Уровневая дифференциация
статья на тему

Уровневая дифференциация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urovnevaya_differentsiatsiya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уровневая дифференциация обучения (ФГОС)

 

Печать

 

Практика обучения, основанная на дифференциации требований к уровню освоения и явном выделении базового и повышенного уровней, называется уровневой дифференциацией обучения.  Ее реализация предполагает проецирование системы итоговых результатов на различные этапы учебного процесса и выделение на этой основе системы тематических планируемых результатов. Система тематических результатов и соответствующие этим результатам примеры учебных заданий, образцы учебных действий открыто предъявляются всем учащимся с самого начала изучения соответствующей темы. В частности, открыто и в доступной форме (на примерах заданий) демонстрируется различие в заданиях базового и повышенных уровней или в критериях достижения данного результата на базовом и на повышенном уровне (так называемый принцип  ножниц). 
В отношении освоения повышенных уровней технология рекомендует руководствоваться принципом добровольности («никто не обязан учиться на отлично»!). Оценка достижения базового уровня ведется в этой технологии на основе дихотомической шкалы типа: «освоено — пока еще не освоено», «зачет — незачет», «+» — «–», «1» — «0» и т. п. Обязательность освоения базового уровня не позволяет учителю оставить «открытым» ни один вопрос курса, ни одно формируемое умение, что выражается в праве учащихся на «досдачу» имеющихся пока пробелов, а для учителя означает необходимость использования накопительной системы оценки.
Возможность освоения учащимися базового уровня в любой момент учебного процесса — сразу после введения нового материала или чуть позже, после его отработки и закрепления или даже много позже, после повторных разъяснений учителем, —  означает необходимость такой организации учебного процесса, при котором все дети фактически учатся в индивидуальном темпе.
Такая индивидуализация учебного процесса может вестись,например, на основе работы с «мобильными» группами (группами, состав которых может меняться даже на одном и том же уроке, в зависимости от достижения или недостижения детьми базового уровня). В этом случае учитель поочередно уделяет приоритетное внимание одной или другой группе учащихся — тем, кто уже достиг базового уровня, или тем, кто еще его не достиг. Другая же группа в это время работает самостоятельно над выполнением предложенных учителем заданий. Например, учитель работает с группой учащихся, достигших базового уровня, а остальные учащиеся выполняют задания по отработке базовых навыков. Или, напротив, учитель повторно разъясняет учебный материал или алгоритм действий группе детей, не достигших на данный момент базового уровня, а остальные учащиеся выполняют индивидуальные или групповые задания, направленные на применение изученного, или на углубление своего понимания, или на расширение круга знаний, их интеграцию с материалом других предметов и т.д.
Индивидуализировать учебный процесс можно и на основе заранее подготовленного списка заданий, которые учащиеся выполняют в определенном порядке: сначала нужно выполнить, например, первые 2–3 задания базового уровня, а затем — кто сколько успеет –дополнительные задания No 4–6 повышенного уровня. Учитель же выполняет роль консультанта, помогая тем, кому это требуется.
Возможны и иные технологичные приемы, позволяющие учителю индивидуализировать учебный процесс. Использование этой технологии предполагает постоянный мониторинг учебных достижений школьников.
Во избежание недоразумений поясним, что речь идет о «виртуальных» группах: детей не пересаживают, не объединяют, не делят и т.т., а только лишь фиксируют уровень достижений в данный момент времени и предлагают посильное задание. Уровневая дифференциация — это не дифференциация детей, а дифференциация требований к уровню освоения изучаемого материала!
Уровневая дифференциация обучения может сочетаться с другими базовыми технологиями, адекватными требованиям Стандарта, — обучением на основе учебных ситуаций и обучением с использованием ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уровневая дифференциация на уроках математики

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты.    ...

Технология уровневой дифференциации

В статье описывается опыт применения технологии уровневой дифференциации как средства обучения детей в одном классе с разными способносями ....

Из опыта работы по технологии уровневой дифференциации.

Из опыта работы по технологии уровневой дифференциации.Такой подход к обучению предложила детям в 7-ом «Б» классе. С 7-ого клас­са (второе полугодие) они начали сдавать зачеты по теории и отдель...

Технология уровневая дифференциация. Карточки- помощники для самостоятельной работы с учебником с учётом способностей учащихся. Тема: " Строение и значение систем внутренних органов рыб"

Данные карточки применяются как раздаточный материал при работе с учебником, при индивидуальном изучении данной темы и при изучении данной темы, используя групповые технологии. По образцу можно сделат...

Групповая работа как средство уровневой дифференциации на уроках алгебры

В работе показано с какими трудностями я столкнулась, организуя групповую работу на уроках алгебры. Попыталась дать рекомендации по ниболее удобному формированию групп....

Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка

Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...