Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в средней школе и начальной школе
проект по теме

Егоркина Татьяна Николаевна

В Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

 (повышения квалификации) специалистов

Каширского муниципального района

«Учебно-методический центр»

Итоговый практико-значимый проект

Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в средней школе.

по курсу

«Молодой учитель в школе»

Выполнил:

 Егоркина Татьяна Николаевна

учитель английского языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

Руководитель проекта:

Власова Ирина Евгеньевна,

заместитель директора по учебно-методической работе

Кашира

2013 г.

Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в средней школе.

В Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся доступа к различным источникам информации, помогла удовлетворить интересы современного школьника, общающегося  в Интернет сообществе.

Необходимо, чтобы каждый педагог понял простую мысль: компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а активное средство развития детей, усиливающее и расширяющее возможности его познавательной деятельности. Компьютер предоставляет педагогу возможность высвобождения времени для творческой деятельности и создания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

        Цель работы ― представить опыт применения ИКТ на уроках английского языка общеобразовательной школы.

Для реализации заявленной цели выдвигаем следующие задачи:

  • изучить теоретическую и методическую литературу по данной тематике,
  • рассмотреть способы и формы применения ИКТ на уроках английского языка общеобразовательной школы.

Проблемами применения ИКТ на уроках английского языка в школе занимались следующие ученые:, Беляева Л. А., Иванова Н. В, Сысоев П. В., Евстигнеева М. Н., Белкова М. М., З.Х. Миракян, Е.И. Дмитриева, М.К. Захарова, Т.В. Карамышева и другие.


В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Применение ИКТ на уроках дает возможность в любой момент извлечь из памяти и использовать языковой материал, относящийся к разным разделам изучаемого иностранного языка, проводить углубленное структурирование данного материала, располагать его в любой приемлемой форме, использовать цвет, анимацию, графические и звуковые возможности, регулировать динамическую последовательность их предъявления. Более адекватная форма презентации языковых знаний дает положительный психологический эффект, в результате обеспечивается лучшее понимание языкового материала.

Средства информационно - коммуникационных технологий - это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

•электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

•электронные энциклопедии и справочники,

•тренажеры и программы тестирования,

•образовательные ресурсы Интернета,

•видео и аудиотехника,

Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. Одна из классификаций средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

1.для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefo xи др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);

2.для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft Power Point позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.

3.для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);

4.для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);

5.для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype , Mail Agentи т.д.);

6.для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, Winаmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

Использование ИКТ при изучении иностранных языков способствует:

  • развитию творческих возможностей и способностей учащихся;
  • созданию условий для самообразования учеников в интересующих их областях знаний;
  • повышению уровня использования наглядности на уроке;
  • повышению производительности урока;
  • установлению межпредметных связей;
  • приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке;
  • обогащению знаний учащихся об истории и культуре стран изучаемого языка;
  • развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач, в частности, на уроке английского языка:

а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности

б) совершенствовать умения восприятия иноязычной речи на слух на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, а также подготовленных учителем текстов.

в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;

г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально, в письменной форме составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других видов переписке в процессе совместной деятельности партнеров;

д.) совершенствование лексико-грамматических навыков, путем тренировки при помощи программ, игр, тестов.

Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, online-тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.


Работая второй год в школе, могу с уверенностью сказать, что урок, в котором используется ИКТ проходит интереснее, разнообразнее и нагляднее.

Использования презентаций – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку.

        В своей работе хочу предложить вам конспект внеклассного мероприятия (игра-соревнование), который я проводила со своей коллегой во 2 классе. Назывался урок “The ABC party”

Ход мероприятия

Организационный момент:

1. Сказка « Теремок» (дети знакомятся с новыми героями - друзьями)

Основная часть: Ученики разбиты на команды

2. Звучит песенка: « The ABC» (дети поют хором песенку «Алфавит»). Играют  ученики из команды. На доске алфавит без 6 букв, нужно их найти.

3. Конкурс «Считаем»: несколько ребят считают 1-10; 10-1.

Игра «Funny fishing». ( Из листа плотной бумаги «сделано озеро» .  В прорези вставлены рыбки, с обратной стороны которых написаны простые примеры на сложение и вычитание: 1+2=   и т.д. )

Песня: «What is your name? » (дети хором поют песню «Как тебя зовут»)

4. Конкурс «Цвета»:

Песня: «It’s a Rainbow» (дети поют песню « Радуга»)

Игра «Цветик - семицветик ». (Учитель показывает лепестки цветочка - они разного цвета: white, black, red, blue, yellow, green, brown, grey, pink. Дети называют хором. )

Физ. Минутка: «Head and Shoulders» (дети выполняют зарядку и поют)

5. Конкурс «Животные»

( на доске картинки животных - дети называют их по одному  по командам)

Песня: « Clap your hands.» (дети хором поют песню «Хлопнем в ладоши»

Подведение итогов: Do you like our lesson? What do you like?

Награждение победителей.

Самоанализ внеклассного мероприятия

Игра - соревнование  «The ABC party».

Цель: закрепление пройденного материала, развитие мотивов сотрудничества и толерантности, способствовать совместному поиску организационной работы и способов проведения коллективных дел; выявить новые возможности учащихся; воспитывать доброжелательное отношение в коллективе учащихся, чувства взаимоуважения, доверия, терпимости, товарищества, взаимовыручки, радости за успех всех участников, в том числе и соперников. Прививать любовь к иностранным языкам.

Форма проведения: состязание, ролевая игра.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. вызвать у детей эмоциональный отклик на предложенную информацию. Для решения данной задачи использовались:
  • видеофрагменты;
  • презентация;
  • ролевая постановка сказки «Теремок».

2. помочь детям выявить новые творческие возможности. Для ее решения было предложено: спеть песни на английском языке (согласно тематике уроков)

3. способствовать совместному поиску организационной работы. При решении этой задачи было предложено: проанализировать и самостоятельно найти недостающие буквы английского алфавита.

Для реализации поставленных задач была выбрана форма внеклассного мероприятия с использованием ИКТ и потребовались технические средства, имеющиеся практически в каждом учебном кабинете: компьютер, проектор и экран.

В течение всего внеклассного мероприятия я старалась создать комфортный психологический климат в классе, дать каждому возможность реализовать себя,  старалась услышать мнение каждого.

Считаю, что внеклассное мероприятие соответствует общим воспитательным задачам и возрастным особенностям учащихся.

Поставленная цель и задачи в ходе подготовки и проведения внеклассного мероприятия были выполнены.

На основании полученных данных можно сделать выводы:

• об успешности группы в процессе обсуждения и принятия решения;

• сумела ли группа выявить лидера;

• достаточно ли он аргументировал свою точку зрения;

• кто участвовал в работе, а кто нет;

• оценить общий психологический настрой группы в процессе принятия решения.

Заключение

Использование мультимедийных презентаций даёт возможность управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации; усиление мотивации учения; систематизацию изученного материала; формирование компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и и обучающегося.

Обучение при помощи современных компьютерных технологий несёт в себе огромный мотивационный потенциал, позволяет делать занятия более эмоционально и информационно насыщенными. Однако следует помнить, что коммуникативные задачи на уроке в первую очередь необходимо решать посредством живого общения с учителем и одноклассниками на иностранном языке.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для меня новые возможности в преподавании моего предмета, т.к. используя ИТК на уроках английского языка, я сталкиваюсь с новыми формами и методами преподавания, ищу новые подходы  к процессу обучения.

Отмечая все положительные стороны использования информационных технологий, нельзя не отметить, однако, что никакие самые новейшие технологии не смогут заменить учителя на уроке. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Применение же ИКТ следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса, одно из основных требований к профессиональной деятельности учителя на современном этапе – информационной компетентности.


Список литературы:

  1. . Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 4. Коптюг Н.М
  2. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании» Альбрехт К.Н.. – 2010
  3. Мультимедийное сопровождение учебного процесса/ авт.-сост. В.Н. Пунчик – Минск: Красико-Принт, 2009.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; /под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: "Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения".

Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе.

Использование игровых приемов на уроках иностранного языка, преимущества. Список игр к урокам английского языка....

«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...

«Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС»

Использование коммуникативных методов при обучении иностранному языку...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

       На современном этапе обучения иностранному языку школьников уже не подвергается сомнению необходимость иноязычного обучения в сопоставлении родной  и иноязычной ...

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...