Инновационные технологии обучения на уроках английского языка
статья на тему

Лучка Галина Семеновна

Требования к выпускнику колледжа-будущему молодому специалисту

Проектная деятельность и деловая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Инновационные технологии54 КБ

Предварительный просмотр:

                               МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Инновационные технологии обучения на уроках английского языка

        Выполнила :  Лучка Г.С.- преподаватель английского языка Санкт-Петербургского технического колледжа

       Проблема формирования активности личности в учебном процессе в педагогической литературе давно оценивалась как весьма существенная.  В  средних специальных учебных заведений в ряду различных противоречий одним из главных является противоречие , заключающееся в следующем: студент, выбрав себе специальность, т.е. профессионально определившись не всегда достаточно активен в учебном процессе.

Как нужно организовать учебный процесс, чтобы сформировать у студентов активное отношение к учебно- познавательной и учебно- профессиональной деятельности ? Какие технологии обучения могут оказать в этом отношении наиболее эффективное воздействие?

     Колледжи и училища обеспечивают организации и предприятия специалистами среднего звена. При современных рыночных отношениях выросли требования к специалисту- выпускнику. Для того чтобы готовить конкурентно способных выпускников необходимы изменения в самом учебном процессе в СПО.                            

     В настоящее время в образовании возникла проблемная ситуация, связанная с существованием двух направлений его развитии: традиционного, в котором акцент делается на когнитивном подходе к организации обучения, и инновационного, учитывающего  реальные перемены в характере общественного запроса к развитию личности. Выход из этой ситуации связывают с переходом к инновационной стратегии обучения, при которой на первый план выходит ориентация обучающегося на самопознание, самосовершенствования, саморазвитие.                                                                                                                                                            

      Учитель должен выступать не только как носитель информации, хранитель норм и традиций, но и как помощник становления и развития личности ученика, уважающий эту личность независимо от меры ее приобщения к знаниям.

       Инновационная стратегия обучения требует изменения функции и строения знаний. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции. Он становится инструментом познания на основе понимания взаимосвязи окружающего мира и себя самого в этом мире и организуется в разных формах.

       В настоящее время в  образовании существует несколько направлений в обучении, каждое из которых по- своему оказывает влияние на инновационные процессы.

        Рассмотрим контекстное обучение .С самого начала контекстное обучение разрабатывалось А.А.Вербицким и его научно- педагогической  школой применительно к профессиональному образованию

В контекстном обучении моделирование усваиваемой студентам профессиональной деятельности осуществляется с помощью трех типов взаимосвязанных моделей: семиотической, имитационной, социальной.

С их помощью осуществляется формирование не только предметной, но и социальной модель компетентности специалиста.

Семиотическая содержит учебные тексты (лекционные, учебные задачи и задания); присвоение знаний индивидуальное; единица работы- речевое действие.

Имитационная модель содержит модели профессиональных ситуаций; присвоение- через самостоятельное мышление; единица работы- “профессиональноподобное “ действие.

Социальная модель содержит проблемные ситуации; присвоение происходит в совместных формах работы в интерактивных группах; единица работы- поступки.

Реализация такого обучения предполагает усвоения информации студентами с самого начала в контексте профессиональных практических действий и поступков. Специалист развивается в ходе индивидуального и совместного анализа и решения профессиональных ситуаций. Основная цель контекстного обучения- формирование в рамках учебной деятельности студента его целостной ,внутренне  мотивированной профессиональной деятельности как будущего специалиста.

Адекватный выбор преподавателем приёмов и технологий  обучения, соответствующих личностно-ориентированной парадигме образования. Они должны обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию обучения. Использования и варьирование индивидуальных и дифференцированных форм обучения может происходить следующим образом. Необходимо выявить те области знания, в которых у каждого студента имеются пробелы, и затем с помощью опроса выяснить, какие виды работ вызывают у студентов наибольший интерес, а, следовательно, более эффективно помогут ликвидировать эти пробелы. После этого можно приступать к ликвидации пробелов с помощью серии подобранных заданий и упражнений. Поскольку у студентов первого курса резкие различия в уровне обучености, надо стремиться, с одной стороны, подтянуть отстающих, с другой стороны

- стимулировать дальнейшее продвижение сильных студентов. Для этого необходимо давать индивидуализированные задания, организовать парную работу с целью взаимообучения, групповую работу, с разделением функций: например, один студент отмечает в тексте требуемую грамматическую видовременную форму и зачитывает её, другой фиксирует приём с ней на карточке, третий формулирует правило и т.п. Обратимся к проектной методике.

Проектная форма работы является одной из актуальной технологии, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получаем опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Студенты работают со справочной литературой, словами, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Студентам второго курса, обучающимся по специальности « Эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта» предлагаю проектную работу. Мы работаем по следующему плану:

- задаётся тема исследований, подробно обсуждаются пути её воплощения.

- определяются исполнители, учащиеся организуются в группы или работают индивидуально;

- уточняется индивидуальный план.

- собирается материал, обсуждается, что можно использовать и где достать: Интернет, научно-популярная литература, справочники

-  проект оформляется начисто

- презентация проекта проходит в виде пресс-конференции, рекламы, фото сессии, выпускается буклет (выбор за студентом)

-докладчики составляют свои задания , кроссворды , вопросники по своим проектам . Это стимулирует интерес учащихся к другим проектам.  

К проекту «Марка автомобиля , на котором ты хочешь ездить» равнодушных не бывает.

  Мы стремимся к тому, чтобы студенты воспринимали иностранный язык как инструмент, обеспечивающий доступ к информации, получаемой при устном и письменном общении. Это диктуется характерными особенностями их будущей профессии. Наш собственный опыт показывает, что рецептивные виды речевой деятельности (аудирование и чтение) становятся наиболее востребованными у студентов. Использование в учебном процессе разных видов чтения служит средством формирования коммуникативных умений.

Студентам предлагается текст «Неисправности автомобиля» . Задание –нахождение в тексте специфической информации ( о каких неисправностях идет речь и как их устранить)  и использование ее в деловой игре « В автосервисе » Предполагается использование модального глагола “ should “ студенты сами изучают грамматический материал : используя справочную литературу, выводят правило, заполняют таблицу.

       Особое внимание заслуживают деловые игры. Они дает возможность «прожить» некоторое время в изучаемой производственной ситуации, приобрести опыт профессиональной деятельности. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и их психологические особенности.

       Важную роль в распределении ролей играет учет социально-психологических характеристик учащихся, под которыми понимается статус обучающегося в группе.  Целесообразно время от времени давать обучающимся, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива поручать роли персонажей находящихся в зависимом положении. Деловая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ее исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогая друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой.

После изучения лексического и грамматического материала студентом была предложена деловая игра «безопасная езда»

Для того чтобы сорентировать какие вопросы будут обсуждаться был «предложен мозговой штурм»

Что приходит на ум когда мы говорим «безопасная езда» какие факторы влияют на безопасную езду.

Студенты высказывают свое мнение. Выбирают 3 наиболее существенных фактора: 1. Выпуск автомобилей, отвечающих современным требованиям. 2. Исправность автомобилей. 3. Соблюдение правил  дорожного движения.

Игра будет состоять из трех сюжетов:

Сюжет 1- посещение автомобилестроительного завода.

Действующие лица: главный инженер завода и автолюбители.

Обсуждения: какие требования предъявляются к современному автолюбителю. Этапы создания нового авто. Каким тестам подвергается автомобиль.

Сюжет 2- беседа с автоинспектором. Действующие лица: автоинспектор и автомобилисты. Обсуждения: какие правила надо соблюдать, чтобы не создавать аварийных ситуаций и дорожных пробок.

Сюжет 3- в автомастерской.

Действующие лица: механик и водители .Обсуждение: автомобиль не исправен. В чем проблемы и как их устранить, чтобы не подвергать жизнь всех участников движения опасности.

Участникам игры предписано: быть вежливыми, использовать различные фразы – клише, которые делают диалог естественным.

Для проверки эффективности деловой игры была предложена письменная форма контроля. Написать начинающему автомобилисту напутствие. Все студенты справились с работой.

Студенты заполняли анкету после проведения урока с использованием деловой игры.

1.Какой этап урока вам понравился больше всего?

2.Чему способствовало деловая игра на уроке?

И получили следующие ответы. На первый вопрос 8 студентов из 10 отметили этапа урока с деловой игрой. Это 80% студентов. На второй вопрос получили следующие ответы:

 -  игровая ситуация была такая же с которой мы  встретимся в жизни.
-  интересно было использовать изученные слова в «диалогах»

- могли высказать свою точку зрения на английском языке.
-  поняли, язык надо учить может пригодиться, даже если ты будешь работать в мастерской по ремонту автомобилей.
- было интересно
Исходя из опроса студентов можно сделать вывод.
Использование игровой методики способствует более эффективному усвоению учебного материала.

необходимо учитывать возрастную категорию, индивидуальные особенности развития и субъективный опыт каждого студента.

                        Список используемых источников:

1)Кравцова Е.Е. Педагогика и психология: учебное пособия для студентов непсихологических факультетов, отделений и ВУЗов.- М.: форум 2009-383с.

2)Панина Т.С., Вавилова Л.Н. современные способы активизации обучения: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /Под ред. Т.С Паниной.-М.: Изд.центр «Академия», 2007.-176с.

3)Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /Под ред. Е.С. Полат- М.: Изд. Центр «Академия», 2008.-272с.

4)Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.336с.

5)Семушкина Л.Г., Ярошенко К.Г. содержания и технологии обучения в средних специальных учебных обучениях: Учебные пособия для преподавателей среднего профессионально образования- М.: Изд. «Мастерство» 2001.- 271 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

Объект исследования: учащиеся 5 и 9 классов Основная цель заключается в выборе методов  и приемов стимулирования активной познавательной деятельности учеников 5 и 9 классов. В соответствии с по...

Использование инновационных технологий на примере урока английского языка

Данный материал является разработкой самого первого урока во 2 классе по программе УМК Enjoy English Биболетовой М.З. и др....

Инновационные формы обучения на уроках английского языка

Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения....

Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка. Технология «Ролевая игра».

Существует несколько интерактивных педагогических технологий, реализуемых на уроках английского языка, например технология "ролевая игра"...

Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение

Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение...

Проект «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения»

Проект можен быть использован учителями английского языка как методическое пособие при работе с детьми с ОВЗ....

«Использование инновационных технологий обучения на уроках русского языка и литературы с целью повышения качества знаний по предмету».

Цель самообразования: Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы. Чтобы поставленная цель...