ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья на тему

Лялина Румия Нурулловна

Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Для успешного межкультурного взаимодействия необходимо выработать двойное видение, научить адекватно принимать другую культуру, не теряя своей собственной культурной идентичности, тем самым развивая межкультурную компетенцию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

372.881.111.1

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Р.Н. Лялина, учитель СОШ №3, г. Заинск, РТ

Текст аннотации: Статья посвящена проблеме формирования межкультурной компетенции и некоторым особенностям методики преподавания иностранного языка в школе.                                   Ключевые слова: межкультурная компетенция, коммуникативная компетентность, поликультурное образование

FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

R. N. Lyalina, a teacher of school №3, Zainsk, RT

Annotation:  The article deals with the formation of intercultural competence of pupils at English lessons. It also describes some peculiarities of communicative method at school.

 Keywords:  intercultural competence, communicative competence, intercultural training

           Современные условия жизни требуют от изучения иностранного языка, прежде всего функциональности. Теперь язык хотят не знать, а использовать как средство реального общения с носителями других культур. «Если слово – это единица, соотносимая либо с предметом, либо с явлением реального мира, то язык – мощное общественное орудие, формирующее человеческий поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций общественного самосознания данного речевого коллектива» [1, с.33].                        Это значит, что языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Для успешного межкультурного взаимодействия необходимо выработать двойное видение, научить адекватно принимать другую культуру, не теряя своей собственной культурной идентичности, тем самым развивая межкультурную компетенцию. Межкультурная компетенция включает  умения оперировать знаниями о системе изучаемого языка, умения интерпретировать явления иной культуры с позиции ее представителей,  умения общаться с носителями иного языка, осознавая при этом различия в использовании средств иностранного языка в зависимости от ситуации, репертуара ролей, норм, обычаев, иноязычного речевого поведения, культурных традиций в сравнении с родным языком и родной культурой.  

         «Там, где среда не создает соответствующих задач, не выдвигает новых требований, не побуждает и не стимулирует с помощью новых целей развитие интеллекта, там мышление подростка не развивает всех заложенных возможностей, не доходит до высших форм или достигает их с крайним опозданием» [2, с.134]. Овладеть коммуникативной компетенцией, не находясь в стране изучаемого языка, дело трудное. Поэтому важной задачей преподавателя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроках иностранного языка, используя для этого дидактические (просвещение, ориентирование, инструктаж), эвристические (проектная, исследовательская деятельность, дискуссии,  рассказы представителей культурных групп, музейные уроки) и эмпирические  методы обучения (ролевые игры, встречи с носителями языка, работа с видеофильмами).  Учителю необходимо создать модель реального общения, способствующую  возникновению у учащихся естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации.

Большим помощником является интернет. Общения со сверстниками из другой страны путём обмена электронными сообщениями (e-mailing), по «Skype», посредством публикации блогов способствуют как формированию навыков письма и аудирования, так и  формированию межкультурной компетенции учеников и расширению их кругозора. Учащиеся вовлекаются в настоящие жизненные ситуации, где надо уметь спонтанно отреагировать, а не сказать заученную фразу. Применение компьютеров приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительные мотивации у большинства учащихся к занятиям, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление. Задача учителя - научить работать с Интернет-ресурсами, уметь правильно производить поиск, классификацию и анализ информации, а также оценивать ее новизну, информационную и культурологическую ценность [3, с. 9].

Важнейшая задача – приобщить учащихся  к культурным ценностям народа –   носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей и т.п.). Используя видеофильмы, можно  учащимся дать наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоязычных  стран. Наблюдение за действиями  персонажей, окружающей обстановкой, внешним видом собеседников помогает быстрее и качественнее понять ситуацию.

 Выполнение проектных работ, где конечным продуктом могут быть презентация,  ток-шоу,  коллаж, плакат, брошюра, викторина и другие развивает такие социально важные качества как тактичность, взаимоуважение, умение высказывать и принимать критику,  устанавливать и придерживаться определённых правил поведения, разрешать конфликтные ситуации.

Данные методы способствуют  формированию личности, владеющей необходимыми знаниями и навыками эффективного общения,  способной эффективно преодолевать коммуникативные барьеры в условиях разнообразных межкультурных контактов.

Библиографический список:

1. Баженова,  И.С.  Эмоции, прагматика, текст  / И.С. Баженова – Менеджер,  2003.    –52 с.  

2. Выготский, Л. С. Принципы обучения, основанные на психологии / Л.С. Выготский – М.: «Педагогика», 1982. –  том 1 – 134 с.

3. Сысоев, П.В., Апальков В.Г. Формирование межкультурной компетенции учащихся средствами электронно-почтовой группы. [Электронный ресурс] –www.lib.tsu.ru/mminfo/000349304/.../05-102.pd (дата обращения: 03.11.2015)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».

Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...

Формирование профессионально-речевой культуры в процессе изучения иностранного языка

Иностранный язык - одна из многих дисциплин входящих в учебные программы средних и высших учебных заведений. Она способствует развитию общей культуры и играет важную роль профессиональном становлении....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения английскому языку

Семинар для учителей иностранных языков, на тему: «Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку»...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Сегодня в Российской системе образования происходит изменение организации учебной деятельности учащихся, внедрение новых образовательных стандартов, ставящих акценты на формирование гармоничной, разно...

Формирование социально-компетентностной личности в процессе изучения иностранного языка.

Статья посвящена специфике формирования социально значимых компетенций в ходе обучения кадет иностранному языку. Особое внимание уделяется вопросу психологической адаптации личности к другому языковом...

Формирование лингвострановедческой компетенции учащихся в процессе обучения немецкому языку

В данной статье акцентируется мысль о том, что проблема формирования лингвострановедческой компетенциив процессе обучения иностранным языкам становится очень актуальной.Термин “линговострановеде...

Формирование учебной самостоятельности учащихся в процессе обучения иностранным языкам

С развитием информационных технологий объём информации стремительно увеличивается. Работодатели ждут от выпускников школ и вузов быстрого восприятия и обработки поступающей информации, владением инфор...