Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе
учебно-методическое пособие на тему

Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе

Результаты опытного обучения позволили нам сформулировать ряд методических рекомендаций по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе, которые могут быть использованы студентами-практикантами, а также учителями иностранного языка. В этом нам помог анализ методической литературы по исследуемой проблеме

Прежде всего, следует помнить, что интерактивное взаимодействие предполагает взаимодействие вообще любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т. п.

Интерактивная модель обучения исключает доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия обучающийся становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Ядром интерактивных методов обучения являются активные методы -формы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности решать поставленные задачи. Целью обучения служит развитие мышления у обучаемых, вовлечение их в решение проблем, расширение и углубление знаний, одновременное развитие практических навыков и умений общаться на иностранном языке. Отмеченные особенности интерактивного взаимодействия позволяют сформулировать следующие рекомендации:

1.Интерактивное обучение пройдет успешно и с пользой для учащихся, если:

- учитель заранее определит для себя цель деятельности;

- наметит приемы и средства интерактивного взаимодействия, то есть разработает тактику деятельности;

- составит план осуществления тактики деятельности;

- определит последовательность своих действий, то есть логику протекания и развития деятельности, ее внутренних закономерностей;

- подготовит необходимые материалы, ознакомится с литературой по интересующей его проблеме.

2. При подготовке к уроку с использованием интерактивных методов необходимо правильно выбрать форму работы. Для этого необходимо помнить о следующих критериях:

- поставленные задачи;

- количество участников занятия;

- возрастные особенности учащихся;

- уровень знаний учащихся;

- опыт школьников в этом виде деятельности;

- свой собственный опыт;

- условия осуществления данного занятия.

3. Учитель должен полно и детально представлять себе организацию и проведение занятия, что предполагает:

- постановку целей и работу над ними;

- отбор содержания, форм и средств работы;

- продумывание способов организации деятельности;

- логическое построение деятельности и планирование действий во времени;

- прогнозирование характера протекания деятельности, предположение о возможных трудностях и проблемах, выбор путей по их преодолению и устранению.

4. При планировании интерактивного взаимодействия учитель должен правильно организовать деятельность каждого учащегося и осуществлять постоянный контроль над ее выполнением. Используйте следующие рекомендации по организации:

- организуйте работу учащихся в группах, в которых, они сравнивают предложенные ими утверждения, и выбирают наиболее или наименее популярные, а затем высказываются от лица группы;

- организуйте работу учащихся в группах, в которых каждый из членов группы получает персональное задание, которое должно работать на общий результат; предложите учащимся обсудить полученную каждым индивидуальную информацию и найти лишь одно правильное решение;

- организуйте работу в парах так, чтобы учащиеся показали свое отношение к проблеме, выразили свое собственное мнение;

- организуйте ролевую игру, так чтобы все учащиеся поняли поставленные перед ними задачи, были способны разрешить созданные вами ситуации, активизирующие чувства и мысли каждого учащегося;

- предлагайте учащимся обсуждать проблемные ситуации, поднимайте дискуссионные вопросы, имеющие как минимум две противоположные точки зрения;

- предлагайте учащимся с помощью вопросов, начинающихся на «что...? где...? когда...? почему...? зачем...? и т. д. » получить необходимую информацию от собеседника;

- предоставьте учащимся возможность обсуждать проблемы как в парах, так и перед всем классом;

- организуйте работу так, чтобы были задействованы все учащиеся, контролируйте процесс их взаимодействия, следите за тем, чтобы «слабые» не перекладывали всю работу на «сильных» и не переходили при обсуждении вопроса на родной язык.

5. При подготовке и проведении уроков с использованием интерактивных методов, могут возникнуть методические ошибки. Старайтесь их избежать. К числу таких ошибок относят:

- отсутствие четких целей интерактивного взаимодействия и представления о его конечных результатах;

- выбранная форма или метод проведения интерактивного занятия никак не связаны с поставленными целями или противоречат им;

-учитель берет на себя те функции, которые могли бы реализовать сами учащиеся;

- допускается непоследовательность в организации интерактивного взаимодействия;

-учащиеся не получают необходимой информации для того, чтобы правильно выполнить определенные действия.

6. При подготовке и проведении уроков с использованием интерактивных методов, помните, что:

- следует придерживаться трехчастной модели организации интерактивного задания;

- не следует пропускать ни одного из этапов (подготовительный, содержательный, итоговый);

-подводя итоги следует основываться прежде всего на результате работы (справились ли учащиеся с поставленной проблемой самостоятельно);

- следует уделять больше внимания групповым и парным формам работы;

- необходимо провоцировать у учащихся желание вступать в интерактивное взаимодействие (подбирайте материал урока, учитывая интересы учащихся на данном этапе обучения).

Использование предложенного комплекса рекомендации в практическом обучении и на уроках иностранного языка обеспечит результативность и эффективность обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УРОКАМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Представленный ниже материал содержит рекомендации по организации самостоятельного чтения на иностранном языке; предложены упражнения для работы с грамматическим материалом;рекомендации по самостоятел...

Организация учебного взаимодействия на современном уроке иностранного языка

Обучение речевому общению на иностранном языке предполагает обучение трем его аспектам: коммуникативному, интерактивному и перцептивному. ...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-6)

Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» в 6 классе и предназначены для учителе...

Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках английского языка в старших классах

Обучение иностранным языкам с использованием интерактивного метода в первую очередь направлено на развитие коммуникативных навыков у учащихся, а также на побуждение учащихся к самостоятельному решению...