Сценарный Геноцид. НЕУМОЛКАЕМАЯ КОЛОКОЛЬНЯ
методическая разработка на тему

Вартеванян Рипсиме Андраниковна

«НЕУМОЛКАЕМАЯ КОЛОКОЛЬНЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_genotsid.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ   «НЕУМОЛКАЕМАЯ КОЛОКОЛЬНЯ»

( О ГЕНОЦИДЕ АРМЯН В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ)

Звучит дудук

Слово Гранту Агоповичу

Слово Римме Антраниковне

Лусик Вячеславовна: Уважаемые гости, здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на нашем тематическом вечере памяти - памяти бесчисленных жертв геноцида армян в Османской империи.

       В любой стране ведущая и решающая роль в сохранении и развитии национальных культур и сохранении языков, формирование межэтнического единства принадлежит семье и школе. Поэтому сегодня мы будем говорить о межэтнических конфликтах, о страшной проблеме, касающейся каждого из нас. И в качестве горького примера мы приведем судьбу многострадальной Армении, над которой в 1915г. Поднялось кровавое зарево геноцида. Наш тематический вечер «Неумолкаемая колокольня» посвящен вопросу о геноциде армян в Османской империи.

О символе 100-летия геноцида - незабудке

      Минута молчания

1. Хор: "Сурб", "Найр мер"

    Анаит:  Межэтнические конфликты……

  Страшное словосочетание. Горькая правда всей твоей жизни, человечество! Межнациональные конфликты не ушли в прошлое. В межэтнических столкновения гибнут люди, уничтожаются ценности. Почему? И за что тебе такая участь, человек?

   Совсем недавно мы все застыли в траурном молчании по поводу новых жертв. Жертв Норд-Оста, Беслана… И сегодня эта боль стучит в наши сердца, как и сострадание к тем мирным гражданам, кто волею судьбы находится сейчас в Ираке, в эпицентре новой войны. И разве не произошло в 1915г. Событие, «забыв» о котором цивилизованные страны просто «открыли дорогу» фашизму? Фашизму, обернувшемуся гитлеровским геноцидом евреев и славян!

«Уничтожайте женщин и детей, больных и стриков, не бойтесь, все забудется. Кто

помнит сегодня о резне армян!» - так напутствовал Гитлер своих солдат в 1939 г., накануне вторжения в Польшу.

Арам: Геноцид органически связан с фашизмом и расколом. Потому что геноцид – это истребление отдельных групп населения по расовым, национальным и религиозным мотивам. Ни один народ, ставший объектом геноцида, не может и не должен забыть пережитую им трагедию. Это относится и к армянам, ставшим жертвой преступления, выражавшегося а самых варварских формах на протяжении полувека – с 1878-го по 1923гг.

2. Стихотворение: Осипян Арам "Мшо чар ынтир" ("Мушевский молитвенник")

   

Анаит:  Поднималась кровавая заря сорок первого века Армении. «Мы подобны жатве, срезаемой рукой неумелого косца во мраке ночи» - эти строки эпископа Ованеса

могли ба стать эпитафией на могильных плитах миллион армян, если бы места, где лежат их кости, были отмечены хотя бы камнем.

   Арам:   На тысячах километров с запада на восток – от устья реки Галис до озера Капутан – развернулась в 1915 г. кровавая «жатва». В Малой Армении и Армянской Месопотамии уничтожали народ, живший на этой земле сорок веков.

3. Песня: Мхитарян Анна "Киликия"

   

    Анаит: Варварское истребление армян организовала правящая клика султанской Турции; точнее говоря, кровавая банда младотурецких националистов-шовинистов. Это чудовищное злодеяние партии младотурок (партии «Итгихад ве Пираки») было кульминацией той гнусной практики физического уничтожения армян в Турции, которую начал жестокий и коварный тиран султан Абдулу Гамид еще в последней четверти XIX в. Известно, что в 1890-х гг. было вырезано до 300000 мирных беззащитных людей, а в 1909г. в городе Адана и ряде провинций Киликии  40000 человек. Поэтому, когда речь идет о геноциде армян в Османской империи, нужно иметь ввиду не только всеобщую резню 1914-1918 гг., но и массовые погромы и избиения конца XIX - начала XX вв.

    Арам: Трагедия, пережитая армянским народом в Турции, была страшной, редко встречающейся в мировой истории.

«В новой истории, - писал Г.Орджоникидзе в 1925 г., - мало народов, которые понесли бы такие большие жертвы, как армяне, и мало стран в которых было бы пролито столько крови, сколько в Армении».

   

4. Стихотворение: Караханян Инесса "Гарунд hаерен э галис" Намо Саhян

Анаит:  Западные армяне, находившиеся под господством турецкой деспотии, подвергались жестокому военно-феодальному угнетению и неслыханным притеснениям. Социальный и национальный гнет принимал здесь самые уродливые и позорные формы. Необузданный произвол султанов и пашей не имел границ. Положение армян как бесправных «гяуров» было невыносимым; они постоянно находились под угрозой погромов и резни.

Арам: В создавшейся ситуации невыносимых опустошительных погромов и варварских избиений возник «Армянский вопрос», который вскоре стал предметом дипломатический игр великих держав. Среди населения Западной Армении усилилось стремление к свободе, к борьбе за свою жизнь и элементарные человеческие права.

Анаит:  Сформировались три крупные партии социал-демократического характера: «Печак» ( «Колокол» ), «Дашнакчутюн» ( «Союз» ), «Рамкавар» ( «Труженик» ). Из них Дашнаки превратились во влиятельную партию.  Они располагали значительными средствами, оружием, имели свои филиалы как в Турции, так и в европейских странах. Однако младотурки коварно эксплуатировали идею братского мира народов. Это был обман, скрывавший до поры до времени истинные цели младотурок, стремящихся к власти.

  Арам:  Недальновидность и доверчивость лидеров армянских партий, восторженная увлеченность идеей «единства» заставили дашнакских лидеров в Константинополе буквально спасти младотурок от разгрома, всеми силами готовить падение режима Абдул Гамида в 1908 г. и обеспечить приход к власти в Турции младотурецких «братьев». Надежды, которые лидеры армянских партий связывали с движением младотурок, не только не оправдались, но и обернулись страшным преступлением против собственного народа, обманутого, как и они, коварными обещаниями единства и братства.

Над армянами нависла угроза полного уничтожения. Младотурки готовили резню.

5. Песня: 6В "Менк петк э крвенк"

    Анаит: История человечества не знала еще такого плана, продуманного во всех деталях и известного правительствам европейских цивилизованных держав, -  плана уничтожения целого многонационального народа, древнейшего на планете! Уничтожению подлежало все армянское население старше пяти лет; малолеток, девушек и молодых женщин по желанию могли забрать турки.

Арам: Германский генералитет совместно с турецким генштабом осуществил детальную разработку плана геноцида армян. «Для того, чтобы навсегда снять с Турции армянский вопрос, нужно ликвидировать армян», - считали младотурки. Речь шла не об угнетении, а об уничтожении нации.

   К геноциду готовились тщательно. Турецкий Талаат с пунктуальностью телеграфиста разослал смертоносные депеши; 24 апреля 1915 г. началась резня.

Анаит:    Бои…

    Резня…

    Пожаров красная стена,

    В крови сердца людские,

    А была весна..

    Мешать? Зачем? Пусть так идет!

    Была весна. До летних дней

    На землю рухнул небосвод,

    Снег, обжигающий огнем!

    Весна! А выпал снег кругом!

П. Севак

Арам: В ночь на 24 апреля 1915 г. представители полицейского управления Константинополя ворвались в дома самых видных армян столицы и арестовали их. За несколько последующих дней восемьсот человек – писатели, поэты, журналисты, политики, врачи, юристы, ученые, священники, педагоги, деятели искусства были отправлены в центральную тюрьму. Жертвами начавшегося геноцида стали писатели : Даниель Варужан, Бубен Зардарян, Рубен Севак, Арташес Арутюнян, Тигран Чекюрян, Сибат Бюрат; публицисты и редакторы : Назарет Тагаварян, Тигран Келекян, Гарик Озарян и другие.

    Спустя два месяца, 15 июня 1915 г., на одной из площадей столицы были казнены 20 интеллигентоа-армян, членов партии «Печак», которым было предъявлено сфабрикованное обвинение в организации террора против властей и стремление создать автономную Армению.

    Анаит: Был арестован и Комитас (Согомон Согомонян, 1869-1935гг.) – великий армянский композитор, музыкальный этнограф, теоретик музыки, хормейстер, педагог. Его бесценные произведения были сожжены. Позже его сослали в местность Чангер. По пути в ссылку Комитас стал очевидцем трагедии своего народа: на его глазах были зверски убиты Григор Зохраб, Дагиель Варужан, сотни женщин и детей. Душа Великого композитора не вынесла чудовищной картины, и он лишился рассудка. По ходатайству ряда авторитетных деятелей Турции он был возвращен в Константинополь, помещен в больницу, а затем, в 1919 г. переправлен в психиатрическую лечебницу в Париже. До конца его жизни лучшие врачи Парижа не смогла восстановить его рассудок и память. В 1936г. его прах был перевезен в Ереван и захоронен в пантеоне деятелей науки и искусства. В 2001 г. в центре Парижа был установлен памятник Комитасу.

6. Звучит музыкальное произведение Комитаса  "Дле яман"

    Арам: Согласно планам геноцида, константинопольских армян надлежало не вырезать на месте, как в других городах и селах, а вывести из города и погнать а Месопотамию, в сирийскую пустыню. Убивать мирных жителей на виду у дипломатических представителей многих стран турецкий генштаб и германские генералы сочли неудобным. Надо было все сделать бесшумно, вдали от глаз, по дороге. Где и кого, в каком селе и в каком ущелье нужно было резать, куда прятать трупы – все было заранее предусмотрено.

    Анаит: Армянское население Константинополя, Арарума и других крупных городов гнали по этапу и постепенно уничтожали в пути: консулы и представители так называемых цивилизованных держав могли видеть лишь, как мужчин отделяли от женщин и гнали отдельными колоннами за город в сопровождении солдат и жандармерии.

    В глухих сельских местностях все было совсем просто: выпущенные на этот случай из тюрем уголовники вместе с добровольцами из турецких сел и солдатами врывались в армянские поселения и устраивали резню и истязания.

7. Стихотворение: Баграмян Егор "Нишохутьюн" Хазарос Ахаян

  8.  Песня: Хор 5-6-х классов

Анаит: Из высказываний М. Горького:

    «…Память воскрешает трагическую историю Армении конца XIX – начала XX веков, резню в Константинополе, Сасунскую резню, гнусное равнодушие христиан «культурной» Европы, с которым они относились к истреблению их «братьев во Христе», позорнейший акт грабежа самодержавным правительством церковных имуществ Армении, ужасы турецкого нашествия последних лет, - трудно вспомнить все трагедии, пережитые этим энергичным народом».

А сколько маленьких армян не смогло родиться??? Тысячи, сотни тысяч, ответа мы, увы, не узнаем никогда.

9. Песня: хор 2Б "Ереван"

Арам: Пятьсот армянских сел Мушской равнины сравнялись с землей под ударами артиллерии; все жители были убиты. Особые подразделения турецкой армии действовали по заранее составленным планам, за любое послабление со стороны офицеров полагался расстрел. «Доблестные» турецкие вояки «храбро» сражались против безоружных крестьян пушками, пулеметами и германскими ружьями. Добивали и грабили сообща с турецкими крестьянами во главе с их духовными пастырями – муллами.

Анаит: После 1915 г. прошло почти девять десятилетий, и они были заполнены чудовищными по масштабам кровопролитиями – революция, гражданская война, гитлеровский фашизм и Вторая мировая война, но ни одно из этих эпохальных по жестокости событий не поражает так, как армянский геноцид 1915 г., поистине всенародным энтузиазмом, с каким проходило истязание и уничтожение армянской нации. Казалось, от запах крови турки впали в безумие, потеряли человеческий облик.

    Арам:  Из 18 тысяч армян, высланных из Харберда и Себастии, до Алеппо дошли 350 женщин и детей, а из 19 тысяч, высланных из Арзрума, - всего 11 человек… Путешественники-мусульмане, ехавшие по этой дороге, рассказывают, что это путь непроходим из-за многочисленных трупов, которые там лежат и своим зловонием отравляют воздух…

    …Турки сразу не убивают мужчин, и пока эти последние плавают в крови, их жены подвергаются насилию у них на глазах… Они калечат, они мучают…

 

Анаит:    И те, что меняли белье раз в семь лет,

    А мыло, увидев, смеялись в ответ,

    В покой новобрачных врывались чуть свет,

    Его оскверняли всею грязью своей,

    Бесчестя армянских святых матерей…

    Те люди, в которых наивно искать

    Людские черты _

    Обезьянам подстать,

    Тяжелые камни подняв не спеша,

    Камнями теперь разбивали, круша

    Прекрасные головы тех,

    Кто векам

    Дарил чудеса, уподобясь богам…

      Паруйр Севак, «Неумолкаемая колокольня»

    Арам: В условиях организованной правительством и армией резни целого народа можно удивляться тому, что армянское население все-таки сопротивлялось. Героическое сопротивление горских армян в Киликии описал австрийский еврей Франц Верфель в романе «Сорок дней Горы Мусса», переведенном на многие языки, в том числе и на русский.

   

Анаит: Мало известно о стодневном сопротивлении сасунских армян – жителей десятка сел, закрепившихся на горе. Крупные восковые соединения турок окружили гору и обстреливали ее из пушек, остервенело бросались на нее со всех сторон. Армянские крестьяне применили тактику активной обороны, однако у них кончились запасы воды, продовольствия, боеприпасов. Тогда сасунцы решили погибнуть в бою или пробиться сквозь окружение. В последней штыковой атаке они погибли как герои.

   

Арам: Активное сопротивление оказали и ванские армяне. Ванские гонцы сумели переправиться на линию фронта и сообщить армянским добровольцам и русскому командованию о том, что осажденный Ван ждет помощи.

    Анаит: Армяне сопротивлялись, насколько могли это сделать безоружные люди, но, тем не менее, преступный геноцид армянского народа, организованный младотурками в Армении, привел к жестокому опустошению древней страны. По свидетельству очевидцев, в сирийскую пустыню Дейл-Эль-Зор (по-армянски – Тер Зор) после всех погромов и убийств были согнаны и погибли под палящим солнцем от пятисот тысяч до миллиона армян. Тер Зор стал гигантской могилой, которая должны была потрясти человечество. Даже спустя столько лет Тер Зор потрясает нагромождение костей.

10. Песня: 6Б "Наенк менк"

Арам:  От турецкого геноцида погибло более 2 млн армян. Вся Армения была опустошена… После Первой мировой войны турки в спешном порядке устроили некое подобие суда над некоторыми организаторами геноцида армян и приговорили их к тюремному заключению на Мальте. Через пару лет Мусафа Кемаль – один из лидеров младотурок, но более ловкий в демагогии, чем они, освободил заключенных преступников и ввел их в состав своего парламента.

    Таким образом, организаторы и исполнители геноцида армян в 1915 г. остались безнаказанными. Это попустительство со стороны «цивилизованных» стран по отношению к турецким преступникам обернулось через пару десятилетий гитлеровским геноцидом евреев и славян.

    Анаит:   Это страшно! Это касается каждого из нас! Об этом нельзя не помнить сегодня! Гражданский долг каждого из нас – упредить подобное, не допустить повторения этого кошмара в будущем и не забывать никогда!

Арам:  Это – правда о геноциде армян в Османской империи. Горькая правда о страшной гибели родных и близких наших земляков. Армян, теперь уже навсегда связавших свою судьбу с Доном.

11. Стихотворение: Саакян Ани "Ани" Нованес Шираз

Анаит:  Варварское истребление армян, длившееся почти полвека (с 1887 по  1923 год) привело к тому, что на 9/10 исторической родины армян коренного населения не осталось.

Но сегодня мы, армяне, гордо заявляем, что мы были, есть и будем жить и творить!!!

12. Песня: Даглдиян Эмма "Наястан"

Арам: Эти сведения не встретишь в специальной литературе, но музей русско-армянской дружбы Сурб Хач хранит в своих архивах собранные по крупицам сведения, личные вещи очевидцев и  горькие документы – свидетельства о смерти жертв тех страшных событий.

Анаит: Исторические справочники лишь констатируют факты: На сегодняшний день 650 тысяч армян проживают в России.

И в календарях жителей моей малой родины есть скорбная дата – 24 апреля – День памяти жертв геноцида армян. А на земле моей   малой Родины есть священный камень – Хачкар. Единственная ценность, принесенная армянами на Дон. Эта реликвия теперь уже не только армянского народа.  

   Лусик Вячеславовна: Я знаю, эта боль будет жить в душе каждого армянина, и будет жить, пока живет весь армянский народ.

Конфликты между народами и государствами приводят к утратам трагичным и страшным. Историю нельзя изменить, в ней уже невозможно что-то исправить в прошлом, но можно не допустить повторения печального опыта в будущем. А будущее нашей хрупкой планеты – в наших руках. Помните, дети, об этом, и пусть самыми главными вашими советчиками всегда будут ваши знания и ваша совесть!

13. Хор: "Ереван Эребуни"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНОЦИД АРМЯН

ГЕНОЦИД АРМЯН-БОЛЬ АРМЯНСКОГО НАРОДА.ЛРОТИВРЕЧИЯ С ТУРЦИЕЙ ДО СИХ ПОР НЕ УЛАЖЕНЫ....

К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.

2-я мировая война по своим  преступлениям  доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....

Материалы к внеклассному мероприятию, приуроченному к 100-летию со дня геноцида армянского народа

Прилагаемый материал является вспомогательным для обеспечения мультимедийного сопровождения занятия...

Классный час на тему: « Нацистский геноцид. Блокада Ленинграда»

С распадом Советского Союза система моральных ценностей, в том числе патриотическое воспитание граждан, пережила глубокий кризис и впоследствии была практически утрачена. В обществе стали популярны ид...

Геноцид советских граждан во время Великой Отечественной войны ( Работа на конкурс "Без срока давности")

Из приведенного документа читатели могут узнать больше информации о геноциде советских граждан. Узнают о зверствах, проводимых немцами над мирными гражданами Советского союза в годы Великой Отечествен...

Сценарий занятия «День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками» (8-9 класс)

Представляю вашему внимаю сценарий классного часа для 8-9 классов о "Единм дне памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками"....