Описание опыта работы "Технология проблемного диалога"
статья (5 класс) по теме

Позднякова Юлия Сергеевна

Описание опыта работы учителя иностранного языка по теме "Технология проблемного диалога на уроках иностранного языка как средство реализации ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа»

Лебяжьевский район

ФИО: Позднякова Юлия Сергеевна

Предмет: иностранный язык (английский)

Тема опыта: Технология проблемного диалога на уроках иностранного языка как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта

Описание опыта работы по теме:

«Технология проблемного диалога на уроках иностранного языка

как средство реализации федерального государственного

образовательного стандарта»

      За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромный спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения.     Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста.

      Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку, что подтолкнуло меня к поиску наиболее приемлемых технологий и методов обучения.

        Целью современного образования является формирование функционально грамотной личности, то есть личности, умеющей действовать, решать возникающие в жизни задачи. Чтобы научить ребенка мыслить и действовать, нужно научить его решать проблемы. Согласно концепции федерального государственного образовательного стандарта «важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Как можно научить учащихся учиться?

      В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который может быть реализован технологией проблемного диалога – современной образовательной технологией деятельностного типа. Технология проблемно-диалогического обучения, позволяет учащимся самостоятельно добывать знания и учиться самостоятельно их применять в решении новых познавательных и практических задач, а не получать знания в готовом виде или решать задачи по образцу.

       Целью моей педагогической деятельности является повышение эффективности обучения английскому языку через внедрение технологии проблемного диалога в учебно-воспитательный процесс.

       Чтобы достичь данной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:

- изучение нормативных документов;

- изучение новинок литературы по данному вопросу;

- изучение информации по технологии проблемного диалога;

- детальное изучение приемов технологии проблемного диалога;

- разработка конспектов уроков и внеклассных мероприятий с использованием данной технологии;

- внедрение технологии проблемного диалога в классно-урочную и внеурочную деятельность  для повышения качества освоения программы;

- формирование у учащихся основных универсальных учебных действий, обеспечивающих успешность обучения;

- анализ результативности влияния технологии проблемного диалога на усвоение учащимися содержания образования;

- обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

        Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном. Мышление играет ведущую роль в проблемном обучении человека. Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развитие умственных сил и способностей учащихся. В XX столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. Значительный вклад в раскрытие проблемного обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, А. М. Матюшкин и другие. Учёные-методисты неоспоримо доказали, что ученик на уроке должен ставить и решать проблемы, причём непременно в диалоге с учителем.

        Проблемно-диалогическое обучение – технология обучения, обеспечивающая творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Автор технологии проблемного диалога – Елена Леонидовна Мельникова, лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук.    

       Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога                            

        На уроках с использованием технологии проблемно-диалогического обучения постановка темы и задач урока, а так же их решение выполняется в ходе специально организованного учителем диалога. Автор технологии различает два вида диалога: побуждающий и подводящий и определяет их использование на двух этапах урока: постановке темы и «открытии» нового знания.

         Новизна данной технологии состоит в том, что технология проблемного диалога:

  1. Учитывает индивидуальные особенности каждого ученика в классе;
  2. Создает ситуации успеха для слабых учеников посредством привлечения их в дискуссию по мере их способностей;
  3. Побуждает учеников размышлять и делать собственные открытия, выполнять мини-исследования, проводить необходимый анализ изученного;
  4. Способствует развитию навыка самостоятельной работы с учебной, справочной и другой литературой, целесообразно использовать информационные технологии;
  5. Учит соотносить теоретические знания с жизненными ситуациями;
  6. Видоизменяет взаимоотношения учителя и учащихся и строит их на основе сотрудничества и взаимопомощи.

         Проблемно-диалогическое обучение, на мой взгляд, является одной из самых эффективных технологий, позволяющих реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. При этом  имеется возможность повышения этой эффективности при условии сочетания данной технологии с другими технологиями и методами. Здесь я отдаю предпочтение использованию технологии  проблемно-диалогического обучения в сочетании с технологией группового обучения, прежде всего потому, что, во-первых, малый состав группы дает каждому ее участнику больше возможностей, чтобы проявить себя, предложить свои гипотезы и способы решения учебной задачи; во-вторых, это позволяет дополнительно организовать диалог разных групп, что сделает урок еще более эффективным, а иногда и «неинтересную» тему позволит преподнести как увлекательную. Так же технологию проблемного диалога можно сочетать с информационными технологиями и  проектными методами. Делая открытия знаний, учащиеся пользуются не только справочной литературой, но и информацией  сети Интернет, представляют готовый продукт в виде проекта на бумажном или электронном носителе в среде Power Point.

        Технология проблемного диалога является:        

        Результативной – обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий.

       Здоровьесберегающей – позволяет снижать нервно-психическое напряжение учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

         Общепедагогической – реализуется на любом предметном содержании и на любой образовательной ступени.  

Результаты применения технологии

Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания за счёт познавательной мотивации, метода поиска решении – подлинное понимание материала, продуктивные задания.   Традиционная методика не даёт полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы урока не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимание. После проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко.

Метапредметные результаты делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.

Познавательные действия: Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.

Коммуникативные действия осваиваются за счёт различных форм обучения. Здесь нужно работать в парах, группах, школьники учатся слушать друг друга, договариваться, распределять роли.

Регулятивные действия. Методы постановки проблемы развивают целеполагание. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником.

Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.

Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

Приёмы создания проблемных ситуаций, которые можно использовать на уроках английского языка

Опираясь на классификацию методов проблемно-диалогического обучения, созданную Е.Л. Мельниковой, представляю примеры  использования технологии на уроках английского языка на основе УМК “Spotlight” Verginia Evans, Jenny Dooley.

На этапе введения знаний ученики должны поставить проблему, то есть сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее,  он волен выбирать между двумя видами диалога – побуждающим и подводящим.

Побуждающий диалог подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет ученый. На этапе постановки проблемы учитель  создает проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и ее проверку.

Прием 1 Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?»

Страноведение: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. УМК  “Spotlight 5”

Учитель

Ученики

Анализ

Some people call this country England, some people say, “It’s Great Britain”, the others name it UK.

Проблемная ситуация

Предъявление противоречивых сведений

What is strange?

Is it one country or three different countries?

One country has many names.

(Осознание противоречия)

Побуждение к осознанию

What will we speak about today?

The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland.

Побуждение к проблеме

Фиксирует тему на доске

Тема

       Прием 2 Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один. А мнений сколько?» или «Задание было одно. А выполнили вы его как? ». И далее идет общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?»

Употребление глаголов say, speak, tell. УМК  “Spotlight 5”

Учитель

Ученики

Анализ

Read the words

Say, speak, tell

Актуализация изученного

What do they mean?

Сказать, говорить

Can you put these words into correct places in the sentences?

Do you…German?

Mother … “Help me, please”

He always …. Funny stories.

Работая в парах ученики заполняют пропуски в предложениях

Задание на новый материал

Let’s compare the results

Ученики вывешивают на доску листы с вариантами ответов.

Проблемная ситуация

Why do we have different sentences?

Осознание проблемы

Побуждение к осознанию

Why is it so?

What do we need to do the task?

Как правильно употребляются слова Say, speak, tell

Побуждение к проблеме

Употребление глаголов say, speak, tell.

Тема

        Прием 3 Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников (или ранее изученными закономерностями) и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?»

        Множественное число слов-исключений УМК  “Spotlight 3”

Учитель

Ученики

Анализ

Как сказать, что предметов или животных несколько?

Можете сказать, что следующих предметов тоже много?

Ученики пытаются по аналогии образовать форму множественного числа

Практическое задание «на ошибку»

Читает правило

Осознание противоречия

Предъявление научного факта

Что вы сказали сначала?

А что оказывается на самом деле?

Побуждение к осознанию

Чем же мы будем сегодня заниматься?

Учиться образовывать форму множественного числа слов-исключений

Побуждение к проблеме

Фиксирует тему на доске

Тема

       Прием 4 Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?»

       Употребление глагола в будущем времени УМК “Spotlight 6’

Учитель

Ученики

Анализ

Tell about your typical day. What do you usually do in the afternoon?

Выполняют знакомое задание легко

Задание на известный материал

Tell about your plans for the weekends.

Испытывают затруднение

Задание на новый материал

Проблемная ситуация

Can you do it? Why?

What’s the problem?

Необходимо иначе употреблять глаголы

Побуждение к осознанию проблемы

What is our theme today?

Рассказ о планах на выходные (Употребление глагола в будущем времени)

Побуждение к проблеме

Фиксирует тему на доске

Тема

     Введение новых лексических единиц по теме «Игрушки». УМК “Spotlight 2’

Учитель

Ученики

Анализ

Хотите побывать в Англии?

Ваша мечты сбылась: мы в Англии! И вот мы осмотрели достопримечательности, побеседовали с королевой, навестили наших друзей.

Осталось даже время посетить магазины.

Да

Сообщение темы с мотивирующим приемом «актуальность»

И вот мы в самом большом магазине Лондона, в отделе «Игрушки»

Чего здесь только нет! (картинки)

Хорошо. Я продавец, вы покупатели.

Hello!

Can I help you? What would you like to buy?

Hello!

Испытывают затруднения

Задание на новый материал

Проблемная ситуация

Смогли вы купить игрушки?

В чем затруднения?

Нет.

Не знаем слова

Побуждение к осознанию проблемы

Значит чем мы будем заниматься  сегодня?

По какой теме?

Изучать новые слова

Игрушки

Побуждение к проблеме

Фиксирует тему на доске

Тема

       Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий и опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу.

Порядковые числительные.  УМК “Spotlight 4’

Учитель

Ученики

Анализ

Учитель показывает на большую картинку на доске, на ней изображен многоэтажный дом.

-Наш друг Uncle Harry построил многоэтажный дом. Давайте посчитаем сколько здесь этажей.

Ten. Very good!

Это слова какой части речи?

One, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten (повторение количественных числительных)

Числительные

Повторение пройденного материала

На первом, втором и третьем этажах магазины, все остальные этажи свободны. Uncle Harry  предлагает вам выбрать себе квартиру на любом этаже этого дома, кроме первых трех.

Выбирают этаж

Вы обустроили свою квартиру и решили пригласить Uncle Harry в гости.

Но ему обязательно нужно знать на каком этаже вы живете. Напишите на доске.

Пишут на доске свои варианты.

Создание проблемной ситуации

У вас получилось: «Я живу на четыре этаже». А надо : «Я живу на четвертом этаже»

Осознание противоречия

Побуждение к осознанию проблемы

Какое было задание?

Какую часть речи использовали?

Получилось выполнить задание верно?

Составить предложение.

Числительные.

Нет

Вы использовали количественное числительное. Количественное числительное не подошло.

Какие возникают вопросы?

Тут нужно другое числительное.

Что это за числительное? Как оно образуется?

Итак, предложение: «Я живу на четвертом этаже». Числительное «четвертом» на какой вопрос отвечает?

Что означает?

Как можно его назвать?

Дайте определение.

Каком?

Порядок при счете.

Порядковое.        

Порядковое числительное обозначает порядок при счете и отвечает на вопрос, какой.

Поиск решения проблемы

Разберемся, как образуется порядковое числительное. Учитель предъявляет слайд презентацию или запись на обратной стороне доски – I live on the fourth floor. Посмотрим правильно написанное предложение. Сравните четыре и четвертый.

В чем разница написания числительных?

Прочитайте запись на доске:

Four – the fourth …….. ten – the tenth.

Сделайте вывод.

Добавляется к слову four – th и артикль  the.

Порядковые числительные образуются при помощи артикля the и суффикса th.

       Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом – прием «яркое пятно», либо характеристикой значимости темы для самих учащихся – прием «актуальность». В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Модальный глагол must. УМК “Spotlight 4”

Учитель

Ученики

Анализ

Sasha, do you have a dog?

Marina, do you have a dog?

Yes, I have.

Yes, I have.

 Прием «актуальность»

Can I give chocolate to your dogs?

No, you can’t.

Прием «яркое пятно»

Учитель качает головой и пишет на доске.

I mustn’t give chocolate to your dogs. Учитель подчеркивает слово mustn’t.  

После этого учитель говорит и пишет: You must take the dog to the vet. Учитель качает головой и пишет на доске.

I mustn’t  give chocolate to your dogs. Учитель подчеркивает слово mustn’t  

После этого учитель говорит и пишет: You must take the dog to the vet.

Испытывают затруднение

Побуждение проблемы

Предлагает слайд презентацию с предложениями в которых употребляется глагол must.

Выдвигают предположения.

Приходят к общему выводу.

Проблемная ситуация

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Формулируют тему урока

Тема

             Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, то есть сформулировать тему урока и цель. Тем самым у учеников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Одобрив цели, приняв их, ученики берут на себя часть ответственности за их реализацию. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует знакомство с новым материалом. Процесс получения новых знаний с использованием технологии проблемного диалога занимает на уроке больше времени, чем традиционное объяснение, но он гораздо эффективнее, так как достигается подлинное понимание материала учениками, ведь нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

        Дети,  обучающиеся по технологии проблемного диалога, более активны на уроках, меньше утомляются и небезразличны к процессу обучения, они постоянно задают вопросы учителю, одноклассникам, самим себе и самостоятельно пытаются на них ответить. Учащиеся хорошо рассуждают и умеют пользоваться различными источниками информации.  

      Работаю по технологии проблемного диалога второй год, за этот период накоплен личный практический опыт использования данной технологии на уроках английского языка, который представлен на нескольких интернет ресурсах. Познакомиться с моими разработками можно на сайтах: Мини-сайт учителя иностранного языка Поздняковой Юлии Сергеевны http://nsportal.ru/pozdnyakova-yuliya-sergeevna . Личная страница на школьном портале ProШколу.ru http://www.proshkolu.ru/user/vladochka21/folder/ . Личные страницы на сайтах Лебяжьевской средней школы http://leb-shkola.ucoz.ru/index/pozdnjakova_ju_s/0-134 и http://leb-shkola.lebouo.ru/pozdnyakova-yu-s/ . Сообщество учителей иностранного языка Лебяжьевского района в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/topic-107941374_32893562 . Персональный сайт учителя иностранного языка My English lesson http://myenglishlesson.ucoz.net/ . Кроме того, ведется дистанционная работа со школьниками, изучающими английский язык и их родителями в сообществе My English lesson  в социальной сети ВКонтакте. Администратор сообщества  – Позднякова Юлия Сергеевна https://vk.com/club113327882 . (Приложение №1)

       Подводя итог, хочется сказать, что использование технологии проблемно-диалогического обучения,  позволяет обучающимся самостоятельно открывать знания. Поэтому проблемно-диалогическое обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающей развитие каждого обучающегося, ключом к  успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным. Учитель, внедряющий эту технологию, выполняет новую роль – роль организатора деятельности самих обучающихся на уроке в соответствии с требованиями ФГОС.

Литература и ресурсы сети интернет:

1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя - М., 2006. – 168 с.

2.Мельникова Е.Л. «Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС» Пособие для учителя. М., 2013. 138 с.  

3.Сайт:  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Проблемный диалог на уроках английского языка.  http://festival.1september.ru/

4.Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Е.л. Мельникова // Начальная школа: плюс До и После, №9, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога на уроках биологии

Методика и практикум создания проблемных ситуаций на уроках биологии....

Технология проблемного диалога

Автор технологии  кандидат психологических наук Елена Леонидовна Мельникова...

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....

Описание опыта работы по технологии проблемно-диалогического обучения (2013 г)

Опыт работы (руский язык, образовательная система "Школа 2100")...

Обобщение педагогического опыта "Проблемный диалог на уроках математики"

Обобщение педагогического опыта учителя математики Тришкиной Ольги Михайловны на тему: "Проблемный диалог на уроках математики"...