Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрению модуля «Обучение тому, как обучаться» в серию последовательных уроков по английскому языку.
статья на тему

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksivnyy_otchet_po_obosnovaniyu_i_metodike.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике

внедрению модуля «Обучение тому, как обучаться»

в серию последовательных уроков по английскому языку.

Когда я пришла  в школу, я знала, что буду проводить свои первые, по-новому построенные уроки в 6 классе. Мой выбор этого класса был неслучайным, дети этого возраста всегда открыты, любознательны, непосредственны. Прежде чем планировать урок, я вновь обратилась к книге "Руководство для учителя". Заново пересмотрела все 7 модулей, о  которых в ней пишется и особое внимание уделила "Новые подходы в преподавании и обучении". Ключевыми факторами, определяющими эффективность учебного процесса в классе, являются следующие:

  1. Понимание детьми процесса обучения;
  2. Понимание того, чему обучать;
  3. Представление о том, как построить учебный процесс;
  4. Как оценить результативность обучения;

На I этапе обучения Программы «Лицом к лицу» я изучила модуль «Обучение тому, как обучаться». Придя на практику в школу, я должна была применить идею данного модуля в серии своих последовательных уроков. Я поняла, что для того чтобы учебный процесс стал более интересным и результативным мне нужно сосредоточить свое внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся  умения обучаться (Руководство для учителя, 2015). С этой целью, в серии своих последовательных уроков, я должна была также создать  благоприятные условия, т.е. коллаборативную среду, которая помогала бы учащимся быть более активными на уроке и вовлекать их в учебный процесс. Такая среда отслеживалась в серии моих последовательных уроков. Созданием такой среды стало проведение стратегии, таких как: «Найди себе пару» (при помощи пазла), «Атомы» и другие. Во-первых, дети сняли напряжение, во-вторых, сформировали группы не по принуждению, а в игровой форме.

   Что делает для этого учитель?  Планирует и  выстраивает ряд работ. Планируя свой урок, я хотела, прежде всего, выяснить уровень усвоения учебного материала,  вспомнить прошедший материал, понять, что на данном этапе времени представляют собой базовое знание об этом материале. Моя работа заключается в том, чтобы подобрать нужный материал, который и ляжет потом в основу рефлексивных моментов, и именно это становится основой отношения к себе как к чувствующему человеку, который может при желании в своей жизни что-то менять, так как исходит из уверенности, что все, что с ним происходит, – не случайно. А если это так, то мы можем пытаться на уроках  английского языка работать с собой, аргументировать, делать выводы.

Помимо образовательной среды, нужно также принимать во внимание то, как учащиеся учатся. На этом важном этапе можно проанализировать «Пирамиду Обучения». Сделав это, я пришла к выводу, что основу обучения составляет передача знаний, а не лекция, которая зачастую становится ведущим звеном в нашем преподавании. Лекция тоже играет соответствующую роль, но не занимает лидерскую позицию. Для того, чтобы учащиеся проявляли внимание и удерживали его они должны обладать самомотивацией, которая в основном зависит от действий учителя. Я считаю, не менее важным наличие личностно-ориентированного подхода в обучении. Здесь важно понять, что ученики уже знают и умеют, какие у них интересы и увлечения, что каждый отдельно взятый ученик знает, любит, умеет и желает делать (Руководство для учителя, 2015). На своих уроках я старалась, чтобы учащиеся, в большей степени, взаимообучали друг друга, передавали знания. Изучая данный модуль, я обратила внимание на восемь тезисов, которые, как нельзя точно, отображают всю суть данного раздела. Здесь необходимо учитывать время, которое отводится на выполнение заданий того или иного этапа урока. В течение этого времени учащиеся не должны просто отсиживаться, или делать вид, что они участвуют в процессе обсуждении, а действительно, должны быть задействованы и заинтересованы в работе своей группы. Если говорить о серии уроков, то на каждый этап было отведено определенное количество времени, при этом я учитывала уровень владения материалом, возрастные способности. Работая в группе, учащиеся обучают друг друга, потому что никто не совершенен, и каждому есть, чему поучиться у других. Я только за, если более сильный ученик, или тот, кому все понятно, научит более слабого, или того, у кого возникли какие-то трудности. Так, на моем первом уроке, у меня возникла проблема. В этом учебном году у меня появился ученик из другого города. Ему трудно адаптироваться к новой среде. При выполнении задания на  закрепление новой лексики у Абилхаира возникли трудности. Он чувствовал неудобство при совместной работе, да еще и не блистал знаниями по предмету. Поэтому я попросила Орумбаева  Асанали, который умеет находить общий язык со сверстниками, помочь Абилхаиру с выполнением задания. Асанали охотно взял шефство над ним. Он оказывал ему всяческую поддержку, как в приобретении знаний, так и в психологическом смысле. Из урока в урок я видела, что Абилхаир стал более комфортно работать в паре или в группе, и особенно на последнем из серии последовательных уроков, он проявил большую активность, нежели раньше, когда работали над творческим заданиям коллажом. Хочу сказать, что и другие ученики помогли создать для него благоприятную атмосферу и помогли стать равноправным участником при работе в группе. 2 ученика в классе немного не успевают по предмету, это Адильхан и Мадияр, так как им сложно усваивать сразу новый материал или пересказ текста. И в этой ситуации я даю возможность сильным ученикам Асанали, Глебу, примерить на себя роль  учителя, помочь Мадияру и Адильхану объяснить новую тему. Обратив внимание на этот момент урока, я сделала вывод, что данная ситуация явилась примером саморегуляции, о которой я скажу далее.

Надо и сказать о важности подбора учебного материала, а также учитывать учебный план. Учебный процесс, при котором преподаватель учитывает понимание учеников, а не только успеваемость, способствует более глубокому пониманию и усвоению материала (Руководство для учителя, 2015). Учитель должен знать свой предмет, умело преподносить его, ориентировать на знания, которые помогут учащимся выполнять те действия, которые в свою очередь, приведут к конечному результату. Также нужно учитывать и объем учебного материала, это зависит от сложности темы, так как учащимся не хватает времени усвоить материал. Еще одним из важных моментов должно стать обобщение полученных знаний, рефлексия урока. Учащиеся должны научиться делать выводы, анализировать, высказывать свои пожелания на будущее, обдумывать свои идеи. Размышляя над этими важным учебным процессом, хочу сказать, что я старалась не перегружать учащихся большим объемом информации, но сделала так, чтобы полученные знания на уроках помогли им добиваться нужной цели.

Оценивая работу учащихся на уроке, нужно применить как формативное оценивание, так и суммативное, что будет  способствовать более глубокому пониманию у учащихся об уровне их успеваемости. Другими словами  учителя и ученики создают такое сообщество, в котором они взаимодополняют друг друга, обучают друг друга. «Две звезды и желание», по завершении которого учащиеся обменялись друг с другом тетрадями и оценили знание определенного материала (в данном случае лексики по уроку и упражнение). Многие из этих техник явились моментами рефлексии, которая помогает учащимся проанализировать свою работу, сделать выводы, о чем говорилось ранее. Так для чего же мы оцениваем учащихся? И что такое оценивание вообще? Оценивание – это основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения, осуществления обратной связи, оповещения участников образовательного процесса о состоянии, проблемах и достижениях образования. Также не нужно забывать и о поощрении и обратной связи, что сделает обучение более комфортным и интересным. Хвалить и поощрять можно тоже разными способами. Можно просто похвалить, а можно похвалить с перспективой на будущее. Конечно, учитель должен построить свой урок так, чтобы учащимся было интересно и увлекательно взаимодействовать друг с другом, с учителем. Учитель должен видеть своего ученика, прежде всего, как личность. Рассматривая похвалу или поощрение, как один из способов комфортного обучения и обратной связи, скажу, что на своих уроках я использовала данные приемы, как в устной форме, так и в письменной. Приведу пример: «Молодец, Настя! Сегодня ты на высоте!», «Проверь данное упражнение еще раз, обрати внимание на правило» и т.д. Бывают такие случаи, когда учащийся не готов к уроку или не показал достаточный уровень знаний по тому или иному материалу, чтобы быть оцененным. Тогда, я предоставляю возможность учащемуся приготовиться на следующий урок. Один из таких случаев произошел на третьем уроке из серии последовательных уроков. Единственный ученик Адильхан не выучил слова, так как он отсутствовал по болезни целую неделю. Тут я решила дать ему шанс. Давая ученику шанс, я поддержала его, но главное – не переборщить, потому что есть ученики, которые могут не воспользоваться этим шансом. На следующий урок Адильхан выполнил свое выполненное задание и получил хорошую оценку.

       Говоря об обучении тому, как обучаться нельзя не сказать и о важности таких процессов, как метапознание и саморегуляция. Метапознание подразумевает знание и понимание, когнитивный процесс, включая возможность находить свои ошибки и регулировать мыслительный процесс. Термин «метапознание» впервые применил Флейвелл, но он в большей степени, занимался изучением детского метапознания на ранней стадии обучения. Метапознавательные навыки позволяют учащимся свободно изучать темы и предметы.

Существует четыре типа саморегуляции: эмоциональный, социальный, мотивационный и познавательный. Одним из выполненных заданий по саморегуляции во время практики в школе явилось наблюдение за двумя учениками. Я использовала проверочный лист развития самостоятельного обучения, в котором я отметила важные аспекты и выявила, у наблюдаемых мною учеников Мадияра и Насти присутствуют эмоциональный и социальный типы саморегуляции соответственно. Анализируя данные учения, я считаю, что саморегуляция – учит умению управлять собой, работать над собой в нужном направлении, применять полученные знания, поставить перед собой цели, достигать поставленных целей. Я считаю, что саморегуляция присутствовала на всех моих уроках, где-то в большей степени, где-то – в меньшей.         Если проанализировать деятельность Мадияра в течение серии уроков, то можно сделать вывод: на первом уроке этому ученику требовалось больше внимания и поддержки нежели другим ученикам; я и Настя выполняли роль «подмостков»; на последнем уроке, Мадияр сам регулировал свой процесс обучения и уже, в каких-то моментах, сам предлагал идеи и помогал другим учащимся обучаться.

        Еще одним из важных аспектов модуля «Обучение тому, как обучаться» является «Голос ученика». Известный ученый Джинн Раддок говорит о необходимости разговора между учащимися и учителями в вопросах преподавания и обучения, т.е. учитывая мнение учеников и придя к общему мнению, можно достичь более значимых результатов при обучении. Иными словами, каждый ученик должен быть услышанным учителем, что сделает обучение более комфортным и результативным. На серии своих уроков, я прислушивалась к «Голосу ученика», для того чтобы процесс обучения удовлетворил обе стороны. Например, когда мы составляли правила для работы в группе; когда составляли критерии для оценивания работы, мы прислушивались к мнению друг друга. Таких моментов может возникать много. Такое общение между учителем и учениками способствует развитию саморегуляции у учеников. Вообще-то, можно сказать, что я и раньше пользовалась таким приемом, только называла этот процесс по-другому, не пользуясь такими точными понятиями Программы.  

        Подводя итог, хочу сказать, что мне комфортно работать  в моем классе. На уроке мы не только работаем над повышением уровня знаний и умений, мы также можем шутить, рассказывать интересное, разряжать обстановку. Я и мои учащиеся создаем эти благоприятные условия друг для друга. Я считаю, что человеку необходимо чувствовать себя комфортно в любой обстановке. Я не хочу, чтобы мои ученики были зажатыми на уроке, боялись взгляда, жеста, слова. Такое отношение может только привести к недопониманию, недоверию и к невозможности получить желаемый результат в процессе обучения. Применяя на своих уроках новые подходы в обучении, я научилась строить свою работу заново, а учащиеся научились строить отношения между собой. Мы вместе учились работать по-новому, при этом создавая удобство для работы друг с другом. Если конкретизировать выше сказанное, то я научилась правильно организовывать работу в группах, создавая коллаборативную среду; наблюдать за самостоятельной работой учащихся; строить «подмостки» для поддержки учащегося; осуществлять обратную связь; учитывать объем материала; грамотно проводить рефлексию, для того, чтобы учащиеся могли правильно обобщать изученный материал. Модуль «Обучение тому, как обучаться», как нельзя точно описывает  ту работу, которую должен проводить на своих уроках грамотный специалист. Говоря о будущем, о дальнейшей своей педагогической деятельности, я могу сказать, что применение данного модуля на уроке, станет основной ступенью на пути к успеху.

Также данный модуль дал мне понять, что обучение не должно быть индивидуальным и изолированным. Поэтому я на своих уроках вела работу в группе и в парах. Работая дружно в группе по 4-5 человек, я заметила, что процесс обучения проходит интересно. Когда учащиеся, которые между собой конфликтуют, в группе они активно включаются в обсуждение заданной проблемы. Стараются выслушать друг друга, прийти к единому мнению. Наблюдая за некоторыми ребятами, я могла услышать их рассуждения по предложенному заданию: проанализировать. Даже говорили два ученика, которые на обычных уроках отмалчиваются. Это лишний раз подтверждает, что работа в группах позволяет раскрыть внутренний мир ученика, помогает распознать скрытые таланты. Еще для себя я заметила, что увлекаясь планированием урока, я не всегда учитывала психологическую совместимость детей. А это я, думаю, не маловажно при совместной работе в группе.

        Внедряя идеи данного модуля в серию последовательных уроков, я заметила, что интерес к учёбе у детей возрастает. Появляется желание приобретать новые знания, учиться самому и учиться у других. Данный модуль позволил мне раскрыть моих учеников с разных сторон.

Делая выводы, я могу сказать, что использование идей данного модуля на уроках позволят учащимся овладеть способностью сокращать зависимость от посторонних, научат комплексу подходов, качеств, навыков и знаний, которые они смогут применять при необходимости чему-либо научиться (Руководство, 2015, с.144). Учителя стремятся понять, что ученики уже знают и умеют, какие у них интересы и увлечения, что каждый отдельно взятый ученик знает, любит, умеет и желает делать.

Список используемой литературы

  1. «Руководство для учителя», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в серию последовательных уроков.

Рефлексивный отчет о внедрении модуля "Новые подходы в обучении" по Программе Кембриджского университета в своей педагогической практике...

Рефлективный отчет об использовании одного модуля «Диалоговое обучение» Программы в планировании серии последовательных уроков

Работая в школе, у меня сформировались свои взгляды и убеждения, на понимание роли учителя в обучении и преподавании. Я всегда была восприимчива к новым идеям и изменениям в области образования  ...

рефлексивный отчет по одному уроку из серии последовательных уроков

разработка урока с учетом 7 модулей программы...

Презентация по внедрению 7 модулей программы в серию последовательных уроков

Данная презентация была использована на защите во время обучения, в ней объясняется внедрение семи модулей программы в серию последовательных уроков в 8 классе....

Интеграция модуля "Применение ИКТ" в серию последовательных уроков алгебры в 7 классе

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим вед...

Серия конспектов уроков по английскому языку для 5 класса. УМК "Spotlight"

Данный раздел содержит конспекты уроков по английскому языку...