Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление на семинаре.
статья по теме

Кузнецова Мария Сергеевна

«Системно-деятельностный подход как основа создания воспитательной модели школы »

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zonalnyy_seminar_sozdanie_vospitatelnoy_modeli_shkoly.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на зональном семинаре

для заместителей директоров по ВР

по теме

                    «Создание воспитательной модели школы

на основе технологии деятельностного типа

в условиях реализации ФГОС»

Кузнецова Мария Сергеевна,

заместитель директора по ВР МБОУ « СОШ№1»

Создание воспитательной модели школы

на основе технологии деятельностного типа

в условиях реализации ФГОС

       Модернизация российского образования  ставит задачу существенных изменений не только в системе образования, но и в воспитании,  вызванную ускорением темпов развития общества, расширением возможностей социального выбора, ростом глобальных проблем. 

        В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала школы, призванной обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.

        Идеологической основой ФГОС стало:

·  духовно-нравственное воспитание личности;

·  гражданская идентичность;

·  системно-деятельностный подход.

        Безусловна, работа по реализации воспитательного компонента ФГОС потребовало от педагогического сообщества глубокого и вдумчивого подхода к созданию новой воспитательной модели в целом.

        Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-деятельностный подход.

         Коллектив МБОУ «Средней общеобразовательной школы №1»

давно и серьёзно занимается работой по построению  образовательного пространства на основе системно-деятельностного подхода, являясь Муниципальной Экспериментальной Площадкой.

Получая положительные результаты, применяя технологию деятельностного метода в обучении и методической работе школы, инновационная группа педагогов школы в декабре 2013 года ставит себе новую задачу: включение системно-деятельностного подхода  в воспитательную работу школы, тем самым перестраивая уже сложившуюся  систему на новый уровень, учитывая особенности стандартов нового поколения.

        В январе 2014 года  администрация школы провела  педагогический совет  по теме «Теоретические основы системно-деятельностного метода в воспитании»  с целью  оказания методической помощи учителям  по вопросу использования деятельностного подхода в воспитании школьников и активизации работы  педагогического коллектива по созданию современной

воспитательной системы на основе внедрения комплекса технологий деятельностного  типа. У педагогов возникла внутренняя потребность включения в процесс воспитания системно-деятельностного метода. Работая в группах,  педагоги школы отметили снижение уровня воспитанности у учащихся, поэтому результатом педагогического совета стало решение о  внедрении системно-деятельностного метода в воспитательную систему школы.

             В марте 2014 года школа  проводит  семинар на муниципальном уровне  для  заместителей директоров по УВР и ВР по теме «Система работы школы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся». Педагоги района положительно оценили инновацию школы по  внедрению системно-деятельностного метода в воспитательное пространство.

            Эти мероприятия стали трамплином для          разработки проекта по теме:  «Разработка модели воспитательной работы в рамках реализации ФГОС II поколения на основе внедрения комплекса технологий деятельностного типа». Школа приняла участие  в Областном конкурсе среди муниципальных общеобразовательных учреждений, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы, стала победителем  и получила статус Региональной инновационной площадки в мае 2014 года.

        Цель проекта: создание современной воспитательной системы на основе внедрения комплекса технологий деятельностного типа.

        Задачи проекта:

-построение  современного образовательного пространства в ОУ, ориентированного на ценности саморазвития личности;

-создание условий для оптимального взаимодействия всех участников образовательного процесса;

-развитие коммуникативных способностей учащихся,  социальной адаптации.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы.

        Появление в педагогике понятия "воспитательная модель" обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Это понятие в настоящее время стало ключевым и для нашего коллектива.

Причин этому несколько.

        Одна из них – опыт работы по использованию технологии деятельностного метода в учебной деятельности и методической работе.

Вторая причина связана с наличием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющих создавать авторские воспитательные разработки.

Третья причина связана с тем, что идея создания воспитательной модели плодотворна. Первоочередной задачей по ее реализации является формирование модели, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.  

         Воспитательная модель- это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы."

          Модель к которой мы стремимся - идеальная модель – это  воспитательная система школы, в которой  активно применяется технология деятельностного метода на уровне школы и класса.

         Для реализации проекта по созданию современной воспитательной модели в школе создана инициативная группа, осознающая потребность в совершенствовании и обновлении воспитательного процесса, обладающая способностью к продуцированию, осуществлению новых педагогических идей, умеющая системно мыслить и действовать. Используя простейшие приемы и методы диагностики, инициаторы выявляют основные проблемы и недостатки в работе педагогического коллектива по построению воспитательной модели. На заседаниях инициативной группой были рассмотрены следующие вопросы:

  • сущность, признаки и компоненты воспитательной системы;
  • теоретические и методические основы системно-деятельностного подхода при построении и развитии воспитательной системы;
  • взаимодействие учителей, учащихся и родителей в воспитательной системе;
  • разработано положение о региональной инновационной площадке.

        На ШМО классных руководителей переработаны планы воспитательной работы с учётом внедрения системно-деятельностного подхода в воспитательную систему и школы, и класса. Разработан и утвержден план проведения внеурочных мероприятий системно-деятельностным методом.  

            В ноябре 2014 года администрацией школы  был проведен педагогический совет  с целью ознакомления педагогов школы

с воспитательными технологиями системно-деятельностного типа.

Работая в группах, педагоги школы построили алгоритм внедрения системно-деятельностного метода в процесс воспитания; разработали концептуальные положения  построения воспитательной системы.

             В воспитательной модели, к которой стремится наша школа, на первый план выходят понятия «технология» и  «деятельность». Именно ТДМ  может гарантировать не только успех в освоении учебных знаний, умений и навыков, но и успех в развитии личности каждого ребёнка.

        Воспитательный процесс трудно подвергается технологизации, которая стремительно захватывает современный мир,  т.к. здесь идёт речь о духовном мире ребёнка, о нравственной направленности  его личности. Но мы можем применять методы и приёмы, которые можно переложить на  системно-деятельностный подход. Этот подход обусловливает изменение общей парадигмы воспитания, которая находит отражение в переходе: от стихийности воспитывающей деятельности  к ее целенаправленной мотивированной организации, когда учитываются возрастные периоды развития учащегося, виды деятельности и их сменяемость, когда налицо сотрудничество и управление этой деятельностью, когда обязательны результаты и рефлексия.

        Согласно ФГОС, во главу угла сегодня в  воспитании ставится развитие личности ребёнка. Современному государству нужна личность, всесторонне развитая, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы, владеющая базовым набором социальных компетенций, способная стать полноценным гражданином своей страны. По-мнению нашей школы именно системно-деятельностный подход в воспитании способен помочь в реализации этой цели.

            Системно-деятельностный подход нацеливает администрацию и педагогов школы организовывать воспитательный процесс не посредством отдельных и часто разрозненных мероприятий, а путем моделирования и создания гуманистической, целостной, упорядоченной системы воспитательного взаимодействия педагогов и обучающихся. Для реализации системно - деятельностного подхода в воспитании педагоги школы применяют технологию коллективной творческой деятельности. Безусловно, КТД  широко используются во всех школах. Преимущество школьного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового и личного самосознания. Особенность КТД, проводимых в нашей школе в том, что  педагоги школы полностью адаптировали КТД

к технологии деятельностного метода.

             По плану проведения внеурочных мероприятий системно-деятельностным методом классный руководитель 7 класса Даниличева Л.А. совместно с учащимися 7, 8 классов проводили общешкольный слёт «Природа встречает друзей» для учащихся начальных классов. Это коллективное творческое дело было полностью адаптировано под технологию системно-деятельностного метода, в котором каждому учащемуся предоставлялось  возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Каждый участник дела находился в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. На одном из этапов КТД: Фиксация индивидуального затруднения в пробном действии, на стадии коллективного планирования-  перед учащимися 7-8 классов  встала проблема выбора подходящего материала для проведения слёта.

Обсуждение проблемы происходило во временных объединениях. Здесь каждый высказывал свое мнение, оно обсуждалось, в результате появилось  общее мнение. Учащиеся придумали  задания для мероприятия, выработали алгоритм подготовки. Учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Продуктом данного мероприятия: стал свод экологических правил и законов для нашей школы.

Концепция воспитательной модели школы выстраивается с ориентацией на ФГОС, на модель выпускника как социально-адаптированного, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Системно-деятельностный подход позволяет внедрять проектные методики социальной направленности в педагогический процесс школы. Эти проекты также построены по алгоритму системно-деятельностного подхода.

 В этом году учителем информатики Петрухиной Е. Г. совместно с учащимися 8 класса  был реализован проект, целью которого было расширение информационного пространства учащихся  в области образовательных услуг в Каширском, Ступинском, Озёрском районах. На четвертом этапе: построении проекта выхода из затруднения: учащиеся, объединённые в микроколлективы, назначили ответственных за информационный материал, оформление проекта; презентацию; публичное представление проекта. Продуктом данного мероприятия явились готовые  презентации высших, средне-специальных учебных заведений, которые учащиеся будут использовать на классных часах по профориентации в 7,8,9,10,11 классах.

Классными руководителями используется достаточно широкий спектр форм и методов работы с детьми, позволяющий  достигнуть определённых результатов в воспитании. Самая доступная, распространённая и эффективная форма– классный час.

         

Согласно системно-деятельностному подходу, классный час представляет собой систему взаимосвязанных компонентов педагогической деятельности. Из каких  же элементов состоит система деятельности педагога, нацеленного на результат, в рамках классного часа?  К ним относятся: цель, содержание, формы и методы, участники, контрольно-оценочная деятельность. И мотивация, как условие реализации системы.

Деятельностный подход означает активность ребёнка на классном часе.

Педагоги проводят свои классные часы с применением технологии системно-деятельностного метода. Так, в январе 2015 года классный руководитель 11 класса, Кузнецова М.С. поделилась опытом работы с коллегами    на  Районном педагогическом форуме.  

      В соответствии с планом работы РИП на базе нашей школы был проведен зональный семинар для заместителей директоров по ВР Московской области на тему «Реализация системно-деятельностного подхода в воспитательной деятельности школы на примере общешкольного коллективного творческого дела «Фестиваль песни». Цель семинара: распространение и внедрение опыта работы школы по системно-деятельностной технологии в воспитании. На семинаре был проведён мастер-класс КТД «Фестиваль песни», посвящённый 70-летию победы в ВОв.  В работе зонального семинара, в практической его части, активное участие приняли классные руководители школы. В теоретической части выступали директор школы Седенкова Е.М. и  заместители директора по ВР Кузнецова М.С, Аношина И.Б. Подведение итогов семинара проводила заместитель директора по УВР Старожук Н.В. по методике развития критического мышления Эдварда де Боно. Семинар получил положительную оценку со стороны администрации Каширского района и гостей области.

        Работая по системно-деятельностному методу, учащиеся нашей школы не готовятся к будущей жизни - они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. У них интересная, событийная,  отвечающая их направленности  и особенностям деятельность: игровая, художественная, трудовая, познавательная, творческая, досуговая, так как личность развивается только в результате собственной деятельности. По мнению Л.С. Выготского, наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия школьников  в общественной деятельности является не только накопление ими опыта отношений, но и формирование активной жизненной позиций. Задача педагогов - направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально значимыми и благородными.

        Подводя итоги работы первого этапа инновационной деятельности,

мы можем отметить положительные результаты:

 - с  2014  учебного года вся система методической работы школы направлена на повышение интереса педагогов к инновационной работе по созданию современной воспитательной модели;

-организация инновационной деятельности способствовала повышению профессионального педагогического мастерства учителя; 

-  многие педагоги школы владеют технологией применения системно-деятельностного  подхода и  активно применяют как в урочной так и во внеурочной деятельности;

-применение системно-деятельностного подхода помогают неопытным, молодым педагогам по-новому строить свою  работу в воспитании подрастающего поколения;

- качественные изменения в результатах воспитания личности, стремящейся к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию;

-положительная оценка учащимися и родителями воспитательной деятельности школы;

- авторские разработки внеурочных занятий на основе ТДМ.

        Проведенные мероприятия с применением системно-деятельностного подхода приобретают личную значимость для детей, снимает тревожность, как один из компонентов проблемы, несомненно, обогащает их жизненный опыт через осмысление понятий, формирование отношений и совместную или деятельность, мотивирует на дальнейшее творчество. Следовательно,  способствует личностному росту каждого ребёнка. А что ещё нужно нам, педагогам?