Английский язык: от школы к вузу
статья на тему

Журавлева Виктория Владимировна

В статье рассматриваются актуальные проблемы при изучении английского языка и способы их решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhuravleva_v.v.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: ОТ ШКОЛЫ К ВУЗУ

Английский язык -  этот предмет начинают изучать ещё в школе (в настоящее время - во 2 классе), продолжают в техникуме и заканчивают в вузе. Кроме того, большая часть детей посещают курсы иностранного языка или занимаются с репетитором индивидуально. Таким образом, человек изучает английский язык в течение 10-13 лет, при этом, делает это регулярно, выполняя домашние задания, заучивая слова и выражения, пересказывая тексты. Почему же тогда процент взрослых людей, свободно владеющих английским языком, ничтожно мал и навыки большинства ограничиваются «читаю и перевожу со словарём»? Причин этому может быть множество, в этой статье мы рассмотрим основные из них.

Одной из главных причин низкого уровня владения английским языком является  традиционный подход к обучению иностранному языку в средней школе. Как проходили занятия в большинстве школ раньше? Ученики активно читали и переводили тексты, учили слова, выполняли грамматические задания, но при всём этом практически не уделяли внимание развитию таких навыков, как говорение и аудирование. А ведь именно понимание иностранной речи на слух, способность поддержать разговор и высказаться на определённую тему – это и есть тот результат обучения, к которому нужно стремиться. Конечно, для этого необходимы умения читать и переводить, знание основных грамматических конструкций. Ключевым словом, здесь является «основных», так как в средней школе, в особенности в старших классах, и в наши дни ученикам активно объясняют сложную английскую грамматику, которая редко используется даже носителями языка. В результате, на практике мы получаем следующее: я знаю 12 времён,  легко преобразовываю  предложения из активного залога в пассивный, но сказать ничего не могу, на вопросы отвечаю с третьей попытки, потому что «боюсь».  Всё ото относится к основной  части  обучающихся. На «периферии» находятся обучающиеся, которые, несмотря на  старания учителей, так и не научились читать и имеющие самое отдалённое представление о том, как строится английское предложение и правилах образования времён, и ученики, свободно общающиеся на языке, занимающиеся с частными преподавателями и регулярно выезжающие в англоговорящие страны на практику

К счастью, за последнее десятилетие ситуация начинает постепенно изменяться в лучшую сторону: современные преподаватели активно занимаются научной, а иногда и переводческой деятельностью, на смену старым учебникам приходят новые учебно-методические комплексы с обилием диалогов, современными текстами, тематика которых современна и интересна обучающимся, акцент ставится не на «вызубривании»  отдельных слов, а на заучивании фраз и словосочетаний, которые отрабатываются в лексико-грамматических упражнениях.

В настоящее время  в большинстве  школ кабинеты иностранного языка оснащены мультимедийным оборудованием, учителя активно используют видео-материалы и интернет-ресурсы на своих занятиях, тем самым наглядно демонстрируя применение той или иной лексики или грамматической конструкции на практике. В школах с углубленным изучением английского языка появляются лингафонные кабинеты. В настоящее время всё более популярной становится практика проведения недель английского языка, мероприятий, направленных на воспитание толерантности у обучающихся, во время которых ученики получают возможность пообщаться с носителями языка, что, несомненно, способствует повышению мотивации. Сегодня складывается совершенно новая методология изучения иностранных языков, целью которого является формирование коммуникативной компетенции – научить общаться, разговаривать, понимать и уважать другую культуру [2, с.90].

Низкая мотивация к обучению  английскому языку остаётся проблемой и в наши дни. Несмотря на обилие информации на английском языке, развитие туризма, появившейся реальной возможности продолжить образование за границей для обучающихся с высоким уровням владения языком, процент низкомотивированных  учеников всё ещё довольно высок. Возможно, имеет смысл ввести в старших классах ряд предметов на английском языке. Такая практика уже находит активное применение в школах с углубленным изучением языков, но в обычных школах пока не применяется.

При обучении английскому языку в заведениях среднего профессионального и высшего  образования также возникает ряд проблем. Студенты изучают иностранный язык до третьего курса включительно, причём общий профиль обучения определяет направленность в изучении языка, то есть, обучение носит профессионально – ориентированный характер.  Под профессионально-ориентированным обучением понимается такое обучение, которое основано на учете потребностей будущих выпускников в изучении иностранного языка, диктуемых особенностями будущей профессии или учебной специальности, которые в свою очередь, требуют его изучения [1,с.692]. Таким образом, предполагается, что экономисты изучают язык деловых переговоров и встреч, юристы - язык юриспруденции, медики углубляются в область болезней и медикаментов. Естественно, данная специализация предполагает наличие у студентов определённого объёма знаний, то есть, они должны хорошо разбираться в английской грамматике, обладать весомым лексическим запасом, уметь поддержать разговор на любую тему, высказаться по заданному  вопросу. Иными словами, студенты должны свободно говорить на языке международного общения. К сожалению, на практике мы сталкиваемся с совершенно иной ситуацией. Особенно, это касается студентов экономических и технических вузов. Та часть абитуриентов, которая демонстрировала отличные знания по английскому языку в школе, как правило, продолжает своё обучение на языковых или, по меньшей мере, гуманитарных  факультетах. В технических вузах, студентов, способных воспринимать английскую речь на слух и грамотно высказываться на заданные темы, единицы. Знания экономистов и «технарей», как правило, ограничиваются умением читать и переводить, минимальным набором грамматических структур и единиц. Поэтому, первоначальной задачей преподавателя является повторение  материала, пройденного в средней школе, закрепление  основных  грамматических конструкций  и пополнение  лексического запаса для плавного перехода к новой лексике и углубления в определённую сферу.

Студенты экономических вузов изучают дисциплину «Деловое общение на иностранном языке». Деловое общение предполагает не только бизнес переговоры и  встречи, но и такие простые повседневные навыки, как забронировать номер в отеле, билет на самолёт, ответить на телефонный звонок и многое другое. Таким образом,  обучение не сводиться к работе с текстами экономической направленности изучению  терминов. Задача педагога – дать обучающимся знания, необходимые для общения на английском языке в сфере бизнеса и повседневной жизни как в устной, так и в письменной формах, тем самым, выполнив социальный заказ на высококвалифицированных всесторонне развитых  специалистов. Cвободное владение английским языком сейчас является необходимым компонентом высшего образования, так как он является языком международного общения, переговоров  и конференций.

 Несмотря на то, что в России с каждым годом  число международных и совместных компаний неуклонно растёт и графа в анкете при приёме на работу «уровень владения английским языком» уже не просто для галочки, мотивация к изучению языка  у студентов неязыковых вузов недостаточно высока. Определённая часть студентов по - прежнему уверена, что английский язык им, как будущим бухгалтерам или инженерам,  точно не пригодится, а если и понадобится, то они «его потом как-нибудь выучат». Следовательно, повышение мотивации обучающихся остаётся одной из первостепенных задач педагога.

В настоящее время появилось большое количество учебно – методических  комплексов для изучения английского языка в неязыковых вузах, которые состоят из учебника, рабочей тетради,  аудио-диска для работы в классе, а иногда и материалов для самостоятельной работы студента. Основное внимание в современных учебных изданиях уделяется развитию устной речи, построению диалогов и последующему закреплению изученного материала в упражнениях. Опытные педагоги всегда дополняют учебник видео-материалами и собственными разработками. Большое значение придаётся самостоятельной работе студента, которая организуется и курируется преподавателем: поиск необходимой информации в интернете, подготовка презентаций, чтение специализированных зарубежных газет и журналов. Практика показывает, что студенты с удовольствием принимают участие в деловых играх и викторинах. Всё вышеперечисленное превращает изучение английского языка в интересный и многогранный процесс, призванный обеспечить крепкие знания и возможность их успешного применения в будущей жизни и работе.

 Литература:

  1. Шаимова Г. А., Шавкиева Д. Ш. Профессионально-ориентированное обучение английскому языку в неязыковых вузах // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 692-694.
  2. Никулина Н.Ю., Зиновьева Т.А. Актуальные вопросы преподавания иностранных языков в неязыковых школах//Сборник конференций НИЦ  Социосфера -2013.-№37.-С. 90-92.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция Технология-Английский язык в рамках недели английского языка в школе. Работы учениц.

Доклады учеников для подготовки мероприятия "Бизнес-ланч" в рамках предметной недели в школе №152, 13 февраля 2012г.(Интеграция "Технология - Английский язык")....

Проектная деятельность на уроках английского языка в школе" статья для участия в Педагогическом марафоне "Новая школа" (на сайте "Дистанционная волна"

Проектная деятельность на уроках английского языка в школе" статья для участия в Педагогическом марафоне "Новая школа" (на сайте "Дистанционная волна"Ссылка на работу на сайте "Дистанционная вол...

Методическая разработка урока по английскому языку по теме Travelling на основе презентации учителя английского языка ГБОУ школы 688 Приморского района Санкт-Петербурга

Люди любят путешествовать. Маршруты и способы  путешествий зависят от личных интересов людей и их бюджета. Вы можете отправиться в путешествие самолётом, поездом или на корабле. У каждого из этих...

Статья "Текстовый подход к интерпретации односоставных предложений при обучении немецкому языку в школе и вузе"

В статье рассматриваются основные проблемы, которые возникают при изучении односоставных предложений в школе и вузе, а также предлагаются некоторые виды заданий, которые смогут помочь школьникам и сту...

Конспект урока английского языка учителя школы № 139 Гирш Л.Е. в 5 классе Тема урока: «Школы в России и Британии» (с использованием компьютерной презентации)

Цели и задачи урока: 1.Образовательные – активизировать употребление лексики по теме « Школа», сформировать у учащихся представление о различных сторонах школьной жизни в Англии: о школьной форме...

Конспект открытого урока английского языка по ФГОС второго поколения. Автор: учитель английского языка МБУ «Школа № 31» г.о. Тольятти Ефименко Ольга Андреевна

Предмет:  Английский язык     Класс: 6 БТема урока: “ Рождество. Christmas.”Дата проведения урока: 23 декабря 2017 г.УМК: Spotlight”, 6 класс.  Ю.И...