ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ
статья (8, 9 класс) на тему

Мамай Евгения Николаевна

Статья с практическим материалом и готовыми упражнениями для развития лексического навыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Н. Мамай

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ ПО ТЕМЕ «СПОРТ»

        В связи  с последней государственной программой, направленной на оздоровление населения, популяризацией в сети интернет активного образа жизни,  а также с проведением в ближайшие годы в нашей стране крупнейших спортивных соревнований, интерес современного общества к спорту заметно возрос. Физическая активность в наше время имеет общенациональное значение, поэтому спортивная тематика на уроке иностранного языка становится все более актуальной.

      Международные спортивные соревнования  которые  проходят на территории РФ имеют перспективы не только в области спорта, но и в области культурного обмена. Это уникальный шанс для изучающих  английский язык принять участие в межкультурной коммуникации: окунуться в языковую среду, получить доступ к аутентичным материалам (спортивные брошюры, журналы, газетные заметки, реклама), принять участие в диалоге культур.

      Перед учителем иностранных языков стоит цель подготовить грамотного участника общения, путем внесения в учебный план уроков со спортивной тематикой. Наиболее важным аспектом в данной работе является обучение лексическим единицам (ЛЕ): спортивным терминам, названиям олимпийских видов спорта, инвентаря, специфической речи болельщиков и т.д.

      Однако не стоит забывать что процесс обучения лексике носит проблемный характер, особенности которого недостаточно выяснены. Почему некоторые слова и выражения запоминаются легко, а для усвоения других требуются специальные лексические упражнения?

      Отечественные методисты иностранных языков: С.К. Фоломкина, И.В. Рохманов, А.А. Миролюбов разработали определенные основы методики обучения всем видам иноязычной речевой деятельности, указали на ряд важных теоретических положений, способствующих, созданию разных методик, для активного и пассивного овладения языком, подготовили словари минимумы для средней школы, учебники и программы, в которых подразделяется языковой материал, предназначенный для активного и пассивного усвоения, обосновали необходимость использования разных типов упражнений- рецептивных и продуктивных – для обучения лексической стороне речи [Фоломкина, Рахманов, Миролюбов,2007]

       Базируясб на исследованиях вышеуказанных методистов, мы можем выделить три основных этапа работы над лексикой:

- ознакомление;

- первичное закрепление;

- развитие умения использования навыков в различных видах речевой деятельности.

       Первые два пункта как правило объединяют  в один – этап презентации.

Этап презентации играет важную роль в обучении лексике. От эффективности и целенаправленности данного этапа зависит вся последующая работа. Задача учителя – выбрать наиболее действенный способ презентации в соответствии со ступенью обучения, уровнем знаний учеников, качественной характеристикой слова и его принадлежностью к активному и пассивному минимуму.

       От прочности и глубины знаний, от уровня умений и навыков учащихся, достигнутых на среднем этапе, начинается успешное продвижение на следующем, завершающем этапе.

      При формировании лексических навыков учителю также следует помнить, что по данным исследований свойств памяти, человеку свойственно забывать примерно 50% полученной информации после ее первого предъявления, а в целом забывание сильнее в первые дни после сообщения нового, затем кривая забывания падает [Лурия, 2009].

     Учитывая эти данные, учитель должен построить первый этап работы над новым словом так, чтобы использовать по возможности большее количество упражнений в момент  предъявления лексического материала, чтобы обеспечить максимальное количество повторений нового слова, возможность многократного прослушивания и воспроизведения его учащимися в речи.

      Такой подход требует от учителя предельного внимания к выбору лексических упражнений предназначенных для первичной отработки и организации работы со словами.

     Лексическим упражнением можно назвать любое предложение, в котором соответственно смыслу обучающегося делается упор на обучение лексике.

     Все лексические упражнения можно классифицировать по следующим аспектам:

- По видам речевой деятельности, в которую включено слово – рецептивные и репродуктивные упражнения с дальнейшим делением последних на репродуктивные и продуктивные.

- По стадиальности усвоения слова, т.е. по стадиям развития лексического навыка.

- По направленности лексического упражнения на отдельные аспекты  – фонетический, графический и т.д.

- По направленности упражнений на создание определенного вида связи слова.

- По тому предполагает ли упражнение работу с изолированным словом или со словом в словосочетании или предложении – контекстные и не контекстные упражнения

- По видам операций, проводимых с изучаемым словом (замена,  вставка и т.д.).

- По направленности лексических упражнений на усвоение новых слов или на их повторение [Рахманов,2000]

В данной статье мы предлагаем алгоритм – разработку лексических упражнений, направленный на работу с учениками среднего звена по теме «Зимние олимпийские игры»

  1. На этапе ознакомления учащихся с новыми ЛЕ учитель может использовать слайд-презентацию, интерактивную доску или раздаточный материал в виде карточек с изображением видов спорта.    

При использовании презентации, работа строится следующим образом:

Перед показом слайдов учитель (Т) задает вопросы:

Т: «What winter sports do you know?»

   Возможные варианты ответов учащихся (Р)

   P: «hockey, figure skating, skiing, skating»

   T: «and do you know what kinds of them are included in the Olympic Games?»

   P: «skiing, curling, hockey…»

  T: «аll right, now let`s check your answers. There are some information about modern winter sports.»  

    Далее в презентации учащимся предлагается перечень зимних видов спорта, иллюстрации и краткая характеристика сравнительно недавно вошедших в состав олимпийской программы видов активности.

   После просмотра, учащиеся вместе с учителем проговаривают новые слова.

  1. Следующим этапом в работе является первичное закрепление.

На этом этапе можно использовать следующие упражнения:

  1. Give your definition. Учитель дает характеристику одному из видов спорта, а учащиеся называют его.

Example: «it is a team sport played by two teams of four players. Teams slide polished granite stones down the ice towards the target. The equipment a player may include: shoes, gloves, a curling stone with a handle and broom. What kind of sport is it?» (curling)

Это упражнение дает возможность учащимся не только воспроизвести новые слова но и ознакомиться с ЛЕ, обозначающими экипировку спортсменов.

  1. Make a sentence. Учащиеся должны составить правильное предложение путем совмещения колонок:

  When I ….play….hockey……. I need: shoes, gloves, stone

                    do         skiing                       broom, skates, helmet, club, glasse

                    go         curling                     bouts, snowboard

Example: «When I play hockey I need skates, club and broom. »

  1. Match. Учащиеся восстанавливают предложения путем совмещения двух колонок с ЛЕ

The talented skater…

is a symbol of peace and friendship

The Olympic Games…

at the sport competition

Going to sport is the best way…

of  hockey team

He was a goalkeeper…

to be health

A new record was breakseted

wan a first prize

He always dreamed to…

from all over the world

Curling is played by people…

become a winner of Olympic Games

Example: «He always dreamed to become a winner of Olympic Games»

  1. Задача учащихся составить не менее пяти предложений с словосочетаниями из предыдущего упражнения.
  1. Данный этап заключает в себе необходимость активизации полученных ранее навыков по средствам речевой деятельности.
  1. Make up the dialogue right. Учащимся необходимо восстановить порядок реплик в предлагаемом диалоге, а затем исценировать его в парах.
  • Yes I am. I think to have a health mind you must have a health body
  • Are you interested in sport?
  • Really? What is your favorite sport?
  • Do you really think so? Sport is very useful but it takes a lot of time
  • I like skating. It so exiting!
  • If you can plan the working day right you will have a lot of time
  • I prefer winter sports like snowboard, figure skating, biathlon and luge
  • You are right I agree with you
  • Are you good at it?
  • What sports do you like?
  • Oh! Yes I come to the skate rink every week.
  1. Учитель дает ситуацию, в рамках которой ученики составляют свои собственные диалоги в парах, используя новые ЛЕ.

«You are the young journalist from the famous newspaper. You need to interview a well-known sportsmen from England.» work in pairs and use new words.

В заключении, следует сказать, что лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности. Недостаточный словарный запас вызывает чувство неуверенности у учащихся, нежелание говорить на иностранном языке.

Формирование основ владения английским языком именно с позиции лексики, открывает возможность перейти от рассмотрения английского языка как объекта изучения к использованию его на  практике как полезного инструмента. В частности, в случае успеха в этом направлении, у учащихся будет возможность развивать свои познания в английском языке в дальнейшем в любом выбранном ими направлении. Таким образом, необходим дифференцированный подход к обучению лексике, его постепенная модернизация в соответствии с меняющимися со временем реалиями современного мира.

Примечания

  1. Медведева, ОИ. Из опыта работы над лексикой в средних классах [Текст] / О.И. Медведева // Иностранные языки в школе. – 2005 - №6. – С.17-21.
  2. Миролюбов, А.А. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе [Текст]/ А.А. Миролюбов. – М.: Педагогика, 1985-262с.
  3. Фоломкина, С.К. Текст в обучении иностранным языкам [Текст]/ С.К. Фоломкина// иностранные языки в школе. – 1995. - №5. – С. 14-19.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по теме "Приемы управляемого запоминания иноязычной лексики"

Методические материалы являются памяткой молодому учителю иностранного языка....

Интегрированный урок на основе иноязычной лексики

Цель: показать учащимся, как слова из одного языка проникают в другой, что происходит со словами-иностранцами в русском языке; каково отношение к заимствованиям. Научить учащихся пользоваться сл...

Презентация к "Иноязычная лексика в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Презентация к исследовательской работе на конференцию в области "Языкознание"...

Современные методы и технологии обучения иноязычному общению в достижении нового качества школьного иноязычного образования

Презентация представляет собой обобщение теоретических знаний о Современных методах и технологиях обучения иноязычному общению в достижении нового качества школьного иноязычного образования в схемах и...

доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной самостоятельности школьников в процессе изучения иноязычной лексики»

На сегодняшний день, когда общество переходит на новый этап развития, появляется необходимость в личности, способной ориентироваться в многообразии информации, оперативно перерабатывать ее, исходя из ...

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ

Визуализация учебной информации сейчас актуальна как никогда в образовательном процессе.  Визуализация информации - сегодня это весьма распространенное явление нашей жизни....

Обучение учащихся основной школы иноязычной лексике

Требования, предъявляемые к уровню владения учащимися основной школы лексическим материалом и комплекс упражнений для обучения лексике....