Предметно-языковая интеграция как средство достижения высокого уровня иноязычной коммуникативной компетентности
статья (5 класс) по теме

Литвинова Татьяна Вячеславовна

Статья представляет  практический опыт использования межпредметной интеграции в области предметов "Английский язык" и "Технология" для повышения уровня коммуникативной компетентности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литвинова Татьяна Вячеславовна

«Достижение высокого уровня иноязычной коммуникативной компетентности через предметно-языковую интеграцию »

         Задача социализации подростка  в  межкультурном пространстве является одной из самых важных в современном мире. Охвативший весь мир обмен информацией требует высокого уровня знаний в области  иностранного языка и сформированности умений использовать эти знания в различных сферах. Владение иностранным  языком является эффективным инструментом углубления и расширения знаний и умений и предоставляет дополнительные  возможности во всех сферах современной жизни. Интеграция знаний стала обязательным аспектом в овладении и активном использовании новой учебной и практически-направленной информации. Предметно-языковое интегрированное обучение представляет процесс  изучения иностранного  языка  как формирование инструмента для изучения других предметов, развивая  у учащегося потребность в переосмыслении и развитии своих способностей. Обучение  иностранному языку становится более целенаправленным  через  решение конкретных коммуникативных задач. Предметно-языковая интеграция охватывает практически все предметы, однако такой предмет как "Технология" ранее не рассматривался в рамках интегрированного языкового обучения. Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы и о распространенных в ней технологиях. Необходимо отметить, что основной задачей предмета является не подача новой информации, а формирование информационно-коммуникационных, исследовательских и проектных умений.  Предметно-языковая интеграция в области английского языка и технологии позволяет учащимся овладеть необходимыми в повседневной жизни и общении лексическими единицами и развить навыки по организации трудовой работы. В пятом классе раздел "Технологии домашнего хозяйства" включает в себя такие темы как  "Кулинария", "Текстильные материалы", которые предоставляют широкое поле деятельности в области интеграции с иностранным языком. Выбор лексических единиц и грамматических структур основывается на принципах доступности, системности и систематичности, а также учитывает возрастные психологические особенности учащихся.  Каждый урок интегрированного курса строится с учетом практической направленности. Обучение английскому языку не может охватить все сферы деятельности, и часто учащиеся сталкиваются с проблемами коммуникации в самых привычных для них бытовых ситуациях.  На решение данной проблемы и направлен интегрированный курс. В данной статье представлен опыт работы с учащимися пятого класса .

        Построение уроков данного интегрированного блока основано на постановке самими учащимися задачи с последующим поиском способов решения и выбором наиболее приемлемого из них. Наиболее ценной, с точки зрения формирования умений,  является возможность выбора наиболее близких и значимых для каждого учащегося  объектов в рамках проектной деятельности. Например, в рамках темы "Кулинария" итогом работы по теме является представление и защита проекта "Воскресный завтрак". На начальном этапе работы над проектом учащимся необходимо выявить и систематизировать информацию о предпочтениях в области блюд для завтрака у членов своей семьи. Первый кластер, составленный учащимся, представляет какие напитки и блюда он мог бы приготовить. Для составления каждого кластера и обсуждения его с другими учащимися необходимо воспользоваться уже известными названиями блюд, а так же провести работу по поиску необходимой дополнительной .лексики. Следующая часть работы- выбор блюд и напитков, которые учащийся считает для себя возможным приготовить. На этом этапе происходит ознакомление учащихся с классификацией блюд и формируются навыки распределения продуктов по характеристикам. Следующий этап проекта- определение тех продуктов, которые будут нужны для приготовления выбранных блюд.  Предварительный поиск информации и  последующее совместное обсуждение состава блюд позволяет расширить лексический запас учащихся по теме "Еда". На данном этапе учащиеся могут изменить составляющие части своего будущего проекта, если понимают, что  состав блюд слишком сложный. Так же изучаются правила хранения различных продуктов с повторением модальных глаголов. It can be kept in the cupboard. It should be kept in the fridge.  Следующий этап-знакомство с предметами кухни и оборудованием, с последующим определением, необходимых для приготовления выбранных блюд, кухонных принадлежностей.. На данном этапе работы у учащихся формируется начальный лексический запас по теме "Кitchen appliances", кроме того рассматриваются и определяются функции различных кухонных принадлежностей. В ходе работы формируются навыки использования в речи структур пассивного залога (It is used for cutting.) а так же развиваются навыки описания предметов на английском языке c указанием размера, формы, цвета, материала и других дополнительных характеристик: It is a small  object. It is fragile. It can be transparent. It is made of glass.  Лист проекта на данном этапе представляет из себя кластер с указанием необходимых для приготовления выбранных блюд кухонных принадлежностей. Четвертый  этап проекта -выбор рецепта приготовления блюда. Для реализации данного этапа проекта в ходе уроков учащиеся знакомятся с рядом глаголов, которые необходимы при составлении рецептов приготовления блюд ( cut, slice, whisk,  spread, sprinkle, boil, bake, fry, roast, mix, stir, add, pour, etc). В ходе работы учащиеся составляют списки необходимых ингредиентов и знакомятся с системой мер принятой в России и англоговорящих странах. Во время уроков учащиеся в группах и парах обсуждают выбранные рецепты. Очень важной частью проекта является ознакомление учащихся с различными способами оформления стола. При выполнении практической части урока  -оформление стола и складывание салфетки -у учащихся развиваются навыки монологической речи и формируется  начальный лексический запас в области использования различных глаголов действия( fold, rotate, flip, place) и частей предметов(edge, corner, top, bottom). Заключительная часть проекта -приготовление завтрака дома и представление проекта учащимися.  Таким образом, в ходе работы учащиеся не только знакомятся с основными технологиями приготовления простых блюд, но и могут описать состав блюда и процесс приготовления на иностранном языке, что представляет особую практическую ценность во время пребывания заграницей или при приеме иностранных гостей дома.

        Тематический раздел посвященный текстильным материалам позволяет не только познакомить учащихся с классификацией предметов одежды и используемыми для ее создания текстильными материалами, но так же расширить лексический  запас учащихся в этой области. Работа над проектом по теме "Мой необычный костюм" начинается с уроков посвященных классификации одежды и ее краткого описания. В ходе работы развиваются навыки использования описательных конструкций и пассивного залога:It is a blouse. It is made of silk. It is usually worn by women. По мере ознакомления с лексикой монологическое высказывание расширяется: It is a long sleeved blouse with wide cuffs. It has a round collar. The collar is decorated with a bow. There are small round metal buttons on the cuffs. При составлении предложений уделяется особое внимание порядку использования прилагательных в предложении. Данная тема так же тесно связана с историй костюма и моды, что позволяет построить интересные практически- направленные уроки. В качестве примера можно привести урок по теме " Украшение королевского костюма. Развитие монологической речи", который  связан не только с усвоением новой лексики по теме parts of the clothes(collar, cuff, skirt,  hemline, pocket, waistband, sleeve, neckline, flapper), но и с практическим заданием по украшению костюмов для бала. Для определения задач урока учащимся представлен видеоролик от помощника королевского портного, который просит помочь ему украсть костюмы для визита в соседнюю страну. Известно, что в этой стране не принято украшать костюмы привычными способами,  но известно, что на гербе этой страны есть изображение банта. Развитие регулятивных умений в начале урока основано на определении учащимися недостатка знаний о том, какие части костюма должны быть украшены.. Они ставят перед собой задачу выяснить, каким образом раньше украшались костюмы. Для этого выполняется лексическое задание  на основе аудирования : First of all we decorate dresses and camisoles with embroidery. It can be on the sleeves, pockets, hemlines and collars. It can be of different colors and we use silk threads. Laces are very popular too. We can use them to decorate a  neckline, a collar, a hemline and  sleeves. Men prefer silk or cotton shirts with laces on cuffs. They can be narrow and wide. Ladies like it when their dresses are decorated with precious stones and pearls. Fresh or hand-made flowers are very popular too. You can see them on the top of the dress, on the sleeves, waistbands, on the top skirt or on the lapels. Small flowers look nice on the neckline of the dress. Big flowers are usually used for waistbands.  Работая в группе учащиеся слушают текст и заполняют текст с пропущенными лексическими единицами. После проверки лексического задания, для закрепления лексики можно попросить учащихся описать, какие части они могли бы определить на своей одежде. Вторая  часть урока посвящена практической работе по украшению костюмов( мальчики и девочки могут быть разделены на группы для украшения платья и камзола) бантами. Различные способы завязывания бантов учащимся могут быть объяснены на предыдущих уроках, что способствует не только развитию лексических и грамматических навыков при проговаривании действий, но также и развитию мелкой моторики и позволяет учащимся использовать полученные навыки в различных бытовых ситуациях.  В задачу учащихся входит не только создание бантов и размещение их на костюмах, но и составление ответного письма портному  с описанием. Поскольку речь идет об учащихся пятого класса, то использование подготовленного шаблона письма представляется в данном случае наиболее эффективным. При составлении письма учащиеся указывают где и какие украшения они разместили. Результатом работы на уроке является представленный группой украшенный костюм с его описанием.  В ходе подобной работы происходит развитие не только предметных УУД, но также личностных и коммуникативных(умение работать в группе, обосновывать свое мнение и прислушиваться к мнению товарищей).

        Таким образом, использования метода интегрированного обучения в области предметов"Технология" и "Английский язык" является средством мотивации к учебе, позволяет сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции, способствует формированию УУД и развитию знаний и умений.

Библиогафия:

1. Лаптева Тамара Германовна Некоторые аспекты использования методики CLIL при обучении иностранным языкам // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2012. №-6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-ispolzovaniya-metodiki-clil-pri-obuchenii-inostrannym-yazykam

2.  Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы М.: Просвещение, 2010.

3. Maljers A., Marsh D., Coyle D., Hartiala A.K., Marsland B., Pérez-Vidal C., Wolff D. (2002) The CLIL Compendium. [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.clilcompendium.com

4.http://edu-resource.net/images/docs/MetodMat/CLIL/Metodika_CLIL.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие творческих способностей учащихся как средство достижения необходимого уровня коммуникативной компетентности".

В докладе освещаются различные формы работы на уроках и во внекласссной  деятельности для развития творческих способностей  учащихся на разных ступенях обучения иностранному языку ....

Технология проблемного обучения как средство достижения высокого качества образования по предметам гуманитарного цикла

    Идея: "Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, в...

Статья "Технология проблемного обучения как средство достижения высокого качества образования по предметам гуманитарного цикла"

Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного у...

Использование приёмов технологии РКМЧП как средства формирования речевой и коммуникативной компетентности

Качественный материал, в котором даётся психолого-педагогическое обоснование использования ТРКМЧП, показана базовая модель технологии, а также представлены  её основные методы и приёмы....

Технология полного усвоения как средство достижения высокого результата учащегося

В работе рассматриваются технологические условия  для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ученика ( по технологии "полного усвоения" М.В.Кларина)....

Использование мобильного класса на уроках русского языка и литературы как средство достижения высоких предметных результатов

Использование мобильного класса на уроках русского языка и литературы как средство достижения высоких предметных результатов....

Целеполагание на уроках музыки, как средство достижения высоких результатов.

Презентация по теме "Целеполагание на уроках музыки, как средство достижения высоких результатов" может использоваться на заседаниях методических объединений в качестве наглядности. ...