогов можно подчеркнуть то, что грамотное использование игр при обучении говорению обучающихся старших классов позволяет достичь максимальной эффективности использования речевых навыков, а также развить мотивацию к дальнейшему обучению в общем и изучению иностранного языка в частности. Также необходимо сказать, что при всех положительных аспектах, которые имеются у игровых технологий, не стоит заменять играми, а тем более исключать традиционные формы обучения, так как игровые технологии явля-ются эффективным дополнением к ним, а не полной заменой.

Список использованных источников

1. Деркач, А. А. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным язы-ком / А. А. Деркач, С. Ф. Щербак. – Москва : Педагогика, 1991. – 224 с. – ISBN 5-7155-0365-6. – Текст : непосредственный.

2. Кулагина, И. С. Ролевые игры как средство формирования коммуникативной ком-петенции обучаемых / И. С. Кулагина. – URL: http://www.profistart.ru/ps/blog/7119.html (дата обращения: 05.11.2021). – Текст : электронный.

3. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс посо-бие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – Москва : АСТ : Астрель, 2010. – 272 с. – ISBN 5-09-013891-5. – Текст : непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».

Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)И...

Методическая разработка по теме "Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»"

Методическая разработкаФормирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы  по теме «Здоровье»...

"Скороговорки в английском языке: игра или средство обучения говорению."

Скороговорки – не только развлечение, игра, они несут на себе важную функцию: развивают слуховое внимание, помогают ребёнку научиться чётко проговаривать звуки и слова, приобрести правильную дикцию, и...

Опытно-методическая разработка по теме «Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»

Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы  по теме «Здоровье»...

Модель интерактивного взаимодействия как результат овладения английским языком учащимися старших классов средней школы

Обучение иностранным языкам с использованием интерактивного метода в первую очередь направлено на развитие коммуникативных навыков у учащихся, а также на побуждение учащихся к самостоятельному решению...