Эссе " Я - учитель"
материал на тему

Балданова Татьяна Бумудоржиевна

"Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для

ученика является сам учитель!»

                                                  Адольф Дистервег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_ya_uchitel_baldanova_t.b.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я - учитель»

"Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для

ученика является сам учитель!»

Адольф Дистервег.

        Я - учитель. На мой взгляд, учитель – это не только профессия, это образ жизни. Учитель - это тот, кто несет в себе особый свет, дар сердца, чувствующего любое неблагополучие. Это осознание огромной ответственности, прежде всего, перед ребенком, который приходит ко мне на урок. Можно завоевать авторитет профессионализмом, прекрасным знанием преподаваемых предметов, высокими требованиями, дисциплиной на уроках, но заставить полюбить - никогда. Ребёнок не откроет тебе душу, пока не увидит, что ты делаешь это первым…

        Я не просто учитель. Я – классный руководитель, классная мама. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей.

        У Льва Николаевича Толстого есть высказывание: «Если учитель имеет любовь к делу, то он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, то он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, то он - совершенный учитель». Именно у таких  учителей мне посчастливилось учиться. Одной из самых ярких, талантливых учителей была моя любимая учительница Цыбикова Екатерина Доржиевна.  Ещё в далекие военные годы сразу же после школьной скамьи она начала учить детей своему родному языку. Затаив дыхание, с большим упоением мы слушали её рассказы на нашем певучем красивом   бурятском языке о её школьных и молодых годах, которые были тонкой нитью связаны с  историей нашей родины.  Мы следили за каждым её словом, движением, взглядом, и, может быть, мое эссе- это дань благодарности моей любимой учительнице, из-за влияния  которой я стала учителем. Это добрый, справедливый, искренне чистый человек, от которого веяло спокойствием и уверенностью в завтрашнем дне. Человек, который глубоко переживал за каждого из своих учеников и желал нам только добра, никогда не повышал голоса и даже взгляда не менял. Это учитель, который не только дал мне знания, но и то чувство доброты и тепла, которые хранятся в моей душе до сих пор. Она была для меня образцом доброты, справедливости, тактичного отношения к нам, детям.

Читая повести, стихи и рассказы по учебникам, она тут же начинала приводить примеры событий,  которые она знала не только по книгам, а из реальной жизни. В те лихие сороковые годы, учителя со своими детьми после уроков ходили по домам и помогали людям, у которых сыновья или мужья были на фронтах. Многие её ученики стали учителями, известными и успешными людьми: Дугаржап Цыренович Дашиев, Токтохоев Базар Санжиевич, Мункуева Галина Гончиковна, Гырылова Светлана Сандуевна, и многие другие. Учитель, журналист  Банзаракцаев Санжа Баторович написал

рассказ  «Новая учительница»  о красивой девушке с большими черными глазами и толстой длинной черной косой вдоль спины. Также есть стихи и творческие труды ее воспитанников, посвященные творческой жизни Поистине Народного Учителя в школьном музее и районном архиве Джидинского района. Благодаря ей я научилась кропотливой, поисковой работе в школьном музее, которая была основана её усилиями.

           Именно Екатерина Доржиевна  привила нам навыки искреннего, добросовестного,  чуткого отношения к своей малой Родине, к своему родному языку, к близким и родным. Так как она интересовалась не только нашими школьными делами, но задавала вопросы и о наших родителях. Ведь и они были её учениками. Будучи пионерами, мы оказывали тимуровскую помощь под чутким руководством нашей учительницы пожилым и старым людям. Екатерина Доржиевна приглашала нас к себе домой и учила стряпать пироги и «первые торты» в нашей деревне. После вкусного чаепития она мы выпускали газеты, рассматривали исторические фотографии, которые хранились у нее в маленьких чемоданчиках. А сколько газет и книг у нее было! Кто-то из нас рисовал, кто-то сочинял стихи.  Жизнь бурлила! Как только учителя все успевали? Во главе с Екатериной Доржиевной, они ходили на лыжах на чабанские  стоянки с концертами. И мы старались не отставать от них, с лихвой сдавали Ленинские зачеты и зачеты ГТО на лыжах, в беге, по кроссу.  Не имея компьютера и красивых фломастеров под рукой, каждую неделю мы выпускали стенгазеты, учили стихи и прозы.С тех пор школа стала моим вторым домом, где проходит значительная часть моей жизни.Здесь я и учитель, и ученик. Каждый день и час школа воспитывает меня, в чем-то переубеждает, меняет мои взгляды и привычки, заставляет смирять естественный гнев, отучает от скоропалительных выводов, учит предвидеть ход событий.

        За время работы с детьми я поняла, что школа всегда была и остается тем местом и периодом в жизни каждого человека, от которых незримые нити протянутся во все сферы его дальнейшей жизни. Меняется время и люди, живущие в нём. А это значит, что и учитель должен идти в ногу с этим временем, чтобы стать посредником между детством и взрослостью, а также между людьми разных поколений. Ведь учитель всегда следит за временем: урок идёт 45 минут, перемена – 10-15 минут. …Но, к сожалению, ни на одних часах стрелки не указывают, как жить. И только настоящий учитель имеет моральное право направить ученика, подсказать ему путь в незнакомый мир.

           Учитель - это творческая, независимая, конкурентоспособная, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Это человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Это личность, близкая к идеалу. Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных. Понятно, что идеальным учитель не может быть вообще; он может быть таковым лишь для конкретного человека. И во все времена для каждого образ этот индивидуален.

            Сегодня я, как учитель, должна быть готовой к переменам, мобильной, способной к нестандартным трудовым действиям, ответственной как никогда. Я должна квалифицированно использовать средства ИКТ при решении профессиональных задач. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. Я - педагог и должна стремиться к профессиональному росту, постоянно заниматься самообразованием, использовать инновационные методики, быть творческой личностью, уметь получать знания из разных источников, владеть новыми технологиями.

         Моя миссия в качестве учителя на современном этапе заключается в том, чтобы не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Важно сформировать у ребёнка желание учиться, а потом, используя различные средства, учить.

         Учитель сегодняшнего дня – это профессионал в своём деле, который никогда не останавливается на достигнутом, а движется вперёд. Он эрудированный и образованный, знающий свой предмет, уважающий мнение ученика, готовый всегда прийти к нему на помощь, коммуникативный и стремящийся к сотрудничеству.

           В своей педагогической деятельности учитель должен учить воспитанников мыслить, слушать и слышать, чувствовать и переживать, искать и познавать, постигать себя и своё место на планете людей.

          Нельзя забывать и о нравственном воспитании. И задача учителя не только давать знания, но и воспитывать их личность, влиять на формирование характера, нравственных убеждений. Я хочу, чтобы у моих воспитанников было открытое сердце к добру, милосердию, человечности, чтобы помнили очень простой секрет Лиса из «Маленького принца»: «… зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», «… ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», «Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать».

            Учитель, независимо от того, какой предмет он ведёт, должен учить своего воспитанника трудиться, думать, творить, строить свою работу так, чтобы ученик всегда был соавтором: отстаивал свою точку зрения, делился мнениями, спорил.

            На мой взгляд, учитель должен создавать вокруг себя такое пространство, которое удобно и ему, и детям. Для этого необходимо тесное сотрудничество с родителями, с коллегами и учениками и всеми заинтересованными в процессе воспитания и образования людьми. Только совместными усилиями можно создать будущее, и только тогда оно станет новым. А будущее - уже здесь…

         Приблизить настоящее к будущему, я уверена, во все времена помогут известные многим принципы, также необходимые в работе учителя. Нужно помочь ребёнку почувствовать в себе уверенность. Любить своих учеников уже за то, что им дано право жить на земле. Поддерживать учеников в их делах и начинаниях; найти то лучшее, что есть в них и постараться развить. Делать зависящее от тебя добро, не ожидая, чтобы тебя об этом просили. Сделать озорников и шалунов своими помощниками. И наконец, дарить  свет своим ученикам.

         Думаю, что в современной школе всё это возможно. Более того, это нам нужно! Я руководствуюсь этими принципами, и, когда все дети, здороваются и улыбаются мне в ответ, я вижу в каждом из них доказательство того, что эти идеи - верны. Они – люди будущего и прекрасно знают, что я тоже очень хочу их понять, хочу удивиться вместе с ними и помочь им создать такой Новый мир, который будет лучше и счастливее. Хотя на фоне контраста, разрыва между высокими представлениями о жизни и реальности,  проблема Шекспира «Быть или не быть, вот в чём вопрос …?» актуальна и в наши дни. В условиях высокой конкуренции, человеку приходится делать выбор самому, и чуть ли не каждые пять лет осваивать смежные профессии или кардинально менять свою профессию Поэтому мы должны учить детей учиться в течение всей их жизни и быть готовыми к конкуренции и борьбе за выживание.        

          На самом деле, понять окружающее самому ребенку очень сложно, и он нуждается в помощи взрослых. Могу ли я в этом помочь? По-моему, да. Ведь помочь может только тот, кто сам верит в будущее и самое главное - сам способен измениться в соответствии с требованиями времени. Таков будет мой ответ на не столь простой вопрос.

         А завтра еще один школьный день… Завтра в классе я вновь увижу удивительные и любопытные замечательные глаза – глаза моих учеников. И начнем мы новый день с улыбки друг другу, улыбки новому дню – продолжению того клубочка, который я начала 32 года назад. Я думаю, что не зря нить судьбы привела меня в прекрасное царство бурятской гимназии, где «Уча других, мы учимся сами» (Луций Анней Сенека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире....

Эссе "Я - учитель" (для конкурса "Учитель года Ромненского района - 2016")

Эссе "Я - учитель" на районный конкурс педагогического мастерства "Учитель года Ромненского района - 2016"...

"Учитель года 2016" Эссе "Я - учитель"

Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь, и радость общения с ними.И как бы ни складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников и их родителей -...

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"

Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...