Методическое содержание работы над текстом различного характера в старших классах средней школы
методическая разработка

Жергалова Оюна Доржеевна
—Предлагаемая методика работы над текстом является достаточно гибкой. Она даёт возможность более точно соотнести приемы работы с характером текста и определить, какие тексты позволяют лучше овладеть тем или иным действием и тем или иным «набором» умений.

            Таким образом, данная методика не предполагает использования всех действий учебного чтения в строго определенной последовательности и применительно к одному тексту -это было бы нереально по времени и нецелесообразно.

          Конкретизация умений по каждому из указанных действий создаёт большие возможности для варьирования приёмов работы над текстом и индивидуализации обучения.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическое содержание работы над текстом различного характера в старших классах средней школы. Г.В.Рогова, Ж.И. Мануэльян Выполнила Жергалова Оюна Доржеевна , Учитель бурятского языка МАОУ СОШ №19, Города Улан-Удэ

Слайд 2

Суть чтения как учебной деятельности раскрывается в следующих четырех действиях: Действии по антиципации (предвосхищению) сообщения; Действии по вычленению единиц смысловой информации; Действия по сокращению текста; Действии по интерпретации читаемого

Слайд 3

Указанные действия предполагают овладение определенным перечнем умений . Действие по антиципации предмета сообщения предусматривает формирование элементарных умений. Умение предвосхищать текст Общест.-политич . Научно-попул . Художеств. 1.Предмет сообщения С помощью заголовка + + + + + 2.Основное содержание 3.Подтекст + 4.Предмет сообщения При выборочном чтении + 5.Основное содержание + + + 6.Подтекст + 7. Подтекст С помощью заголовка и выб.чтения +

Слайд 4

Каждое умение формируется с помощью специальных заданий; нацеливающих учащихся не только на простое воспроизведение материала, но и на максимальную активизацию их мыслительной деятельности, актуализацию имеющихся у них опыта. Примером задания , формирующего действия по антиципации, может быть: «Прочитайте заголовок и скажите, о ком (о чем) будет идти речь в данном тексте» Для развития умения предвосхищать предмет сообщения и содержания текста:

Слайд 5

Для развития умения предвосхищать предмет сообщения и содержания текста: « Прочитайте заголовок и скажите, каково, по вашему мнению, основное содержание текста». «Прочитайте первые предложения…абзацев и назовите те вопросы, которые будут рассматриваться при описании…». «Прочитайте последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу». В некоторых случаях целесообразно указывать учащимся, какого функционального стиля текст они будут читать.

Слайд 6

Действие по вычленению единиц смысловой информации направлено на формирование умения понимать текст в широком смысле этого слова умения текст Обществ.-полит . Научно-попул . Художест-венный . 1.Преодолевать трудности, вызванными языковыми средствами эмоцион.воздействия + 2.Вычленять оцен.-эмоцион . и побудительную инф-цию + + 3.Преодолевать трудности, вызванные языковыми средствами интеллектуального воздействия + + + 4.Вычленять категориально-познав . и ситуат.-познават . информацию + + + 5.Обходить трудности, вызванные языковыми средствами интеллект. воздействия +

Слайд 7

Примерные задания , направленные на формирование указанных выше элементарных умений: «Прочитайте …абзац и найдите предложение, показывающее то, что … выражение…, ведь оно состоит из известных вам слов…» «Прочитайте …абзац и найдите предложение, в котором выражена оценка поведения героя. Обратите внимание на сравнения(эпитеты, метафоры и т.д.)» « Прочитайте …абзацы и найдите предложения, характеризующие то, что…Обратите внимание на слова…, которые понадобятся вам при этом» «Прочитайте… абзацы и выделите действия, которые предприняты с целью…Обратите внимание на глаголы…, употребленные в пассивной конструкции»

Слайд 8

Действие по сокращению предусматривает формирование умения «сжимать» текст. умения текст Общ.-полит . Научно-попул . Художест . 1.Использовать форм.-е показатели для выделения новой информации в предложении. + + + 2.Распологать в логической последов.-ти новые сведения, раскрывающие основн . инф.-цию . + + + 3.Выделять в абзаце новые сведения, уточняющие содержание. + + + 4.Распозновать разнообразные типы логических отношений между предложениями и абзацами. + + + 5.Использовать связующие слова для определения логических отношений между частями текста + + 6.Определить, к чему характеризуют отступления и разъяснения, вклинивающиеся в логическое изложение текста +

Слайд 9

умения текст Общ.-полит . Научно-попул . Художест . 7.Образно представлять и описывать события + 8.Формулировать мысль, выраженную в подтексте + 9.Передавать основную мысль диалога в косвенной речи + + 10.Передавать в логической последовательности факты и сведения без критического отношения 11.Передавать факты и сведения, способные оказать влияние на убеждение читающего + 12.Излагать прочитанное + 13.Кратко излагать прочитанное + + + 14.Кратко излагать прочитанное, сохраняя слова и предложения + +

Слайд 10

Задания: «Прочитайте… абзацы и расположите в хронологическом порядке события, касающиеся…» «Найдите в …абзаце предложения, между которыми наблюдаются причинно-следственные отношения. Укажите на связующее слово, использованное при этом» «Прочитайте … предложение, и передайте важные сообщения, содержащиеся в нем, в … более простых предложениях»

Слайд 11

Действия по интерпретации на формирование умения толковать сообщения. умения текст Общ.-полит . Научно-попул . Художест . 1.Находить в тексте информацию, раскрывающую основной смысл + + + 2.Находить в тексте познавательную информацию, то, о чем читающий узнал впервые + + + 3.Находить в тексте информацию. Объясняющую подтекст заголовка + 4.Находить в тексте художественные выразительные средства + 5. Находить в тексте опорные языковые средства, передающие осн.информ.-ю + + + 6. Находить в тексте опорные языковые средства, передающие наиболее значимые детали содерж.-я + + + 7.Передавать авторскую оценку сообщения + +

Слайд 12

умения текст Общ.-полит . Научно-попул . Художест . 8.Давать собственную оценку изложения фактам и событиям + + + 9.Давать оценку познавательной ценности информации для читающего + 10.Выражать чувства, возникающие при чтении текста + 11.Передавать влияние изложенной в тексте информации на убеждение читателя + 12.Составлять заголовок, полнее передающий основную информацию + 13.Составлять заголовок, подчеркивающий фактическую сторону содержания текста + 14. Составлять заголовок, называющий только предмет сообщения +

Слайд 13

Указанные элементарные умения формируются с помощью заданий, примеры которых мы здесь приводим: «Прочитайте текст и подчеркните предложения, которые помогают понять заголовок, употребленный в переносном значении» «Прочитайте…абзац и подчеркните в нем слова и выражения, с помощью которых передаются основные сведения о…» «Укажите , какие факты и сведения из текста, как вам кажется, были уже известны большинству ваших одноклассников» «Скажите, что во внешности и в поведении героя вызывает симпатию у читателей» «Озаглавьте текст по-другому, полнее передав основную мысль»

Слайд 14

Предлагаемая методика работы над текстом является достаточно гибкой. Она даёт возможность более точно соотнести приемы работы с характером текста и определить, какие тексты позволяют лучше овладеть тем или иным действием и тем или иным «набором» умений. Таким образом, данная методика не предполагает использования всех действий учебного чтения в строго определенной последовательности и применительно к одному тексту -это было бы нереально по времени и нецелесообразно. Конкретизация умений по каждому из указанных действий создаёт большие возможности для варьирования приёмов работы над текстом и индивидуализации обучения.

Слайд 15

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».

Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...

РАБОТА С ГАЗЕТОЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Цель работы с газетным материалом: научить школьников читать, извлекать из текста информацию, вести беседу, делать сообщения по газетному материалу. При этом работа с газетой – это вид учебной д...

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)И...

Сценарий вечера отдыха в старших классах средней школы.

Сценарий вечера отдыха в старших классах средней школы. Тема:  Именинники   зимы....

Особенности обучения чтению с применением ИКТ в старших классах средней школы

Информатизация образования значительным образом способствовала повышению компьютерной грамотности всех участников учебного процесса. Современный урок английского языка трудно представить без использов...

Методика работы над текстом в старших классах средней школы

—Обучение каждому виду чтения имеет свои особенности. Проблемой того, как должно быть организовано данное обучение и с помощью каких упражнений, занимались такие исследователи как Галина Владимировна ...