Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Методический семинар.
презентация к уроку (5 класс) на тему

Хробостова Елена Валерьевна

Мультимедийная презентация на тему"Использование метода мини-проектов на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС". В своей презентации я подробно остановилась на методе мини-проектов. Во-первых, потому что он неоднократно опробован мною на уроках русского языка и литературы и уже дал положительные результаты. Во-вторых, не требует слишком много времени и серьёзной подготовки до урока. В-третьих, позволяет подготовить учащихся к серьёзной проектной деятельности и достичь хороших личностных, предметных и метапредметных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodicheskiy_seminar.zip574.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Пояснительная записка.

Выполнила: Хробостова Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ Илешевской ООШ.

Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было  увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное — тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Использование  современных технологий  на уроках  русского языка и литературы помогает  научить школьников чувствовать слово и думать над ним, искать в нем истинный смысл, восхищаться  всей «громадой» русского языка, выражать себя в творчестве. А также формирует личность школьника, помогает воспитать образованных,   нравственных людей, которые  способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Поэтому учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования.

1. Технологии личностно – ориентированного развивающего обучения

Одним из основных средств повышения качества образования является освоение  технологии личностно-ориентированного развивающего обучения.  Актуальность этой технологии вижу в  необходимости кардинальных перемен не только в содержании образования,  но и в самом образовательном процессе, понимаемого как своеобразное сочетание обучения (нормативно сообразной деятельности общества) и учения (индивидуальной значимой деятельности отдельного субъекта, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности).

В своей работе я использую такие  педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода, как  

-технологии уровневой дифференциации;

- проблемное обучение

1.1 Технология уровневой дифференциации

Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет мне составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.

Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:

-уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках школьной программы;

-решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;

-становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.

1.2 Проблемное обучение

Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.

Технология   проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью  проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.

На таком уроке реализую исследовательский подход к обучению, принцип деятельности,  которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Уверена, что именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю.  На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Из опыта знаю, что проблемное и броское название устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся (« Победа или поражение Герасима?», «После бала» — это рассказ о жестокости или о любви?» и др.).

2. Образовательные технологии деятельностного типа

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Еще К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение — есть труд, полный активности и мысли.

2.1  Технология проектного обучения

Говоря о методе проектов, следует помнить, что в его основе лежит самостоятельная деятельность учащихся, обязательным является и презентация результатов работы. Урок-проектирование направлен на воспитание талантливого читателя, способствует формированию новых видов общеучебных умений и навыков. Метод проектов может быть реализован как коллективной, групповой, так и индивидуальной формой. Найти удачную тему не очень просто, но на помощь учителю приходит учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной, в котором есть специальная рубрика «Проектная деятельность». Суть проектного метода в следующем: на первом занятии учитель ставит проблему, которую необходимо решить учащимся. Обязательно нужно указать библиографический список и дать чёткую инструкцию по выполнению задания, оговорить сроки выполнения. Эффективными будут методы «мозгового штурма», формирующие коммуникативные навыки, дающие возможность систематизировать знания, мотивирующие познавательную деятельность. На следующих уроках учащиеся самостоятельно находят ответ на вопрос, анализируя уже изученный список литературы, сопоставляя критику с художественным текстом, обрабатывая полученный материал. К этому времени важно научить работать с графическими объектами: трансформировать графику в словесную форму и наоборот. Работа завершается презентацией проектов и обсуждением результатов. Можно предложить следующий план защиты проекта: составление защитной речи (5 минут), в которой следует рассказать о предмете исследования, его актуальности, причинах выбора, имеющихся точках зрения в науке, проблемах и задачах, которые ставит ученик, средствах и методах анализа, главных выводах и результатах работы, основных трудностях, с которыми столкнулся. Т.о., защитная речь станет не простым пересказом, а кратким изложение процесса работы, что исключает недобросовестный подход. Мы можем использовать проектную деятельность в работе над каждой крупной темой. Например, изучая лирику А.А.Фета, можно предложить такие вопросы:

- А.Фета называют самым «солнечным» поэтом в русской лирике, как в его лирике соотносятся день и ночь, утро и вечер, свет и мрак?

- Какое место в лирике А.Фета занимает музыка?

- Что скрывается за фетовской «безглагольностью»?

Видно, что данные вопросы требуют не однозначного ответа, а умения анализировать текст, делать выводы и обоснования.

В своей презентации я хочу более подробно остановиться на методе мини-проектов. Во-первых, потому, что он неоднократно опробован мною на уроках литературы и русского языка и уже дал положительные результаты. Во-вторых, не требует много времени и серьёзной подготовки до урока. В-третьих, позволяет подготовить учащихся к серьёзной проектной деятельности и достичь хороших личностных, предметных и метапредметных результатов.

Все перечисленные и кратко проанализированные мною современные образовательные технологии необходимы и важны на уроке, дабы успешно решать поставленные перед современным учителем задачи. Однако следует особое внимание уделить тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, — этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Учитель года - 2016" Методический семинар.

Проектная деятельность на уроках биологии и внеурочное время....

Конкурсное задание муниципального конкурса "Учитель года - 2016" "Методический семинар"

демонстрация своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС...

Аннотация статьи: "Проектная методика в конструировании учебных занятий по иностранному языку при реализации ФГОС." (участие во Всероссийском конкурсе учителей с международным участием в номинации : "Учитель года-2016", Академия интеллектуального развития

Аннотация статьи: "Проектная методика в конструировании учебных занятий по иностранному языку при реализации ФГОС." (участие во Всероссийском конкурсе учителей с международным участием в ном...

сертификат за участие 26 ноября 2020 года в онлайн-семинаре «Как научить студентов учиться» с докладом «Как заинтересовать студентов на дистанционном обучении?»

Сертификат за участие 26 ноября 2020  года  в онлайн-семинаре «Как научить студентов учиться» с докладом «Как заинтересовать студентов на дистанционном обучении?»...