Статья "Создание ситуации успеха, как один из способов повышения мотивации при изучении иностранного языка"
статья по английскому языку по теме

Наталья Валерьевна Фатхиева

В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов при изучении иностранных языков в неязыковом ССУЗе, возникающие вследствии заниженной оценки значимости иностранного языка в профессиональной деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  САХАЛИНСКОЙ  ОБЛАСТИ

ГБПОУ СПЭТ «ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Создание ситуации успеха, как один из способов повышения мотивации при изучении иностранного языка

                                                                                   Фатхиева Наталья Валерьевна,

                                                                                        преподаватель иностранного языка

                                                                           ПЦК ОГД    ГБПОУ «СПЭТ»          

                                                                      г Южно-Сахалинск., 2017

 

«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать»

 (Франсуа де Ларошфуко).                      

Ключевые слова:

Мотивация, коммуникативная компетенция, специфика языка, формы урока, профессиональная направленность,  ситуация успеха.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов при изучении иностранных языков в неязыковом ССУЗе, возникающие вследствии заниженной оценки значимости иностранного языка в профессиональной деятельности (второстепенная дисциплина). При определении способа решения проблем мотивации студентов особый упор делается на то, что формированию познавательного интереса к изучению иностранного языка способствует использование активных методов обучения, создание ситуации успеха.

Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес обучающихся, их творческая мыслительная активность. Часто обучающиеся спрашивают: "А зачем учить язык?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок. Не видя цели своих действий на занятиях, обучающиеся воспринимают иностранный язык как некую вещь в себе, до тех пор, пока для каждого речевого или языкового действия, для выполнения упражнения или задания у них не появится мотив. Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении иностранному языку – это мотивация обучающихся.

Совсем ещё недавно для многих обучающихся единственным мотивом изучения иностранного языка было получение хорошей оценки. Изменилась жизнь - изменилось отношение к предмету. Знание иностранного языка становится обязательным компонентом профессиональной деятельности и обеспечивает более полноценное и интересное проведение досуга. В учебных заведениях среднего профессионального образования обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов. Среди растущей конкуренции на рынке труда, специалисту-профессионалу необходимо владение хотя бы одним иностранным языком.

Современное общество предъявляет высокие требования к студентам в овладении иностранными языками. Но ни один преподаватель не сможет научить, если сам студент не захочет учиться.

Для успешной реализации требований государственного образовательного стандарта СПО необходим особый подход к изучению иностранного языка. Очень часто интерес к предмету у студентов падает, появляется апатия, безразличие, тревожность, вызываемые трудностями, с которыми студент встречается при изучении предмета. Главные проблемы, возникающие у студентов - это недостаточность школьной подготовки по языку, бедный словарный запас, незнание грамматики. [9]

К основным трудностям изучения иностранного языка следует отнести мотивационные проблемы, такие как:

- студенты не видят перспектив владения иностранным языком в своей профессиональной деятельности;

- студенты заведомо считают себя неспособными к изучению иностранного языка в силу его сложности;

- студентам недостаточно языковых и речевых средств при процессе  изучения иностранного языка.

Одна из главных задач преподавателя иностранного языка пробудить интерес к изучаемому предмету, сформировать осознанную потребность овладения знаниями.     Проблема мотивации возникает по каждой изучаемой студентами дисциплине. Но наиболее остро она проявляется при изучении иностранных языков.

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции обучающихся [5; с. 49-51].

Специфической особенностью, как пишет в своей работе И.А. Зимняя,  иностранного языка как учебного предмета является сформированное к нему негативное, субъективное отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного (да и институтского) обучения овладению предмету. И действительно, изучая иностранный язык, нужно работать систематично и ежедневно. Основным фактором для успешного овладения иностранным языком является мотивация.

Определение понятия «мотивация». Под мотивацией понимается система побуждающих действий, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение иностранных языков, его совершенствования и стремления развивать потребности в познании иноязычной речи. Мотивация – важнейшее начало процесса овладения иностранным языком, обеспечивающее его результативность.

При формировании положительной мотивации  нужно учитывать познавательные интересы студентов, их потребность в овладении новыми  знаниями, умениями, навыками. А при изучении иностранного языка главной и естественной потребностью является коммуникативность. Формированию и сохранению прочной мотивации, развитию познавательной деятельности, стремлению к коммуникации способствуют различные методы обучения. Наиболее эффективными являются нестандартные формы урока.

Вопросом повышения мотивации, сохранения и развития у студентов интереса к предмету «иностранный язык» уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения этому предмету. Сложность и многогранность подчёркивают многие методисты и в соответствии с этим предлагают различные подходы к решению этой проблемы.

Пути решения связываются с:

  1. созданием специально разработанной системы упражнений, выполняя которые студенты ощущали бы результат своей деятельности.
  2. Вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения
  3. Характером педагогических воздействий учителя, в частности наличием стимулов и подкреплений
  4. Использованием на уроках аудиовизуальных средств
  5. Использованием личностной индивидуализации
  6. Разработкой системы внеклассной занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.

Так же благодаря наблюдениям, можно сказать, что повышение мотивации идёт через:

  1. вовлечения студентов в самостоятельную работу на уроке.
  2. Проблемность заданий и ситуаций
  3. Контроль знаний, умений и навыков
  4. Использование познавательных игр
  5. Страноведческий материал и, конечно доброжелательное отношение студентов.

При обучении иностранному языку для стимулирования коммуникативной деятельности студентов преподавателю необходимо создавать реальные ситуации общения при помощи различных приемов работы.

Использование игр на уроках иностранного языка имеет большое значение  для приобретения новых умений и навыков, и также способствует формированию дружного коллектива в группе. При работе со студентами можно использовать сложные ролевые, ситуативные игры, тренирующие учащихся в умении использовать речевые навыки. [3, с. 21].

Один из эффективных приемов обучения, повышающих мотивацию на уроках иностранного языка – использование стихотворных и песенных материалов.

Работа со стихами, рифмовками и песнями служит эффективным средством усвоения языкового материала, развития памяти, внимания и творческой активности обучающихся. [7, с. 163].

Одним из способов возбуждения мотивации к изучению иностранного языка, стимулирования речевой деятельности является использование видеофильма.Более глубокое запоминание страноведческого и языкового материала происходит за счет задействования различных видов восприятия: слухового, зрительного.[2, с. 20-25].

Использование компьютеров в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения; кроме того, современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще. На занятиях английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач:

- формировать навыки и умения чтения;

- совершенствовать умения письменной речи;

- пополнять словарный запас;

- формировать у обучаемых устойчивую мотивацию к изучению языка.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

- совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;

- пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;

- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности. [6, с. 25-31].

Использование ситуации успеха способствует повышению рабочего тонуса, увеличению  производительности  учебного труда, а также помогает обучающимся осознать себя полноценной  личностью. Организация учебного процесса, основанного на гуманистический позициях, будет результативной при условии сотрудничества между учителями и обучающимися. В процессе учебной деятельности положение учителя и ученика далеко не равнозначно. Учитель связан с обучающимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей обучающегося, перед обучающимся и перед своей совестью. Нужно чаще разговаривать со студентами, выбирая для этого темы интересные для них, пожелания, потребности, чтобы помочь им успешно пройти сложный путь личностного самоопределения. Учитель должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться вселить силы в обучюащегося, то есть учитель и студент должны находиться в равноправных позициях: откровенность учителя должна быть направлена к студенту, как к человеку. Педагог должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства обучающихся, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли.

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются обучающиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми обучающиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям.

Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера, которая снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Алгоритм создания ситуации успеха:

С психологической точки зрения успех – это переживание состояния  радости, удовлетворение  оттого, что результат, к которому  стремилась  личность  в  своей  деятельности, либо  совпал  с  ее ожиданиями,  надеждами,  либо  превзошел  их.  На базе этого   состояния формируются  новые,  более  сильные  мотивы  деятельности,  меняются  уровни самооценки, самоуважения. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Ситуация успеха и ее типы.

1. Неожиданная радость.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов.

            Прием “Лестница” или “Встань в строй”. Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет  обучающегося поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих. 

  Алгоритм:

1 шаг: Психологическая атака. Суть  состоит  в  том,  чтобы  переломить состояние психологического напряжения.  Создание  условий  для  вхождения  в эмоциональный контакт.  

2  шаг: Эмоциональная  блокировка. Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Самое главное – помочь студенту переосмыслить свой неуспех, найти его причину с  позиции: “неуспех  –  случаен,  успех  –  закономерен.” Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.    

3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить   пути   его нейтрализации.

4 шаг: Выбор разных  возможностей. Необходимо  создать  условия,  при которых студент,  для  которого  создается  ситуация  успеха,  имел  примерно равные возможности проявить себя по сравнению с другими студентами.

5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.

6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для  отдельного обучающегося общая реакция удивления для  отдельного  обучающегося не оказалась единственной, чтобы  неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.

          Прием “Даю шанс”. Подготовленные педагогические ситуации, при  которых студент  получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации  учитель  может  и  не готовить специально, но его воспитательный дар проявится  в  том,  что  он  этот  момент  не  упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

2.Общая радость

Общая радость состоит в том, что  бы  обучающийся  достиг  нужной  для  себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем  или  спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают  только  те  реакции  коллектива,  которые  дают возможность студенту  почувствовать  себя  удовлетворенным,  стимулируют  его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих  на успех члена своего коллектива. Радость тогда в радость, когда она воспринимается с  остротой  новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост обучающегося, его прорыв  к лучшему. Раскроем приемы, с помощью которых можно создать  ситуацию  успеха, вызывающую общую радость.

           Прием “Следуй за нами”.Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль обучающегося, дать  ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных  сил.  Реакция окружающих будет служить для него одновременно  и  сигналом  пробуждения,  и стимулом познания, и результатом усилий. 

Алгоритм:

1 шаг: диагностика интеллектуального фона.  Пробуждение ума, когда обучающемуся хочется догнать ушедших вперед студентов.

2 шаг: выбор интеллектуального  спонсора. Проще, прикрепить  сильного обучающегося. Для этого  нужны  побудительные  мотивы,  нужен  взаимный  интерес.

3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе  дело не осталось вне поля зрения   коллектива, получило бы  его  поддержку и самое главное – желание повторить, развить его. Трудно привести здесь какой-нибудь конкретный пример, потому что он  не сможет  отразить  всю  гамму  возможных  ситуаций, но есть возможность перечислить  наиболее  типичные  варианты   интеллектуального спонсорства: совместное участие в подготовке, проведении тематических  вечеров, смотров, конкурсов и тому подобное.

3. Радость познания.

Последним типом ситуации успеха является радость познания,
Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов.  Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие - общение.

             Прием "Эврика".Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающийся, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания.

Центральная точка такой педагогики — исключение из наших методов принуждения к учению. Мы должны обойтись без принуждения по соображениям гуманности. И мы вынуждены исключить средства принуждения, потому что их просто-напросто не осталось в нашем распоряжении, разве что у тех педагогов, которые могут взять ребенка криком, на испуг.

Когда обучающийся работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят, он быстро развивается, он больше не числится в отстающих. Это так воодушевляет студентов всех возрастов — от младших до старших, — что дальнейшая работа в атмосфере успеха не представляет особого труда. Успех зависит, в частности, от повторения.

Ситуация успеха на уроках иностранного языка выполняет функцию коммуникативно – развивающей сферы и помогает обучающимся эффективно осуществлять иноязычное общение и взаимодействие друг с другом и с педагогом.

В ходе учебного общения на занятиях по английскому языку создаются естественные условия для достижения ими коммуникативной успешности. Реализация данных условий осуществляется на основе внедрения в учебный процесс специально разработанного комплекса заданий.  Таким образом, необходимо применять на уроке приемы, создающие ситуацию успеха: упражнения игрового характера, разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, занятия изобразительной деятельностью, инсценирование.

Главное назначение ситуации успеха на уроках английского языка – создание условий, которые способствуют устранению неуверенности обучающихся, и напротив – формированию уверенности и желания достигнуть хороших результатов коммуникативной деятельности. Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Поэтому создание ситуации успеха – важнейшее направление в работе любого учителя, которое позволяет повысить самооценку обучающихся, развить их уверенность в себе, преодолеть неуспеваемость.

Список использованной литературы

1. Ауэрбах Т.Д. Зачем и как изучать иностранный язык [Текст]/ Ауэрбах Т.Д. - , М.; Знание,1961

2. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи [Текст]/ Барменкова О.И. // ИЯШ – 1993 – №3. с. 20-25

3. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей [Текст]/ Бим И. Л. // ИЯШ. – 1989. – №1 – с. 21

4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе [Текст]/ Зимняя И.А. - М.: Просвещение,1991. - 222 с.

5. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения [Текст]/ Лукьянчикова Н.В. // – Начальная школа – 2001 – №11 – с. 49-51

6. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранному языку [Текст]/ Подопригорова Л.А.// ИЯШ – 2003 – №5 с. 25-31

7. Якобсон П.М. Психология чувств и мотиваций [Текст] / П.М. Якобсон. − М.: НПО "Модек", 1998 – 304 с.

8. Андреева С.С., Богун А.Ю. Повышение мотивации изучения иностранного языка путем использования компьютерных обучающих программ [Электронный ресурс]/ Андреева С.С., Богун А.Ю.//Вестник КАСУ №2 – 2009. – Режим доступа: http://www.vestnik-kafu.info/journal/18/735/ (дата обращения: 08.04.2013)

9. Широкова Т.Н. Профессиональная направленность в изучении английского языка в СПО [Электронный ресурс]/ Широкова Т.Н. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/413684/ (дата обращения: 08.04.2013)


Приложение №1

Десять советов  Симона  Соловейчика:

  •         Там, где детей не побуждают придумывать хорошее, они придумывают дурное. Поэтому пусть они придумывают все время. Если не получается – пусть соберутся вдвоем, втроем. Вместе – получится.
  • Дети очень любят импровизировать. Поэтому вся подготовка – от силы десять минут. Нет выступающих и зрителей, в каждом деле участвуют все.
  • Для проведения творческих дел не обязательно самому быть выдумщиком, надо просто поддерживать детей и уважительно относиться к их командирские посты – по очереди. Сегодня – ты, завтра – я. Но всегда вместе.
  • Любое дело не только сообща выполняется, но и организуется.
  • В каждой затее – забота друг о друге и об окружающих людях.
  • Каждое дело надо обсуждать в общем кругу. С этого начинается все.
  • Поменьше замечаний на бегу, побольше серьезных разговоров в тихую минуту. С детьми вообще надо больше разговаривать – меньше придется кричать на них.
  • В общем деле все в ответе за все. И каждый – самый главный.

Приложение №2

Технология создания успеха (памятка)

Для реализации данной технологии на учебных занятиях учитель должен соблюдать следующие правила:

1.Задачи должны быть для обучающихся посильными и не требовать приложения сверхусилий.

2.Деятельность должна представлять обучающемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний школьников.

3.Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.

4.В задачах должна присутствовать степень новизны.

5.Слабомотивированные обучающиеся должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах.

ОПЕРАЦИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает обучающемуся уверенность в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получиться..»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование обучающегося в способах и формах совершения деятельности

Помогает обучающемуся избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…..»

«Выполняя работу, не забудьте о…..»

4. Внесение мотива

Показывает обучающемуся ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий обучающегося в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

                                                                              Приложение № 3

Как похвалить ребенка на уроке английского языка. 52 выражения похвалы

  1. Wow — Вау, Здорово
  2. Outstanding — Выдающийся
  3. Good — Хорошо
  4. I am proud of you — Я горжусь тобой
  5. Looking good — Выглядит хорошо
  6. That’s incredible — Это невероятно, немыслимо, потрясающе
  7. Beautiful — Превосходно, великолепно
  8. You are on your way — Ты на верном пути
  9. You are darling — Ты душка, прелесть
  10. Beautiful work — Превосходная, великолепная работа
  11. You are fantastic — Ты замечательный
  12. Great discovery — Отличное открытие, находка
  13. Terrific — Прекрасно, отлично
  14. You tried hard — Ты очень старался
  15. You are treasure — Ты сокровище
  16. That’s correct — Правильно
  17. You learned it right — Ты выучил правильно
  18. Bravo — Браво
  19. I respect you — Я уважаю тебя
  20. You care — Ты внимательный
  21. You brighten my day — Ты осветил мой день
  22. You make me laugh — Ты заставляешь меня смеяться
  23. You are perfect — Ты замечательный, гениальный, идеальный
  24. Excellent — Отлично, отменно, превосходно, прекрасно
  25. Remarkable — Замечательно, поразительно
  26. How smart — Как проницательно, сообразительно, находчиво, разумно
  27. You are the winner — Ты победитель
  28. How nice — Как мило, славно, хорошо, воспитанно
  29. Super — Супер
  30. Awesome — Потрясающе, фантастически
  31. A big hug — Поздравляю
  32. You are sensational — Ты шикарный, роскошный, сенсационный
  33. Creative job — Творческая работа
  34. Super work — Замечательная работа
  35. Great — Отлично
  36. I knew you could do it — Я знала, ты сможешь
  37. You make me happy — Ты делаешь меня счастливой
  38. Magnificent — Отличный, изумительный, прекрасный
  39. You are on target — Ты достиг цели, выполнил задание
  40. Marvelous — Изумительный, удивительный, великолепный, превосходный
  41. Phenomenal — Феноменально, выдающийся, исключительный, необыкновенный
  42. You are unique — Ты уникален
  43. Well-done — Молодец
  44. Tremendous — Потрясающе
  45. Fabulous — Поразительно
  46. You’re tops — Ты отлично справился, лучше всех
  47. Dynamite — Ты «крутышка», очень здорово
  48. Good sport — Молодчина
  49. You are on the mark — Ты сделал все так, как положено
  50. What a careful work — Как аккуратно

  52      .You’ve figured it out — Ты разобрался