Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"
статья по теме

Хробостова Елена Валерьевна

Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в российском образовании. Рассуждая о введении новых образовательных стандартов, я пытаюсь отметить особую роль учителя-словесника в этом процессе. А самое главное - обратить внимание на то, какая важная и замечательная профессия была выбрана мною 25 лет назад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Понимаешь, мама, я – учитель…».

Выполнила: Хробостова Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ Илешевской ООШ.

                                                               «Иду себе своей дорогой

И, как за флаг, держусь за мысль:

                                                                                 Нет лучше в мире педагога,

                                                                               Чем наша собственная жизнь».

                                                                                                                 И. Тальков.

«Понимаешь, мама, я – учитель, видишь: я вхожу, бледнея, в класс…» Почему-то только сейчас, когда за плечами четверть века работы в школе, я до конца поняла, прочувствовала эти строки  хорошо всем знакомой трогательной песни. Я – УЧИТЕЛЬ. 25 лет… Много это или мало? Наверно, много с точки зрения жизни человеческой, ведь это больше половины прожитых мною лет. Но и мало, ах, как же мало! Сколько ещё не сказано, не сделано. Успеть бы…

А ведь я только продолжаю дорогу, протяжённость которой больше века. Начинали её, зажигая для меня маяки, расставляя вешки, чтобы увереннее шла, меньше ошибок делала, мои родные: дед, бабушка, мама. Да, я четвёртый учитель в семье Хробостовых. И, если честно, горжусь этим. Уверена, немало у нас в районе да и в других городах и весях нашей страны найдётся людей, которые с теплотой и признательностью вспоминают учителей из династии Хробостовых.

Легко ли было идти по, казалось бы, хорошо проторённой дороге? Нет. Трудно. Постоянное чувство ответственности не только перед своими учениками, коллегами, но и перед родными просто-напросто преследовало меня. Признаюсь, что желание увидеть гордость в глазах деда и бабушки (ведь я пришла работать в их школу) и слёзы счастья за мои успехи на глазах мамы было даже большим, чем стремление побыстрее «влиться в коллектив».

Сегодня я уверена, что это здорово. Ведь первые годы работы в школе я во многом копировала своих родных, повторяя всё самое лучшее, чем в совершенстве владели они.

Благодаря маме я задолго до выбора профессии поняла, что быть учителем (не работать, а жить школой) ох, как непросто. А я ещё и сельский учитель. Пусть простят меня городские коллеги, но эта ноша потяжелее будет. «Почему»? – с удивлением воскликнут многие. Попробую объяснить. Я учитель везде: на уроке, на сцене  сельского дома культуры, в магазине… У меня нет выходных. Моя одежда, мысли, настроение, поведение моментально разлетаются по родному посёлку. И я должна об этом помнить.

А ещё сельский учитель точно знает, придя на урок, почему  ученик сегодня сердит, заплакан или весел. А значит, ежедневно, даже ежечасно, выступает то в роли жилетки для детских слёз, то в роли старшего товарища, а иногда в роли доброй тётушки. То есть он – совершенный психолог. Немало сил, душевных и физических, приходится приложить, чтобы ребёнок поверил тебе, открыл душу и пошёл за тобой. А иначе ни о каком процессе познания нового и речи быть не может.

Не стоит забывать о старых школьных зданиях, скрипучей мебели, минимуме технических средств обучения, отсутствии театров, музеев, кинотеатров и прочих благ цивилизации. Сколько приходится приложить сил и включить фантазии и таланта, чтобы заменить детям всё это. И главное: чтобы они приняли эту замену радостно, не мечтая о городе.

И отдельно, что греха таить, хочется сказать об отношении к сельской школе. Смотрят на неё часто как на доисторического ящера, который каким-то чудом продолжает бороться за своё существование. Многие уверены, что образование в сельской школе серьёзно уступает по качеству образованию в школе городской, хорошо оснащённой. Поверьте: я не сгущаю краски. Конечно, грустно от всего этого бывает. Но только мы, учителя сельских школ, не унываем. Ведь это и наши выпускники учатся в лучших, престижных вузах страны, наши ученики побеждают в конкурсах разных уровней и показывают замечательные результаты при сдаче экзаменов.

Но даже не это главное. Я уверена, что именно сельская школа – надежда России. «Громкие фразы», - возмутитесь вы. Я же в ответ на праведное возмущение просто приглашу к нам в гости. Такой искренности, сочувствия вы никогда не увидите у городских школьников. Ведь школа на селе – это большая семья, где от души похвалят за хорошее и крепко осудят, накажут за дурное. Сама атмосфера школы воспитывает ЧЕЛОВЕКА, который спокойно и уверенно пойдёт по земле, не разрушая, а созидая.

Горжусь я ещё и тем, что работаю учителем русского языка и литературы. Ведь мы, учителя-словесники, находимся в постоянной борьбе с общественным мнением, взглядами, принципами. Мы умудряемся читать классику, когда многие наши коллеги забыли о книге. Тащимся на урок со стопкой тетрадей и книгой под мышкой, тогда как другие учителя-предметники несут ноутбук. А ведь объясняется это легко: нам что инновации, что неотехнологии, всё едино: провёл сочинение, изложение, диктант – проверь немедленно.

Зачем я иду на урок? Чтобы с «помощью» Пушкина и Тургенева, Толстого и Достоевского, Чехова и Бунина вместе с учениками искать ответы на вечные вопросы: для чего человек приходит в мир? В чём смысл человеческой жизни? Как прожить жизнь так, чтобы оставить на земле добрую память?

Это всё – надо, хотя и не совсем понятно, почему нельзя чем-то пожертвовать, что-то изменить. Но есть какое-то негласное, не декларируемое согласие относительно выбранного пути. А со временем приходит понимание того, что всё это – какой-то особый взгляд на жизнь. Приходит понимание одной важной метаморфозы: каким-то образом оказывается, что желание читать, думать, размышлять, спорить о прочитанном с детьми, учить их выражать чувства и мысли правильно, логично, аргументировано, «творить» из них Личность, способную созидать, а не разрушать, сопереживать и сочувствовать людям,  Личность, способную с честью выходить из трудной ситуации – всё это не просто работа.

Да, литература - уникальный предмет, который позволяет, уча, воспитывать и, воспитывая, учить. Замечательно сказал об этом Е.И. Ильин: «Учить и воспитывать – это как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко».

Познавательная, ценностно-ориентированная, компетентостная и эстетическая сферы переплетены так тесно, что умаление одной из них приводит к искажённому восприятию литературного героя да и всего произведения в целом.  

Моя задача – научить реально мыслить, сориентировать на метапредметные результаты и сформировать свою жизненную позицию. Для меня важно: куда, как и с кем пойдёт мой ученик, когда меня не будет рядом.

В условиях модернизации российского образования цели обучения, его содержание, уровень знаний, умений и навыков определяются через языковую, коммуникативную и коммуникативную компетенцию, то есть целью обучения становится не только усвоение знаний и формирование умений, но и формирование личности ученика.

Время требует учителей, способных работать в условиях быстро обновляющейся научной информации, разбираться в актуальных проблемах в области своей специальности, пополнять знания путём самообразования.

Я же учитель родного языка. Двадцать пять лет преподаю русский язык в той школе, которую заканчивала сама. Это были годы творческих поисков и новых педагогических решений в преподавании русского языка, годы непрерывного совершенствования в педагогике и методике. Ведь язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Наш русский язык – это язык, на котором мы говорим с детства, в нем отражается вся история духовной жизни народа, культура. Как учитель русского языка и литературы, я мечтаю о том, чтобы в нашем обществе не было равнодушных, чёрствых людей. Таких, которые не позорили бы своего родного языка. Надеюсь, что мои дети любят красивый и певучий, выразительный и образный наш русский язык. Я учу их знать, любить историю и культуру родного края, уважать традиции народа Костромской области, гордиться богатством, красотой родного языка.

За четверть века работы учителем я поняла, что важнее всего в нашей профессии. Свою жизненную позицию я попытаюсь сформулировать, обратившись за помощью к А. Дистервегу. Он считал, что «быть профессионалом важно, но мало. Это всё равно, что владеть техникой стихосложения и складывать слова в стихи. Наверное, они будут правильными, но их не будут читать, потому что в них не будет души». Я же мечтаю о том, чтобы сделать своих учеников способными развиваться без помощи учителя. Ведь «цель воспитания не в воспитании, а в общем вместе с детьми улучшении общественной жизни» (С. Соловейчик).

Впереди меня ждёт долгая, трудная (и это здорово) и такая интересная учительская дорога. И как же тепло и радостно становится на сердце, когда  понимаю, что ей ещё долго не прерваться. Каким счастьем, гордостью, ликованием звучал голос сына, когда год назад он воскликнул в телефонную трубку: «Понимаешь, мама, я – УЧИТЕЛЬ…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта кандидата на участие в муниципальном этапе профессионального конкурса республики Татарстан "Учитель года - 2016"

В информационной карте отражены общие сведения, работа, семья, досуг, контакты документы участника....

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Методический семинар.

Мультимедийная презентация на тему"Использование метода мини-проектов на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС". В своей презентации я подробно остановилась на методе мини-прое...

Пример конкурсного задания "Учитель года 2016" (областное)

Эссе "Я - Учитель"   Сегодня, как и во все времена актуален секрет деятельности успешного учителя. Мне кажется, заключается он в следующем. Во-первых, педагог обязан систематически приумножа...

Участие в областном конкурсе "Наше Подмосковье - 2016". Проект "Мой край - моя Кашира"

Цель проекта:знакомство учащихся с жизнью, бытом и обычаями каширян.Задачи проекта:воспитание у детей интереса к изучению своей страны, уважения к укладу жизни, быту своих предков-каширян; воспитание ...

27.01.2017 г. прошло награждение учителей приневших участие в районном конкурсе "Учитель года - 2016".

Меня наградили грамотой за победу в номинации "Творческий поиск и увлеченность в работе"....

Аннотация статьи: "Проектная методика в конструировании учебных занятий по иностранному языку при реализации ФГОС." (участие во Всероссийском конкурсе учителей с международным участием в номинации : "Учитель года-2016", Академия интеллектуального развития

Аннотация статьи: "Проектная методика в конструировании учебных занятий по иностранному языку при реализации ФГОС." (участие во Всероссийском конкурсе учителей с международным участием в ном...

Участие в областном конкурсе «Дистанционное обучение в профессиональных образовательных организациях» 2016

Участие в областном конкурсе «Дистанционное обучение в профессиональных образовательных организациях» 2016...