Конкурс "Учитель года-2019" Методический семинар
материал

Методический семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn_zapiska_k_metod._seminaru.docx20.25 КБ
Файл metodicheskiy_seminar.pptx103.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к презентации «Методический семинар»

Социо-игровые технологии на уроках математики

     Урок – одна из основных форм обучения. Суметь сделать его интересным, насыщенным – дело не простое! Наряду с традиционными формами обучения я применяю и нетрадиционные. Работая в средних классах школы, я пришла к практическому выводу, что одной из эффективных форм по закреплению (обобщению) изученной темы может быть – игра.

Игровую форму занятий я создаю на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игровые формы обучения разнообразны. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение.

Учебные игры применяются для развития умения использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени. Процесс игры облегчает учащимся школы понимать тему, вовлекает их в игровую деятельность, вызывает интерес к результату решения математических задач, способствует развитию логического мышления.                               

        Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» –  т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Соответствовать данному утверждению мне помогает современная педагогическая технология «Социо-игровой стиль работы» представленная А. Ершовой и В. Букатовым. Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии,  и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребят как на субъект  воспитания, как на партнера по совместной деятельности. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

     Сущность социо-игрового стиля работы его основатели   Е. Ершова, В Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Сущность социо-игровой технологии заключается  в том, что:

  • занятия организую как игра-жизнь между микрогруппами учащихся (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них;

     Существует огромное количество игровых приёмов обучения.

Игровые разминки.

     Игровые разминки характеризуются всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Задания такого вида могут стать мостками, по которым дети будут переходить от одного вида деятельности к другому (например, от очень понравившегося к тому, что сначала им кажется мене привлекательным).

Когда на уроках жизнь учеников и учителя протекает в социоигровом стиле, то возникает возможность вести опросы не по журналу или по поднятым рукам, а по эстафете.

«Эстафета» - коллективная разминка, в которой у каждого есть своя обязанность, выполняемая вовремя. Участники эстафеты по одному встают, отвечают на предложенные вопросы и садятся друг за другом в едином ритме – так, чтобы как только сел предыдущий, встал следующий.

     Порядок вставания можно менять – по рядам, от парты к парте, змейкой, по алфавиту и т.п. Вставание можно заменить приседаниями, наклонами, поворотами туловища и т.д. Возможность вплести в учебный процесс различные движения, перемещения и действия учащихся вносит существенный вклад в здоровьесбережение обучающихся.

     Одним из главных принципов социоигровых педагогических технологий является отмена запрета на двигательную активность обучающихся. А это значит, под любыми мыслимыми и немыслимыми предлогами давать ученикам на уроке двигаться.

     Современные дети почти не умеют играть. Дома сидят – с компьютером и телевизором  общаются. А в школе – по 6 – 7 уроков сидят, в затылок друг другу смотрят, кое-как до звонка перебиваются – перемогаются.

     Вот и должны мы на своих уроках давать детям возможность нормальной жизни. Чтобы могли они двигаться, договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать. Чтобы сохранить каждого ребёнка как человека говорящего (другим людям), слушающего (других людей), действующего (вместе с другими). Как это сделать? Во многом на этот вопрос даёт ответ социоигровая режиссура. А именно: через движение, через смену мизансцен, через групповую работу. Движение -  под любым предлогом и как можно больше – способствует мозговой деятельности человека. Можно, конечно, вспомнить, что разные двигательные игры – задания используются на уроках физкультуры, в зале, где много места, не мешают столы и стулья.

Через работу в постоянных и временных микрогруппах – игровых командах – уменьшается дистанция между детьми. Ученики находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят её пользу для дела, которым занята малая группа (команда). Внутри такой группы возникают по-человечески благоприятные и естественные эмоциональные условия для позитивного сравнения своих знаний, умений, возможностей с возможностями, умениями и знаниями своего друга. Микрогруппа позволяет ребёнку самому определять цель своих действий (в предложенных рамках общей работы), искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей и проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.

Изложенные выше наблюдения позволяют сделать следующие выводы: работа учащихся в микрогруппах способствует созданию на уроке благоприятного психологического климата, дает возможность организовать физические движения – разгрузки, исключает возможность возникновения стрессовых ситуаций.

 Дидактические игры – учебный материал, который используется в качестве средства игры. При помощи игровых приёмов и ситуаций учитель может стимулировать учащихся к математической деятельности. В процессе игры развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность.

Математические игры объединяют учение и игру, труд и отдых. Они развивают математические способности, сообразительность, логическое мышление, укрепляют память.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

Игра - это средство, позволяющее превратить очень сложный процесс обучения в увлекательное и любимое занятие. При этом важно приучить детей разграничивать игру и учебное занятие. Некоторые считают, что игра – это только веселье, и в ней нет никакой педагогической ценности. Однако игра позволяет добиться многих образовательных целей.

Используя ту или иную игру на уроке, я четко представляю, какую учебную цель она преследует, но я не показываю, что меня интересует именно учебная цель, я вместе с ребятами участвую в игровой ситуации, радуюсь вместе с ними, иначе игра может превратиться в обычное упражнение. Не всегда материал, изучаемый на уроке бывает интересен учащимся, или это может быть трудное задание. Использование игры позволяет детям расслабиться. На уроках я стараюсь не использовать игры с подсчетом очков и призами победителю, поэтому в играх стараются принимать участие даже самые тихие и скромные учащиеся. А также во время игры я могу своевременно исправить ошибки детей и не позволить им закрепиться в памяти.

Игра строится по 4 этапам: 1) организация игрового пространства (объяснение правил), 2) игровые действия (актуализация необходимых знаний, тренировка необходимых навыков), 3) подведение результатов (ситуация успеха), 4) анализ игры (выводы). Время проведения игры различно, так как в каждой игре интенсивность физиологических и психических процессов различна.

При использовании игры нужно помнить о том, что бесконечное использование той или иной игры может утомить учащихся и им будет совсем неинтересно. Когда учитель предлагает учащимся игру, он должен представлять, зачем нужна эта игра, что она даёт, чётко ставить перед собой дидактическую цель. Также перед игрой учитель решает, кем он будет: наблюдателем, помощником или участником.

Таким образом, рассмотрев необходимость применения социо-игровой технологии на уроках математики можно сделать вывод о том, что воспитательная и развивающая ценность обучения в социо-игровой форме заключается в содержании и направленности его на решение задач, поставленных педагогом. Игра позволяет развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать, развиваться творчество и учит организовывать свою деятельность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социо-игровые технологии обучения на уроках математики Подготовила : Сандый Аржаана Кимовна , учитель математики МБОУ Чербинской СОШ

Слайд 2

Актуальность: В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что использование современных образовательных технологий играют ведущую роль в воспитании «порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире», выпускника, способного самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Слайд 3

Цели и задачи Цель: повышение эффективности образовательного процесса и гарантия достижения учащимися запланированных результатов обучения. Задачи: О тработать глубину и прочность знаний , умений и навыков. Развивать познавательную деятельность учащихся на уроках. Развивать умение планировать свою учебную деятельность при работе в группах и парах. С пособствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности .

Слайд 4

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения , и тренировки» Е. Ершова, В Букатов Сущность социо-игрового стиля работы

Слайд 5

Преимущества социо-игровых технологий Социо-игровые технологии как одна из составляющих инновационных технологий делают деятельность учащихся интересной, творческой. Игровые приемы обучения разнообразят формы проведения урока, делают урок более занимательным и интересным, поддерживают дух соревновательности , который присущ учащимся всех возрастов, активизируют познавательную деятельность.

Слайд 6

По характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, творческие, коммуникативные . Классификация педагогических игр: Игра «Соревнование художников» На доске записаны координаты точек: ( 0;0 ),(1;1),(3;1),(2;3),(3;3),(4;6),( 0;8),(2;5),(2;11 ), ( 6;10 ), ( 3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),( 0;8 ),(0;0). Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок. Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.

Слайд 7

Классификация педагогических игр: По характеру игровой методики: предметные и т.д. Игра «Магические квадраты» А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0. Б) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, чтобы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно положительному числу.

Слайд 8

По виду деятельности: физические, интеллектуальные, социальные и психологические; Классификация педагогических игр: Социальная игра «Всем миром» Для урока я заготовила пять заданий на отдельных больших листках, по одному заданию на каждом. Эти листы во время работы по одному выкладывались на стол. Посыльные групп подходили к столу, читали задание, запоминали его (в течение 10 сек.) и отправлялись в группу, чтобы сообща выполнять его. А потом запоминать новое задание приходил новый посыльный. Перед началом работы надо договориться с учащимися о главном: у всех учеников в группе в тетрадях должно быть всё одинаково . И из всей группы проверять будем всего одну тетрадь. И по ней будем судить о работе всей группы. О готовности команды сообщают дружными взмахами рук. Когда всё сделают, тетради собираются стопочкой . На проверку берут ту тетрадь, какое число группа называет. Затем команда находила сумму. И делила её на 4. Результат деления записывают на доске и пересчитывают тетрадь. Тетрадь с таким номером отдается на проверку.

Слайд 9

Классификация педагогических игр: По игровой среде: с предметами, без предметов, настольные, компьютерные и с ТСО, циклические, со средствами передвижения и др. Пример игры без предметов Тема : Признаки делимости на 9 и на 3 (Математика, 5 класс) Проверка домашнего задания К доске вызываются три (желательно) ученика (с тетрадями). По воздуху они пишут ответы, полученные дома. Кто в классе не согласен, тот – хлопнул в ладоши, кто не согасен – не хлопает.

Слайд 10

1 . Осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса ( минимодели общества), переносимые затем в "большую жизнь"; 2 . рассматриваются возможности самих групп, коллективов - аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре ; 3 . приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей; 4 . накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями ; 5 . стимулируется познавательная и мыслительная деятельность; 6 . самопроизвольно запоминаются сведения и формируется ассоциативное запоминание; 7 . усиливается мотивация к изучению предмета . В результате применения методов социо-игровой технологии обучения :

Слайд 11

Планируемые результаты личностные метапредметные предметные Мотивация к обучению Целеустремленность Сформированность ИКТ-компетентности Высокие результаты сдачи ГИА, ЕГЭ Портфолио достижений в конкурсах, конференциях, олимпиадах - Выбор профессий

Слайд 12

Результативность : Р астет средний балл и качество знаний по предмету. О лимпиады по математике: Призеры школьных предметных олимпиад. В конкурсах по математике: Победители школьного этапа «Математические бои». Н аучно-исследовательские работы : Победители школьного этапа НПК «Шаг в будущее».

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

Городской семинар учителей русского языка и литературы

Тема семинара: "Формирование базовых компетенций учащихся на уроках  русского языка и литературы" Представлена теоретическая основа семинара и памятка по компетенциям....

Внутришкольный семинар " Неуспевающие учащиеся. Как им помочь"

Выступление завуча с элементами практического задания для педагогов+памятки для работы с "неуспевающими"...

Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».

23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление на семинаре.

laquo;Системно-деятельностный подход как основа создания воспитательной модели школы »...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление №2 на семинаре.

 «Создание воспитательной модели   на основе внедрения комплекса  технологий деятельностного типа  в условиях реализации ФГОС»...