Рефлективный отчет об использовании одного модуля «Диалоговое обучение» Программы в планировании серии последовательных уроков
статья (7 класс) по теме

Работая в школе, у меня сформировались свои взгляды и убеждения, на понимание роли учителя в обучении и преподавании. Я всегда была восприимчива к новым идеям и изменениям в области образования  и  с большим удовольствием применяла их на своих уроках.  Анализируя «Руководство для учителя» и ознакомившись с идеями Выготского по вопросам когнитивного развития учеников, я поняла, что речь это самый основной инструмент обучения. И эта идея стала важной  для моей практики. В своей прежней педагогической практике я  уделяла время развитию речи, но проблемы в четком и правильном  выражении мыслей  сохранялись. Учащиеся говорили мало, давали односложные ответы, не аргументировали свои мысли.  Я предположила, что если развивать  речевые навыки  учащихся, а именно говорение, обсуждение и аргументацию, то это позволит вовлечь всех учащихся в обучение построению связных диалогов и монологов. Поэтому, на первом уроке, для уточнения темы урока и определения его целей,  учащимся был показан видеосюжет, после просмотра,  которого они должны были обсудить и озвучить, чем  будут заниматься на данном уроке. Мне понравилось, что ребята активно участвовали в беседе, хотя затруднялись в грамотном формулировании своего ответа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reflektivnyy_otchet_ob_ispolzovanii_odnogo_modulya.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

 

                 Рефлективный отчет об использовании одного модуля

«Диалоговое обучение» Программы в планировании серии последовательных уроков

          Работая в школе, у меня сформировались свои взгляды и убеждения, на понимание роли учителя в обучении и преподавании. Я всегда была восприимчива к новым идеям и изменениям в области образования  и  с большим удовольствием применяла их на своих уроках.  Анализируя «Руководство для учителя» и ознакомившись с идеями Выготского по вопросам когнитивного развития учеников, я поняла, что речь это самый основной инструмент обучения. И эта идея стала важной  для моей практики. В своей прежней педагогической практике я  уделяла время развитию речи, но проблемы в четком и правильном  выражении мыслей  сохранялись. Учащиеся говорили мало, давали односложные ответы, не аргументировали свои мысли.  Я предположила, что если развивать  речевые навыки  учащихся, а именно говорение, обсуждение и аргументацию, то это позволит вовлечь всех учащихся в обучение построению связных диалогов и монологов. Поэтому, на первом уроке, для уточнения темы урока и определения его целей,  учащимся был показан видеосюжет, после просмотра,  которого они должны были обсудить и озвучить, чем  будут заниматься на данном уроке. Мне понравилось, что ребята активно участвовали в беседе, хотя затруднялись в грамотном формулировании своего ответа.

Цель его заключалась в том, чтобы заинтересовать и мотивировать учащихся к дальнейшей работе на уроке. В данном виде деятельности использовалась  стратегия «Мозговой штурм». Данная стратегия способствовала развитию критического мышления учащихся через изучение информации способом демонстрации видеосюжета о телевидении, а также через постановку вопросов «низкого» и «высокого»  порядка и выделение проблем, которые необходимо решить. Положительным моментом в данном этапе было то, что дети, размышляя и выдвигая идеи, смогли высказать свою точку зрения, причем делали они это свободно, без боязни ошибиться или быть исправленным преподавателем. И в итоге, учащиеся сами определили тему урока  и высказали предположения  о его целях и задачах.    Моя роль на этом этапе работы состояла в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме и способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах.

На этапе осмысления и понимания темы применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в учебно–исследовательской деятельности. Каждой группе было предложена работа с текстом – «Инсерт», с целью развития критического мышления учащихся  посредством чтения и говорения. Работая с текстом, учащимся необходимо было выделить маркером  новую информацию и далее ответить на вопросы учителя. Такая работа с текстом способствовала  тому, что учащиеся учились самостоятельно работать с текстом, выделять основное и осмысливать свою работу, добывать знания с помощью диалогического обучения, что помогло развить речь и обогатить учащихся общением и размышлением. Чтобы оценить знания учащихся о понимании прочитанной информации, учащимся  были предложены вопросы «низкого» и «высокого» порядка: Какую новую информацию из текста вы узнали? С какого возраста можно смотреть телевизор? Выразите свое отношение к прочитанному тексту, которые были направлены  на умение учащихся  применять, реорганизовывать, расширять, оценивать и анализировать информацию по тексту. В ответах на мои  вопросы  более активную позицию занимали  дети, которые относятся к группе «талантливых и одаренных». Это: Лида,  Таня и Анеля. Данные ученицы постарались четко сформулировать свои мысли и аргументированно ответить на мои вопросы. Мне как учителю было приятно слышать их мнение, такт как,  выдвигая свои гипотезы,  они смогли реализовать себя на более высоком  уровне, что дало им возможность еще большего творческого и интеллектуального роста. Нужно отметить, что среди всех учащихся группы, на достаточно хорошем уровне смогли проявиться такие  учащиеся как: Маша, Дима, Яна и Саша.  Они четко выразили свое отношение к тексту, определив все достоинства и недостатки просмотра телевизора.      

Положительным моментом  было то, что  учащиеся смогли продемонстрировать умение вычленить главное, выразить своё собственное мнение, согласиться или не согласиться со словами  своих одноклассников. На следующем этапе формировались умения задавать вопросы. Учащимся было предложено провести интервью друг с другом и задать как можно больше вопросов по теме. Когда дети получили задание, они сразу же приступили к активному обсуждению и стали готовить интервью. Я видела, как раскрываются  мои дети, взаимодействуя друг с другом: у Лиды Б. и Анели Н. открылись лидерские качества, а такие учащиеся как: Данил В. и Андрей М., которые   пытались отмалчиваться на уроках – заговорили,  а Настя З. и  Саша Л. оказались хорошими ораторами. Дети свободно задавали вопросы, принимали и соглашались с идеями друг друга, беседа использовалась для обмена знаниями, и принесла  большую пользу, потому что, обсуждая данную тему, дети выражали свое понимание, осознавали, что у них разные идеи и в связи с этим учились аргументировать свои ответы.

                 На втором уроке  я использовала   вопросы «низкого» и «высокого» порядка, чтобы сформировать уже имеющиеся знания у моих учащихся по прошлой теме.  В ходе беседы с учащимися мною были заданы такие вопросы как: « Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Какие жанры фильмов вам известны? Объясните, почему людям нравятся смотреть фильмы?». В процессе своих рассуждений и ответов на вопросы, учащиеся  сформулировали тему урока и пытались предположить возможные цели и задачи. Так, например, Яна С.  высказала следующее предположение цели урока:  «На этом уроке мы будем обсуждать любимые мультфильмы»,  Дима К.: «Сможем узнать, какие фильмы нравятся ученикам нашей группы». А Лида Б. и Анеля Н., это то ученицы, которые являются одаренными, определили, что цель урока предполагает: «Выявить виды и типы фильмов, узнать, какие фильмы популярны сейчас и кто из актеров и актрис наиболее известны на сегодняшний день». Планируя групповую работу, я предложила учащимся   составить диалог на тему: «Мой любимый фильм», который способствовал развитию  у учащихся коммуникативных  и управленческих способностей, умение слушать и слышать друг друга.

Наблюдая этот процесс работы в своем классе, отметила следующее: с помощью диалога ученики стали ближе друг к другу, старались  выслушать мнение одноклассников, пытались грамотно донести свои мысли и правильно ответить на поставленные вопросы. В ходе наблюдения за диалогической речью учащихся я  обратила внимание на учеников, за которыми веду особое наблюдение, это Андрей, Данил и Лида.  Чтобы вовлечь их в процесс диалога я задала им ряд вопросов:

«- Какие жанры фильмов вы знаете?  Приведите пример?

   Андрей сказал: « Я знаю такие жанры как: боевики, исторические и комедии», а Данил продолжил: «А мне известны фильмы ужасов и  приключенческие».

- Назовите жанр фильма «Звездные войны». Мальчики ответили, что это «фантастика».

- А теперь назовите свой любимый фильм и скажите почему? Андрей сказал, что у него нет любимого фильма, так как не любит смотреть телевизор, а предпочитает играть в компьютер. А Данил ответил: «Мой любимый фильм - это Гарри Поттер, потому, что он интересный, увлекательный и познавательный».

-Очень хорошо, замечательно!

Эти учащиеся ответили на мои вопросы как смогли, хотя делали это с большой неохотой, так как боялись допустить ошибки в речи и ответить неправильно. Но благодаря поддержке одноклассников и моей похвалы, они почувствовали уверенность в собственных силах и   осознали свою значимость, так как  от их усилий зависел успех работы всей группы.

             На третьем уроке для того чтобы узнать, что учащимся уже известно из прошлых уроков по  теме урока, мною были заданы следующие вопросы: «Как вы думаете, почему время называется Настоящим Завершенным? Как образуется утвердительное предложение в этом времени? Как образуются отрицательные предложения? Какова полная и краткая формула  предложения? Как вы думаете, какие действия совершаются в данном времени, приведите подтверждающие примеры. Это согласовывалось с тем, что «в начале учебного процесса ученики обязательно что-то знают о рассматриваемой теме, и эти исходные знания являются отправной точкой для усвоения нового материала» (Руководство для учителя, с. 139). Моя роль на этом этапе работы состояла в том, чтобы поддерживать учащихся, а также    стимулировать их к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями, фиксации и систематизации информации, полученной от учащихся.

            На четвертом уроке после просмотра видеосюжета на мотивационном этапе урока я задала учащимся следующие вопросы: «Каким общим понятием можно объединить этот ролик? Как вы думаете, что такое музыка? Какие виды музыки вы  знаете? Какое влияние оказывает музыка на человека? Учащиеся должны были обсудить и озвучить, свои ответы на мои вопросы, обязательно аргументировав их.  Андрей, ученик со средней мотивацией в обучении, сразу догадался, что на уроке  речь пойдет о музыке. А Дима К. ответил, что  «Музыка-это особый вид искусства, которое может передать наше настроение и чувства». На следующий вопрос ответила Анеля Н. и сказала: «Существуют такие виды музыки как: поп, рок и  рэп музыка, классическая музыка, джаз, блюз и т.д. и предположила, что на уроке мы будем  обсуждать, как виды музыки оказывают свое влияние на нашу жизнь». А Лида сказала, что «на мой  взгляд, мы будем говорить о том, какая музыка нравится нашему поколению и почему людям постарше нравится один вид музыки, а нам совершенно другой». Данное задание было нацелено на   формирование положительной учебной мотивации учащихся, на развитие их творческих  способностей, а также способствовало активному  вовлечению всех учащихся в образовательный  процесс. Мне понравилось, что ребята активно ответили на мои вопросы, что выразилось в моей похвале и одобрением всех учащихся на уроке. На следующем этапе   учащимся необходимо было прочитать текст и далее по группам составить  вопросы «низкого» и «высокого» порядка, используя прием «Ромашка Блума», который формирует умение задавать  различные вопросы к теме. Учащимся  очень понравилось это задание, так как позволило им  глубоко проанализировать содержание прочитанного текста и отработать построение различных видов вопросов. А затем в графическое изображение ромашки в виде шести лепестков записать составленные вопросы. Когда работа по составлению вопросов была готова, учащиеся сразу же начали их задавать своим одноклассникам из параллельных групп. Я видела, как раскрываются мои учащиеся, взаимодействуя друг с другом. Они свободно задавали друг другу такие вопросы как: «Какую музыку ты слушаешь? Какая музыка тебе нравится больше и почему? Как часто ты слушаешь музыку? Почему тебе нравится слушать музыку? Есть ли у  тебя любимые музыкальные исполнители? Назовите различия между классической и современной музыкой».  Далее, при их обсуждении, учащиеся  принимали и соглашались с

идеями друг друга.                                            

Беседа использовалась ими для обмена своими  знаниями  и принесла  большую пользу, потому что, такие учащиеся как: Настя, Маша и  Яна  выражали свое понимание темы и  осознавали, что у них разные идеи и в связи с этим учились аргументировать свои ответы.  Этот момент работы оказался на уроке самый шумный и интересный, так как все ученики с большим  удовольствием  обсуждали и  задавали друг другу свои вопросы. В диалог между учащимися я старалась не вмешиваться, когда дети отвечали на вопросы, то обсуждали, насколько они поняли содержание текста. Положительным моментом этого этапа урока было то, что обсуждая разные вопросы, у учащихся появилось стремление  находить  более приемлемые и порой даже неожиданные   варианты ответа на поставленные вопросы участников из других групп.  

В ходе наблюдения за диалогической речью учащихся я  обратила внимание на учеников, за которыми веду особое наблюдение, это Андрей, Данил и Лида.   Отвечая на вопрос, Андрей, ученик со средними способностями, сделал вывод о том, что « У разных людей есть разные предпочтения в музыке, одним нравится рок музыка, другим классическая». Другой ученик Данил с низкой мотивацией в обучении проявил большой интерес к теме разговора. Он активно участвовал в  беседе и ответил, что «Мне нравится рэп музыка и мой любимый исполнитель это Eminem, потому что он пишет и поет свои  песни о нас, о молодежи и ее проблемах». Следующая ученица Лида, которая является одаренным ребенком, принимала самое активное участие в диалогической беседе и старалась очень осмысленно отвечать на все поставленные вопросы. 

            Главной задачей  для меня на этих уроках стало вовлечение всех учащихся в процесс собственного обучения, при котором ученики могли мыслить критически и проявлять способность самостоятельно обучаться. Добивалась этого, используя активные формы работы на своих уроках: индивидуальную, парную, групповую. Групповые и парные формы работы способствовали реализации диалогического подхода в обучении. Важность диалога в классе доказана результатами научных исследований Мерсера и Литлтона. «Это один из новых подходов в обучении и преподавании, который способствует интеллектуальному развитию учащихся». Ученики вовлекались в совместное приобретение знаний и обмен своими мнениями.  Я увидела, что учащиеся могли рассуждать, сравнивать, предлагать различные идеи по классификации своих записей. Используя диалогический подход, организовывала обсуждение нового материала на  уроках. И все учащиеся были активными и  высказывали свое мнение.

         В будущем планирую организовывать совместную беседу учащихся на уроках.  Для того чтобы мои ученики  научились правильно задавать и отвечать на вопросы «низкого» и «высокого порядка», учились  вести диалог, используя разнообразные речевые клише и выражения,  научились  выражать свои мысли, так как диалогическая речь помогает  формированию способности к обобщению, расширению кругозора и обогащению словарного запаса учащихся. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в серию последовательных уроков.

Рефлексивный отчет о внедрении модуля "Новые подходы в обучении" по Программе Кембриджского университета в своей педагогической практике...

Использование одного модуля программы «Обучение критическому мышлению» при планировании серии уроков.

статья о внедрении в практику идей модуля "Обучение критическому мышлению"....

Использование одного модуля программы «Обучение критическому мышлению» при планировании серии уроков.

статья о внедрении в практику идей модуля "Обучение критическому мышлению"....

рефлексивный отчет по одному уроку из серии последовательных уроков

разработка урока с учетом 7 модулей программы...

Презентация по внедрению 7 модулей программы в серию последовательных уроков

Данная презентация была использована на защите во время обучения, в ней объясняется внедрение семи модулей программы в серию последовательных уроков в 8 классе....