Обучение личностно-ориентированному общению на основе текста в старших классах средней школы
методическая разработка по английскому языку (10 класс) по теме

Алексеева Марина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Обучение личностно-ориентированному общению на основе текста в старших классах средней школы

На уроках английского языка в старших классах я часто обращаюсь к чтению на иностранном языке, включая индивидуальное домашнее чтение.

Использую подборку текстов разных жанров и форм описаний, коротких рассказов, заметок, психологических тестов и иллюстраций с небольшой информацией. Это обеспечивает учащимся возможность выбора материала в соответствии с их интересами, наклонностями, а также возрастными и индивидуально-психологическими особенностями.

Можно ориентироваться на 4 группы учащихся, а именно:

1) учащихся, легко вступающих в контакт с окружающими и имеющих высокий уровень обученности;

2) учащихся, недостаточно общительных имеющих средний уровень обученности;

3) малообщительных учащихся с низким уровнем обученности;

4) учащихся, легко вступающих в контакт с окружающими и имеющих низкий уровень обученности.

Первая группа учащихся с удовольствием читает рубрику «Это интересно», тексты с афоризмами, изречениями, затем знакомит присутствующих с наиболее оригинальными из них.

Вторая группа учащихся знакомится с программой телевидения Англии, сравнивает ее затем с программой телевидения нашей страны, составляет «свою» программу на выходной день и т. п.

Застенчивые ученики с низким уровнем обученности с удовольствием работают с текстами-таблицами, например:

Какими видами спорта занимаются в свободное время в Англии.

При желании они могут провести аналогичные исследования в своем классе и тоже составить таблицу.

Учащимся, имеющим низкий уровень обученности , можно предложить подобрать запись какого-либо английского певца и передать по-русски содержание песни; описать своим товарищам карикатуры по какой-либо теме и т. д. Общий интерес вызывает также работа с психологическими тестами, так как старшим школьникам свойственно стремление познать себя.

В результате такого деления учащихся на группы создается поле деятельности для самых разных по уровню подготовки учеников, что приносит каждому из них чувство удовлетворения от урока и позволяет с радостью ожидать следующего. Причем необходимо постепенно усложнять задания.

Вот некоторые способы организации учебной деятельности на уроке иностранного языка при личностно ориентированном подходе:

1.Вопросно-ответное упражнение после прослушивания или прочтения рассказа. Учащиеся получают список вопросов и задание выбрать те из них, которые им наиболее интересны и посильны. Этот прием позволяет увеличить число участвующих в работе и скорость выполнения задания. Вариантом такого задания может быть следующее: учащимся предлагается составить свою серию вопросов к тексту.

2.Временные пары. Изменение состава пар и групп обогащает речевой опыт и улучшает психологический климат в классе. Техника временных пар предполагает короткий речевой обмен (опрос мнений, выявление аналогичных ответов на вопрос и др.) и дает возможность активизировать всех учащихся класса.

3.Пишем пять минут. Учитель объявляет тему («Настоящий друг», «Мои зимние каникулы» и т.п.) и дает учащимся пять минут для написания по теме одного-двух абзацев. Затем школьники могут зачитать свои работы вслух или использовать их для дискуссии.

4.Вспомни и поделись с другими. Учащимся предлагается небольшой текст в письменном или звуковом виде. Спустя некоторое время учитель убирает этот материал и просит учащихся записать все, что они запомнили. Затем школьники объединяются в пары или тройки и обсуждают результаты работы, что позволяет им значительно расширить свои записи. В завершение можно предложить классу обменяться результатами работы.

Таким образом, каждое выполняемое в классе упражнение должно чем-то привлекать учащихся: интересный материал, необычная содержательная сторона упражнения, личностно значимая проблема, увлекательная форма выполнения задания, занимательные опоры и т. п. . Именно личностно- ориентированный подход дает каждому ребенку максимально реализовать свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал, выбрав из многообразия заданий то, что подходит лично ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».

Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...

РАБОТА С ГАЗЕТОЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Цель работы с газетным материалом: научить школьников читать, извлекать из текста информацию, вести беседу, делать сообщения по газетному материалу. При этом работа с газетой – это вид учебной д...

Особенности обучения чтению с применением ИКТ в старших классах средней школы

Информатизация образования значительным образом способствовала повышению компьютерной грамотности всех участников учебного процесса. Современный урок английского языка трудно представить без использов...

Методика работы над текстом в старших классах средней школы

—Обучение каждому виду чтения имеет свои особенности. Проблемой того, как должно быть организовано данное обучение и с помощью каких упражнений, занимались такие исследователи как Галина Владимировна ...

Методическое содержание работы над текстом различного характера в старших классах средней школы

—Предлагаемая методика работы над текстом является достаточно гибкой. Она даёт возможность более точно соотнести приемы работы с характером текста и определить, какие тексты позволяют лучше овладеть т...

Игра как средство обучения говорению на уроках английско-го языка в старших классах средней школы

Материал полезен с целью развития навыков устной речи у старшеклассников....