Описание опыта работы по технологии проблемно-диалогического обучения (2013 г)
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Буряченко Елена Васильевна

Опыт работы (руский язык, образовательная система "Школа 2100")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буряченко Елена Васильевна,

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Гимназия имени Горького А.М.»

Москаленского муниципального образования

Омской области

Формирование универсальных учебных действий

 на уроках русского языка в процессе реализации технологии проблемно-диалогического обучения

Новые  Федеральные  стандарты ориентирует школу  на смену образовательной парадигмы:  от    репродуктивной к развивающей.  Другими словами, мы  должны вооружить  ребенка таким важным умением как «умение учиться»,  то есть  научить его самостоятельно действовать при получении образования.

В  образовательном учреждении, в котором я работаю,  все педагоги начальной и основной ступени,  реализующие ФГОС,  перешли на   УМК «Образовательная система Школа 2100».  (Русский язык – программа Бунеева Р.Н.)

Для меня как педагога, переходящего  на новые стандарты образования,       возник   ряд важных вопросов:

  • Сможет ли  выбранный  УМК    в достаточной степени  обеспечить  меня как учителя  ресурсами для формирования УУД у обучающихся?

  • Использование каких  образовательных технологий   будет  способствовать  формированию УУД? В какой степени  та или иная технология  учитывает деятельностный подход в обучении, на который ориентирует  новый  стандарт?

Проанализировав  УМК по русскому языку, я пришла к выводу,  что он раскрывает  значительные  возможности для формирования универсальных учебных действий:

Русский язык,  как и другие предметные линии образовательной системы «Школа 2100»  построены на технологии проблемно-диалогического обучения, которая играет   большую роль  в формировании  как предметных, так и метапредметных результатов.

Данная технология   даёт  ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы,  как организовать на уроках самостоятельное открытие учащимися новых знаний, как развивать в них «умение учиться».

Технология проблемно-диалогического обучения предполагает проблемное введение нового учебного материала через создание проблемной ситуации и поиска выхода из нее.

Данная технология включает в себя:

  • Метод постановки проблемы
  • Метод поиска решения проблемы

Существуют разные способы постановки проблемы и поиска ее решения:

  • Учитель сам заостряет внимание на противоречии и выводит детей на проблему
  • Ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему
  • Учитель побуждает в ходе диалога осознать противоречие и сформулировать проблему.

В своей практике в большинстве случаев я  использую побуждающий  диалог, поскольку он  в большей степени стимулирует учеников к творческим действиям, нежели проблемный монолог учителя, при котором ученики являются  активными  наблюдателями.

Самостоятельное же осознание противоречие и  формулировка проблемы не всегда посильны детям.

Рассмотрим несколько примеров из   практики:

Тема «Различение и правописание глаголов

 изъявительного и повелительного наклонений в форме 2 лица мн.числа» (5 класс)

Тема сразу учащимся  не дается.   Предлагаю для сравнительного анализа  два предложения:

  • Когда вы выпиш____те журнал «Веселые животные?»
  • Обязательно выпиш____те журнал «Веселые животные».

Прошу учащихся  записать предложения, вставить пропущенные орфограммы, выделить часть слова,  которой находится орфограмма

Далее работа строится следующим образом:

Учитель

Ученики

-Как написали слова? Какие части слова выделили?

-Сколько мнений в классе? (побуждение к осознанию противоречия)

-Какой же вопрос возникает?

(побуждение к формулировке проблемы)

-Так как  в классе разные мнения, их необходимо  проверить.  Каковы будут гипотезы? (побуждение к выдвижению гипотез)

Разные варианты ответов:

Одни написали: И-Е, другие-И-И, третьи-Е-И;

Большинство  выделили в обоих случаях окончание,  лишь  некоторые выделили  у глаголов повелительного наклонения (предложение 2)  окончание И и суффикс ТЕ).

Учащиеся испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

-Три мнения

 (осознание противоречия)

-Кто из учащихся прав?  Как правильно писать слова в каждом  из предложений? (формулируют проблему)

Учащиеся выдвигают гипотезы, которые  проверяются, ошибочные гипотезы отсекаются. (Выдвижение  гипотез, поиск решения проблемы)

Примеры гипотез, выдвигаемых учащимися:

Первая гипотеза: глагол выписать относится к 1 спряжению, значит пишем Е, выделяем окончание ЕТЕ в обоих предложениях; необходимо знать спряжение глагола

Вторая гипотеза:   недостаточно знать спряжение, необходимо учитывать наклонение (во втором предложении глагол повел. наклонения, значит пишем И, выделяем окончание ИТЕ)

Третья гипотеза:   нужно знать способ образования глаголов повелит.наклонения, глагол напишите образовался от напиши + суффикс ТЕ, значит И не входит в окончание, это суффикс)

и т.д.

Таким образом, побуждающий к гипотезам диалог  позволил учащимся сделать  следующие выводы:

ВЫПИШЕТЕ (1 предложение) – нужно знать спряжение (1 спряжение-выписать), так как это глагол изъявительного наклонения, орфограмма находится в личном окончании глагола, выделяем окончание ЕТЕ

ВЫПИШИТЕ (2 предложение) – нужно знать способ образования, так как это глагол повелительного наклонения (ВЫПИШИ+ТЕ, выделяем суффикс И и окончание ТЕ, а форма ВЫПИШИ образовалась от основы будущего времени глагола ВЫПИШУТ +суффикс И, значит суффикса Е не может быть в глаголе повелительного наклонения.

-Чем различаются эти глаголы?

-А что у них общее?

-Разное наклонение

-Стоят в форме 2л.мн.ч

-Чему мы на уроке сегодня будем учиться (побуждение к постановке цели)

-Учиться различать  и правильно писать глаголы повелительного и изъявительного наклонений

Работа завершается составлением алгоритма, который поможет учащимся быстро и верно определиться с выбором орфограммы:

  1. Определи  наклонение глагола.
  2.  Изъявительное: определи спряжение (1 спряжение –пиши Е; 2 спряжение –пиши И), выделяй окончание
  3. Повелительное наклонение – пиши И, выделяй суффикс И и окончание ТЕ

Пример 2                                                                      

Тема «Буквы А-О в корнях РАСТ, РАЩ, РОС»

(5 класс)

Создается проблемная ситуация на основе  предъявления противоречивых фактов.

Предлагаю для анализа ряд слов:

Растение, заросли, выращивать, расти, растянуть, росла

 

Учитель

Учащиеся

-Прочитайте слова. Найдите лишнее слово и определите, почему оно лишнее (предъявление первого факта)

-Запишите однокоренные слова и выделите корни.  Подчеркните орфограммы гласных букв в корнях. (предъявление второго факта) 

-Что заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

-Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

-Что, по вашему мнению, является условием выбора орфограммы? Какие будут гипотезы?  (побуждение к выдвижению гипотез, поиску решения проблемы)

Подсказка: сгруппируйте слова по группам. Что общего в словах с орфограммой О, орфограммой А?

-Что происходит   с гласной в корне слова?

-Чему мы на уроке сегодня будем учиться?

-Лишнее слово растянуть, все остальные слова –однокоренные, а слово растянуть имеет другое лексическое значение.

-Подчеркивают орфограммы гласных, наблюдают, что в корнях разные орфограммы гласных : О-А

-Слова однокоренные, а  орфограммы в корнях разные: О-А (осознание противоречия)

-Почему у однокоренных слов в корне пишется то А, то О?

Учащиеся выдвигают гипотезы, которые  проверяются, ошибочные гипотезы отсекаются. (Выдвижение  гипотез, поиск решения проблемы)

Примеры гипотез, выдвигаемых учащимися:

Первая: выбор орфограммы зависит от ударения (ошибочная)

Вторая: орфограмма зависит от части речи (ошибочная)

Третья: зависит от того, перед какой согласной  находится орфограмма (это и есть условие выбора)

- Чередуются.

-Правильно писать корни с чередованием: РАСТ, РАЩ, РОС

Пример 3                                                            

Тема «Однородные и неоднородные определения»

6 класс

Создается проблемная ситуация при выполнении задания, сходного с предыдущим.

Для анализа даются предложения:

  1. Сад усыпан красными желтыми листьями.
  2. Никита любит  сладкий малиновый сок.
  3. Лес утонул в огромных пушистых снежных сугробах.

Учитель

Ученики

-Спишите 1 предложения, расставьте там, где это необходимо, знаки препинания. Составьте  схемы предложений.

-Идет проверка.

-Запишите  2,3 предложения  расставьте там, где это необходимо, знаки препинания. Составьте  схемы предложений.  (практическое задание, сходное с предыдущим)

-Сравните  свои схемы с моими.   В чем разница?

 -Почему не удалось  выполнить задание верно?

-Чем это задание было похоже на предыдущее?  (побуждение к осознанию противоречия)

-Какой вопрос  возникает?

-Какие есть гипотезы?  (побуждение к выдвижению гипотезы и поиску решения проблемы)

Подсказка учителя:

-Одинаково ли относятся определения сладкий  малиновый  к главному для них слову?  А огромные пушистые снежные?  С одинаковых ли сторон определения характеризуют предмет?

-В каком случае между определениями не ставятся запятые?

 - Вы уже  знакомы с «однородными определениями». Как мы можем назвать определения, между которыми запятая не ставится?

-Чему сегодня на уроке мы научимся?

-Ученики расставляют знаки препинания. Составляют схему.

-Большинство учащихся класса правильно выполнили задание. (на схеме обозначили однородные определения, разделенные  запятой)

-Ученики составляю на доске схемы (неверное выполнение задание у большинства учащихся)

- На схемах нет запятых (осознание противоречия)

Мы не знаем, почему в этих предложениях не нужно ставить запятые.

Нужно было  расставить знаки  препинания в предложениях с определениями.

В каких случаях между определениями не нужно ставить знаки препинания.

Учащиеся затрудняются.

Анализируют предложения, задают вопросы, в процессе  рассуждения делают выводы (поиск решения проблемы)

-Малиновый относится к слову сок, а сладкий к словосочетанию малиновый сок; сладкий-качественное прилагательное, малиновый-относительное;

-Снежные  относится в слову сугробы, а огромные и пушистые к словосочетанию снежные сугробы; снежные – относительное прилагательное, огромные и пушистые – качественные.

Если они характеризуют предмет с разных сторон,  выражены прилагательными разных разрядов.

Неоднородными

Различать однородные и неоднородные определения, ставить знаки препинания в предложениях с  однородными и неоднородными определениями.

Технология проблемно-диалогического обучения  прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая формирование умения формулировать учебную проблему, цель деятельности, находить способы и пути решения проблемы, самостоятельно осуществлять деятельность учения, контролировать свою деятельность и корректировать ее.

Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:

Коммуникативных-осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, ясно и четко излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою позицию

Познавательных- ориентироваться в системе своих знаний, анализировать,  производить логические операции (сравнение, классификация, обобщение), выдвигать гипотезы и обосновывать их, строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей.

Личностных-  действия связаны прежде всего с потребностью в самовыражении и самореализации, проявлении устойчивого познавательного интереса,  умении строить учебное сотрудничество на основе равноправных отношений.

Какие мои  действия  как учителя в рамках технологии проблемно-диалогического обучения   позволяют сформировать универсальные учебные действия?

  • Создаю проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний.
  •  Учу детей  ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
  • Показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями в открытии новых знаний.
  • Учу  разным способам выражения своих мыслей,  отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
  • Общаюсь с детьми  с позиции сотрудничества,   активно включаю каждого в учебный процесс, а также поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.

Применение проблемно-диалогической технологии  позволяет включить учащихся в творческую, продуктивную деятельность, обеспечивая познавательную мотивацию учеников и более успешное усвоение материала большинством учащихся класса, нежели  при традиционном преподавании.

Оценка уровня сформированности УУД

Оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности  (адаптированный вариант).

Репкина Г.В. Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности.

Регулятивные УУД

Умею:               высокий уровень/средний уровень/низкий уровень

Формулировать проблему

Находить способы решения проблемы

Формулировать цель деятельности,

Составлять план (алгоритм действия)

Осуществлять контроль своей деятельности: выделять то, что уже усвоено, и то, что пока не усвоено

Познавательные УУД

Умею:             высокий уровень/средний уровень/низкий уровень

Преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм и т.д.)

Сравнивать, анализировать, обобщать, выявлять закономерности, классифицировать

Давать определения понятиям

Осознанно читать  научный текст

Выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Коммуникативные УУД

Умею:             высокий уровень/средний уровень/низкий уровень

Точно выражать свои мысли  в соответствии с условиями и задачами коммуникации

Работать в паре, группе на основе учебного сотрудничества

Уметь слышать друг друга, сравнивать разные точки зрения и вырабатывать общую позицию

Отстаивать свою позицию невраждебным способом

Соблюдать языковые нормы речевого общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Интернет-технологии в процессе обучения английскому языку.

Обобщение опыта на тему "Интернет-технологии в процессе обучения английскому языку....

Технология проблемно-диалогического обучения в обучении иностранным языкам.

В последние годы активно стали разрабатываться новые подходы к обучению школьников. Одним из таких подходов является технология проблемно-диалогического обучения....

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического  обучения на уроках математики как средство повышения  познавательной  и...

Описание опыта работы. Применение технологии проектного обучения на уроках истории и обществознания

Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания...