Подготовка школьников к иноязычной речевой коммуникации на основе ролевых игр
статья на тему

Главный ответ на вопрос о решении актуальной задачи обучения иностранным языкам как средству коммуникации между представителями разных народов и культур заключается в том, что языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов. Поэтому проблема подготовки школьников к иноязычной речевой коммуникации в процессе изучения иностранного языка приобретает особую актуальность, т. е. возникает потребность в создании такой модели обучения, которая ориентируется на широкое внедрение и распространение новых педагогических методов, форм и приемов в обучении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка школьников к иноязычной речевой коммуникации на основе ролевых игр

Аннотация

Главный ответ на вопрос о решении актуальной задачи обучения иностранным языкам как средству коммуникации между представителями разных народов и культур заключается в том, что языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов. Поэтому проблема подготовки школьников к иноязычной речевой коммуникации в процессе изучения иностранного языка приобретает особую актуальность, т. е. возникает потребность в создании такой модели обучения, которая ориентируется на широкое внедрение и распространение новых педагогических методов, форм и приемов в обучении.

Под иноязычной речевой коммуникацией (ИРК) понимается предварительная целенаправленная деятельность учителя и учеников к усвоению определенного запаса и объёма знаний, умений и навыков для осуществления мотивированной адекватной передачи информации от одного участника коммуникативного акта к другому, говорящих на иных языках и принадлежащих к разным культурам.

 В связи с этим логичным, на наш взгляд, является выбор педагогических средств - методов активного обучения, обеспечивающих их усвоение. Одним из самых эффективных, по мнению ряда ученых (А. А. Вербицкий, В. Я. Платов, А. С. Прутченков, Т. Шибутани, С. А. Шмаков, Г. П. Щедровицкий Д. Б. Эльконин), является учебно-игровая деятельность, что подтверждается, во-первых, ее психолого-педагогическими особенностями: свободой и состязательностью, имитацией, условностью, принятием роли, целью и предполагаемым результатом; во-вторых, коммуникативной природой игры, близкой специфике дисциплины «иностранный язык» - обращенностью к другой культуре.

На основании проведенного тщательного анализа учебно-игровой деятельности мы отдали предпочтение ролевым играм (РИ), выделили три вида РИ, указали их характерные признаки, последовательность применения и теоретически обосновали положение о том, что учебно-игровая деятельность является высоко эффективным средством обучения иностранным языкам в школе. Группировка ролей по критерию задач обучения позволила выделить: социально-бытовые, психологические и профессионально-пропедевтические игры.

Социально-бытовые игры формируют у школьников навыки и умения иноязычной коммуникации в общекультурном плане.

Психологические игры формируют  навыки и умения иноязычной коммуникации для создания определенного стереотипа поведения, в том  числе и речевого.

Профессионально-пропедевтические игры предназначены для формирования  навыков и умений профессиональной коммуникации на иностранном языке, воспитания профессионального поведения и используются в старших классах средней школы.

При этом любая игра каждой из вышеназванных групп обладает общими основными признаками: 1) наличием модели игры, представляющей собой конкретную социально-педагогическую проблему; 2) наличием ролей; 3) различием ролевых ценностей участников игры, исполняющих разные роли; 4) взаимодействием ролей; 5) наличием общей цели у всего игрового коллектива; 6) многоальтернативностью решений; 7) наличием системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры; 8) наличием управляемого эмоционального напряжения.

Разделяя позицию Конни и Флойда Шумейкер, которые определяют ролевую игру, как игру, базирующуюся на реальных жизненных ситуациях, при проигрывании которых участники этой игры должны «поставить себя на чье-либо место, влезть в чью-либо шкуру», мы при организации и проведении ролевых игр на уроках по иностранному языку распределяли исходные данные по ситуации, затем участники игры брали на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других учеников, которые при этом оценивают действия участников ситуации. При разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых окажется тот или иной участник игры, что повышает значимость ролевой игры для выработки практических навыков речевого  и социального поведения, осуществляемого в четырех видах речевой деятельности - говорении, аудировании, чтении, письме.  Ролевая игра  обладает множеством возможностей для формирования и развития иноязычной речевой коммуникации, так как является самой точной моделью общения, предполагает усиление личностной сопричастности участников ко всему происходящему, способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала.

Для успешного активного усвоения школьниками иностранного  языка пригодны не любые формы педагогического инструментария, а лишь те, которые в сочетании с традиционными, с одной стороны, создавали бы дидактические и психологические условия для побуждения к самостоятельной творческой и мыслительной деятельности, а с другой – моделировали бы предметное и социальное содержание каких-либо жизненных ситуаций. Мы пришли к выводу, что разработка соответствующей модели подготовки школьников  к ИРК на основе РИ может позволить  не только овладеть иноязычной речью, но и способствовать совершенствованию их  умений и навыков.

Модель (аналог, заместитель оригинала, образец)  подготовки школьников   к ИРК включает следующие структурные компоненты: цель, принципы, виды ролевых игр и их конкретные цели, формирование умений, педагогические условия, обеспечивающие эффективность ИРК.
Конечный результат проектируемого нами процесса представлен совокупной целью – подготовить школьников к  ИРК. Данная общая цель учитывает принципы обучения ИРК, активно используемые в современных методиках обучения иностранным языкам – принцип  речемыслительной активности, принцип  индивидуализации, принцип ситуативности, принцип новизны, принцип проблемности, принцип совместной деятельности и диалогического общения и принцип двуплановости.

             Для достижения результата необходимо соблюдать ряд достаточных для подготовки школьников к ИРК на основе РИ условий. В качестве главного и определяющего педагогического условия подготовки  к ИРК на основе РИ является личностная и профессиональная готовность педагога к использованию ролевых игр. Для того чтобы полностью использовать возможности РИ для подготовки школьников к ИРК, учитель, во-первых, должен овладеть психосоциальной «теорией ролей», согласно которой связь личности с окружающей средой проявляется в том, что личность исполняет несколько социальных ролей. Эти роли в обществе определяют речевое / неречевое поведение человека. Учитель иностранного языка, использующий РИ, должен обладать сформированным умением распределять роли. Выдвижение на лидерские позиции во время игры разных учеников  позволяет сознательно корректировать их социальный статус.

 Вторым педагогическим условием является создание в любой ролевой игре проблемной ситуации и ее разрешение. Постановка проблем, создание проблемных ситуаций вызывают  интеллектуальные затруднения, возбуждают у обучаемых познавательный интерес и создают внутренние психологические условия для активного усвоения новых знаний. Поиски ответов – это активный мыслительный процесс, который  приводит к разрешению проблемы и продуктивному развитию тех, кто осуществил поиск.

Третьим педагогическим условием эффективной подготовки к ИРК является включение  в парную, индивидуальную и фронтальную ситуации естественного речевого общения.

 Проанализировав преимущества и недостатки фронтальных, парных, индивидуальных форм взаимодействия участников речевого общения, обучения в подгруппе, преподаватель варьирует их использование в зависимости от целей, которые он поставил на данном этапе обучения.

Четвертым педагогическим условием эффективной подготовки  к ИРК является стиль педагогической деятельности преподавателя иностранного языка, то есть устойчивой системой способов, приемов, проявляющихся в разных условиях ее осуществления. Рассмотрев три общих вида   среди стилей педагогической деятельности (авторитарный, демократический, либеральный), мы отдаем предпочтение демократическому. Педагог привлекает обучаемых к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояние спокойной удовлетворенности, высокой самооценки.                                                  

Виды ролевых игр

Социально-бытовые игры

Цель использования: формирование иноязычной речи как средства коммуникации  и обучения

Психологические игры

Цель использования: формирование умений иноязычной речевой  коммуникации для создания стереотипа поведения

Профессионально – пропедевтические игры

Цель использования: формирование  умений профессиональной коммуникации на иностранном языке

                     ↓                      

Игра всегда предполагает определенного напряжения эмоциональных и умственных сил, умения принятия решения. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих учеников. Таким образом, для школьников, игра является увлекательным занятием. Но значение игры невозможно исчерпать развлекательно-рекреативными возможностями. В том  и состоит ее феномен, что, являясь  развлечением, она способна перерасти в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Китайгородская, Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986

2. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии: учеб. пособие / П.И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров._ М.: МПУ, 1996

3. Прутченков, А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины / А.С. Прутченков // Педагогика, 1999. – № 3 – С. 121-126.

4. Шмаков, С. А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994

5. Shoemaker, Connie.  Interactive technigues for the ESL classroom  / Connie Shoemaker, Floyd F. Shoemaker. – Heine and Heile Publishers. A. Divisione of Wadsworth, Ins. Boston, Massachusetts,1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

статья на тему "  РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " . В статье раскрываются методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по д...

«Использование творческих видов деятельности в формировании иноязычных речевых навыков у младших школьников»

в реферате можно найти информацию о психологических особенностях младших школьников, особенностях организации обучения младших школьников, фрагменты занятий....

статья "ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ОСНОВЕ РОЛЕВЫХ ИГР"

Главный ответ на вопрос о решении актуальной задачи обучения иностранным языкам как средству коммуникации между представителями разных народов и культур заключается в том, что языки должны изуча...

Роль праздников в развитии речевой коммуникации и воспитании школьников.

Праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праз...

"Формирование речевой коммуникации и навыков социализации у школьников с ТНР в процессе творческой деятельности"

Презентационный материал к конференции "Коррекционная работа по развитию восприятия и воспроизведению устной речи у детей с ОВЗ" (в сокращеннии). Новосибирск, 10.12.2014 г....

Рабочая программа дополнительного образования "Основы речевой коммуникации".

Данная программа предназначена для проведения  дополнительных занятий с учащимися 9 классов....

Развитие речевой коммуникации старшего дошкольника и младшего школьника

laquo;Школьное обучениеникогда не начинаетсяс пустого места, а всегдаопирается на определённуюстадию развития,проделанную ребёнком»...