ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья на тему

Богдан Наталья Александровна

В процессе своей профессиональной деятельности, работая над проблемой повышения не только качества знаний по предмету «иностранный язык», но и моти­вации учащихся, я пришла к выводу, что особую значимость в решении этих про­блем приобретает метод проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Реализация личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению иностранным языкам (в том числе и английскому) является основным требованием Федеральных государственных стандартов школьного образования по иностранному языку. Основной целью обучения иностранному языку в средней школе становится развитие у обучающихся необходимого для межкультурного общения уровня коммуникативной компетенции при одновременном формировании и развитии личности ребенка, способной не только к дальнейшему самообразованию в изучении иностранных языков, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем. Таким образом, обучение английскому языку, в соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования, прежде всего нацелено на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами изучаемого языка.

Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение в процесс обучения новых и модернизированных педагогических технологий и прогрессивных методов. Традиционные технологии, представляющие собой авторитарные системы требований, сменяются личностно-ориентированными технологиями, ставящими в центр всей образовательной системы личность обучающегося, создание комфортных условий для её развития, реализации её природных потенциалов. Личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие учащегося, формирование у него положительной «Я»-концепции.

Оставаясь в рамках традиционной классно-урочной системы образования, каждый неравнодушный педагог создает свою собственную педагогическую технологию, включающую элементы тех технологий и методов, которые лично он считает наиболее эффективными.

В процессе своей профессиональной деятельности, работая над проблемой повышения не только качества знаний по предмету «иностранный язык», но и мотивации учащихся, я пришла к выводу, что особую значимость в решении этих проблем приобретает метод проектов.

Исследовательский проект как элемент творческой деятельности учащихся сегодня прочно занял свое место среди современных педагогических технологий и в той или иной мере используется многими педагогами. Введение в образовательный процесс элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность, развивать компетентность учащихся. Метод проектов - педагогическая технология ориентированная не только, а иногда и не столько на интеграцию фактических знаний, но и на приобретение новых (чаще всего путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов деятельности.

Конечно, сегодня проектный метод не рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащегося, развития его творческих способностей и формирования у него определенных личностных качеств.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного материала, и текущим - в этом случае на самообразование и проектную деятельность выносится часть содержания обучения.

В соответствии с основными целями проекта временные затраты также очень варьируются: от мини-проектов, выполняемых за один-два урока, до пролонгированных, которыми учащиеся могут заниматься в течение учебного полугодия, года или даже нескольких лет.

Элементы проектной деятельности можно и нужно вводить в образовательный процесс с самых ранних этапов обучения предмету. Так, например, ученикам, изучающим английский язык первый год, уже через пару месяцев можно предложить создать свою иллюстрированную азбуку или постер-алфавит с яркими картинками или рисунками, а чуть позже - стенную газету к Рождеству, Новому Году, 8 Марта и т.п. Ведь проект - это любая деятельность учащегося (индивидуальная или групповая), как аудиторная, так и внеаудиторная, которая включает в себя элементы самообразования (сбор, анализ и синтез информации по определенной теме), систематизацию собранного материала и в конечном итоге оформление его в некий «продукт», который, как правило, защищается в форме презентации, доклада, дискуссии, театрализованной постановки, радиопередачи и т.д.

Работа над проектом (особенно на этапе его защиты или презентации) создает максимально благоприятные условия для создания мотивации к говорению, т.е. стремление к применению своих знаний в ситуации, приближенной к реальной коммуникации, развивает воображение, фантазию, мышление. В случае выполнения группового проекта развивается способность к сотрудничеству, умение рационально распределять обязанности.

Темы проектов обычно связаны с тематикой УМК и отражают интересы учащихся.

Даже выполненный с речевыми ошибками проект всегда имеет положительный результат: во-первых, происходит совершенствование речевых умений и навыков, во-вторых, представляется возможность реализации творческих идей, в-третьих, совершенствуются навыки самостоятельной учебной деятельности, приобретается опыт получения удовольствия от деятельности как таковой, удовлетворения от полученного результата и, наконец, создаются условия, формирующие желание учащихся общаться на изучаемом языке.

Первый этап работы над проектом -это определение формата проекта, «мозговой штурм», - набрасывание идей, распределение обязанностей. Второй этап - это индивидуальная работа по сбору, отбору и систематизации информации, где учащиеся выбирают, что они хотели бы включить в общий проект, а также подбор иллюстративного материала. Затем следуют два не менее важных этапа: систематизация всего собранного материала, оформление его в общий «продукт» и устная презентация. Работа над проектом, как правило, происходит в атмосфере увлеченности, творчества, эмоционального комфорта, что, несомненно, влияет на повышение мотивации учащихся к изучению английского языка и учебной деятельности в целом.

Очень интересны бывают межгрупповые проекты, которые, кроме всех преимуществ любой проектной деятельности имеют еще одну очень важную цель - объединение по интересам учащихся разных групп (как учебных, так и возрастных). В этом году мы  выполнили два межгрупповых проекта: «Молодежные субкультуры» и «Молодежная музыка». Темами межгрупповых проектов могут быть также «Современное кино, его жанры и направления», «Проблемы экологии и пути их решения в разных странах», «Праздники и традиции в англоязычных странах и России» и многое, многое другое, что требует сбора обширной информации. Межгрупповые проекты хороши еще и тем, что при их выполнении всегда включается элемент соревновательности, рождающий дополнительную мотивацию к качественному выполнению своей части работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка

В этой статье я рассказываю об эффективности метода  проектов на уроках английского языка....

Развитие речевой компетенции учащихся на уроках английского языка на основе аналитического чтения

Презентация содержит в себе цели и задачи моей темы самообразования. Текст на английском языке и упражнения к нему....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-6)

Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» в 6 классе и предназначены для учителе...

Выступление на методобъединении учителей английского языка "Формы и методы контроля как средство оптимизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка"

Данный материал раскрывает возможности использования различных типов контроля для эффективной организации деятельности учителя  на уроке английского языка...

«Английские песни как средство развития заинтересованности учащихся на уроках английского языка»

Данное исследование представляет собой I этап работы по теме «Песни как средство развития заинтересованности учащихся на уроках английского языка». Оно представляет собой теоретико-исследо...

Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Одной из актуальных проблем в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Решить эту проблему помогает использование ...