Организация дистанционного обучения (ДО) детей с ограниченными возможностями здоровья .
статья на тему

Наумова Наталья Михайловна

Использование дистанционных форм при организации обучения  детей ОВЗ дает возможность общения с людьми (педагогами), а ведь именно общение  необходимо для социализации и адаптации ребенка в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distantsionnoe_obuchenie_detey_s_ovz.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом обучения детей ОВЗ дистанционно.

Д.О - представляет собой  взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфическими средствами Интернет – технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность

Дистанционные обучающие системы доступны в любое удобное время и в любом месте, независимо от места жительства. Достаточно лишь иметь выход в Интернет. Такое обучение позволяет учиться в своем собственном темпе, исходя из индивидуальных потребностей в образовании и личностных особенностей.  Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что.

Образовательная среда организуется  непосредственно на дому у ребёнка. Каждому ученику на время обучения предоставляется учебное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера), высокоскоростной доступ во Всемирную Сеть. У учащихся появляется возможность участия в творческих, практико-ориентированных и исследовательских проектах, а также живое общение со своими учителями, одноклассниками и друзьями.

             Кроме того, у учащихся резко повышается мотивация к процессу обучения, ведь компьютерные  технологии – это современно, практично и это то, что, несомненно, пригодится при выборе будущего жизненного маршрута.

   Интернет-технологии стимулируют раскрытие познавательных внутренних интересов учащихся, предлагают всё новые виды организации самостоятельной работы в сети, помогают извлечь много полезных для повседневной жизни фактов, связанных с английским языком, развивают информационно-поисковую самостоятельность, повышают стремление к самообразованию, оказывают большую помощь при выполнении домашнего задания.

  В нашей школе  дистанционные занятия английским языком  я провожу посредством онлайн-уроков. С помощью новейших компьютерных программ и технологий мои ученики получают возможность изучать иностранный язык, выполнять творческие работы, в режиме реального времени с помощью программы «Скайп» и «AcademLive» дистанционно общаться со мной, который помогает осваивать учебный материал более качественно.

Дистанционные технологии в обучении английскому языку  направлены на:

  1. На детей и взрослых, желающих изучить иностранные языки (онлайн режиме).
  2. На одаренных и неуспевающих детей (это дополнительные занятия)
  3. для часто болеющих детей
  4. На детей с ОВЗ.

Использование дистанционных форм при организации обучения  детей ОВЗ дает возможность общения с людьми (педагогами), а ведь именно общение  необходимо для социализации и адаптации ребенка в обществе.

Этапы технологии дистанционного обучения детей с ОВЗ:

  1. Знакомство с картой здоровья ребенка. Перед составлением  расписания и календарно-тематического планирования (адаптированной рабочей программы) необходимо изучить особенности здоровья каждого ребенка.
  2. Составление календарно-тематического планирования на каждого ребенка с указанием нумерации уроков, тем разделов, тем уроков, предполагаемых дат уроков
  3. Составление расписания. ( согласуется с родителями, а так же необходимо учитывать все возможности детей и нормативы Сан Пин.
  4. Дистанционные уроки.

Оборудование и программное обеспечение ДО:

В семьи для обучения выданы комплекты оборудования. В комплект входят:  ноутбук, веб-камера, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, так же все участники обеспечены Интернет – доступом. Каждому участнику ДО предоставлен доступ к системе Academ.live,где располагаются  учебные материалы (презентации и домашнее задание)

Методы и приемы обучения с использованием дистанционных технологий:

  • При обучении устной речи я использую, такие задания, как «напиши звуковое письмо своему другу», «озвучь мультфильм, фильм». Учащиеся с радостью принимают участие в выполнении таких заданий, так как каждый хочет оказаться  на месте известного артиста, актера режиссера. При обучении аудированию  использую  аутентичные адаптированные тексты, после которых ребята выполняю  тест.
  • При обучении грамматики дистанционно я использую презентации, которые  можно демонстрировать в программе «Скайп»; так же детям очень нравиться работать с песнями, когда надо при прослушивании вставить пропущенное слово, грамматическую структуру; Система тестов, упражнений в электронном варианте  реально экономит время за счет отсутствия необходимости  переписывания упражнения, что даст больше времени на  отработку грамматических структур.
  • При  отработке фонетической стороны я использую презентации с аудио и видео материалами, словарные статьи  озвученные носителями языка.
  • На каждом уроке я использую физминутки, расслабляющие паузы (слушаем пение птиц, закрывая при этом глаза), упражнения на дыхание (дышим свежим воздухом в лесу), минутка для пальчиков (особенно используется после написания упражнения) и т.д.

Использование таких здоровьесберегающих технологий, позволяет  предотвратить перегрузки и усталости у  школьников.

         Каждый дистанционный урок, проводится  согласно нормам САНПИН, чётко регламентирован по времени. Ведь учащиеся, особенно больные дети и дети-инвалиды должны находиться перед компьютером строго ограниченное время.

Учебный процесс для детей с ОВЗ, обучающихся на дому проходит не изолированно, а основан на интеграции очного и дистанционного обучения. К каждому из них приходит учитель, помогающий справиться с возникшими проблемами и трудностями. Дистанционное обучение некоторые дети получают  не по всем предметам, эти предметы выбирают сами родители. Обучающиеся осваивают программы при помощи системы дистанционного обучения с использованием программы «ACADEMLIVE».

        Свою работу с данной категорией учащихся   педагоги разделяют на несколько этапов:

  1. Подготовительный этап включает в себя сбор информации о детях, для которых педагог должен стать собеседником и другом.
  2. Следующий этап один из важных: разработка на каждого ученика адаптированной образовательной программы реабилитации детей-инвалидов, в т.ч. по дистанционной технологии.
  3. Этап подбор заданий, упражнений по выбранному родителями предмету.

Каждый дистанционный урок проводится по заранее составленному расписанию, дети с помощью родителей или самостоятельно) также самостоятельно с компьютера, подключенного к интернету, входят в образовательную среду, где размещены учебные материалы дистанционных уроков.

Участникам занятий являются дети, для них термин «урок» привычен и понятен, поэтому предполагаемый материал педагогами разбит именно на уроки.

Каждый урок рассчитан в среднем на 40 мин.  и включает :

- лекционный материал (гипертекст с объектами мультимедиа);

-тренировочные задания (с образцами, выполненными в виде графических файлов, чтобы ученик мог самостоятельно проверить правильность их выполнения);

- формы оценки заданий.

Показателем результативности и эффективности дистанционного обучения можно считать повышение информационной компетенции учащихся, формирования новых путей познания мира, расширение кругозора, отсутствие страха перед предметом или учителем,, создание ситуации «успешного ученика», отсутствие неуспевающих .Ребята и их родители с одобрением приняли данную форму обучения.

Проблемы:

  • Компьютерная неграмотность (как детей и их родителей)

На начальном этапе  я тратила много времени на объяснение родителям, что такое скайп, как там зарегистрироваться, как в поисковике найти нужную образовательную среду.

  • Качество Интернет – соединения (сбои)
  • Поломка и замена дорогостоящего оборудования

Рекомендации  для педагогов, которые работают или собираются работать ДО:

  1. Положительный эмоциональный настрой педагога;
  2. Быть осведомленными о состоянии здоровья ребенка;
  3. Контактировать  с учителями, которые ведут основной курс  в школе, и обсуждать, как улучшить его успеваемость при этом, не навредив его здоровью;
  4. Постоянно повышать квалификацию, осваивать современные интернет технологии, программы дистанционного обучения, участвовать в различных  семинарах, вебинарах по вопросам обучения детей ОВЗ, изучить психолого-педагогические характеристики всех категорий детей с ОВЗ;
  5. «Дружить» с ФГОС, свободно ориентироваться  в «нормативке»;
  6. Находить контакт с родителями, участвовать  в семейном воспитании детей с согласия родителей, привлекать детей, находящихся на домашнем обучении при возможности к классным и общешкольным воспитательным мероприятиям.

В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд трудностей, и проблем, с которыми сталкиваются и учитель, и ученик при организации и проведении дистанционных уроков, такая форма обучения  востребована  в социуме, констатируется в недавно утвержденных ФГОС начального  общего образования для детей с ОВЗ и дистанционное обучение успешно обеспечивает социализацию  этих детей, дает возможность получить полноценное образование и выбрать дальнейший путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч...

Особенности проведения дистанционных уроков для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В материале проведен анализ дистанционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявлены особенности, достоинства и недостатки.Обобщение опыта....

Дистанционное обучение биологии детей с ограниченными возможностями здоровья

Дистанционное обучение биологии детей с ограниченными возможностями здоровья так же должно быть направлено на формирование универсальных учебных действий....

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

Дистанционные курсы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья на данную тему была опубликована в сборнике статей II Международной научно-практической конференции "Инновационные тенденции развития системы образования", г.Чебоксары, 2014г....

Статья в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Совместная научная статья преподавателей ОБПОУ "КМТ" и ФГБОУ ВО "КГУ"Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспе...

Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанци...