Устный журнал "Это недетское слово Война" на районном семинаре для заместителей директоров по воспитательной работе.
презентация к уроку (9 класс) по теме

Молокина Татьяна Егоровна

Цель данного внеклассного мероприятия: создать условия для формирования нравственной компетенции через стимулирование у школьников интереса к изучению истории своей семьи, своей страны, воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, привитие общечеловеческих ценностей, уважения к достижениям и традициям своей семьи;  воспитанию умения ценить такие качества личности, как сострадание, бескорыстие, безмерное уважение к тем, кто жертвовал собой ради будущего.

Медодическая разработка находится в приложенном файле, так же по ссылке: https://drive.google.com/file/d/0B92MDNedSSeLTlRZYS1mYXZqVGc/edit?usp=sharing

Ссылка на презентацию: https://drive.google.com/file/d/0B92MDNedSSeLVXBzbFN4N29NODA/edit?usp=sharing

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_voyny_stsenariy.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          - 1 –

Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его. -В. Гюго

Цель данного внеклассного мероприятия: создать условия для формирования нравственной компетенции через стимулирование у школьников интереса к изучению истории своей семьи, своей страны, воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, привитие общечеловеческих ценностей, уважения к достижениям и традициям своей семьи;  воспитанию умения ценить такие качества личности, как сострадание, бескорыстие, безмерное уважение к тем, кто жертвовал собой ради будущего

Слайд 1.

Учитель: Детство - бесценная пора в жизни человека. Детские годы чудесны! Значимость этого периода жизни человек осознает уже, будучи взрослым. Каждый взрослый был когда-то ребенком. Не случайно есть такое утверждение «Все мы родом из детства». И вашему возрасту сейчас трудно дать определение: вы уже не дети, еще не взрослые, а уже что-то осталось позади. Это что-то - детство.

Слайд 2.

2. Учитель: - Что такое детство? Дайте свое определение. (Ответы уч-ся)

 «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений»- говорил Л.Н. Толстой.

Но мы с вами будем говорить сегодня об испытаниях. которые выпали на долю детей военного лихолетья, а также детей, ставших безвинными заложниками политической системы государства.

Слайд 3.

Наш урок о тех  мальчишках и  девчонках. на  хрупкие плечи которых легла тяжесть бедствий, горя военных невзгод. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны.  Сегодня, перелистывая листки календаря времени,  мы познакомимся с историями маленьких ребят большой страны в разные периоды ее жизни.

Слайд 4-5.

А мы не стали памяти перечить

И, вспомнив дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, не детская беда..

Слайд 6.

Была зима и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

Слайд 7.

У нас и детства не было отдельно,

А было вместе – детство и война.

Слайд 8.

Сегодня рядом с вами живут, ставшие уже бабушками и дедушками те, кого задели своим грозным крылом военные события. Дома вы подготовили материал о некоторых сковородинцах, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.

Слайд 9.

Дети войны,  вы детства не знали.

Ужас тех лет от бомбежек в глазах.

В страхе вы жили. Не все выживали.

Горечь- полынь и сейчас на губах.

Слайд 10.

Черные дни от пожарищ и гари –

Детским сердцам непонятны они.

Зачем и куда тогда вы бежали,

Всё покидая, в те горькие дни?

Слайд 11.

Много нынче в памяти потухло,

А живет безделица, пустяк:

Девочкой потерянная кукла

На железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов

Низко плыл, в равнину уходя…

Теплый дождь шушукался в березах,

Но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,

Молча шли, без света и воды,

Полные внезапной и жестокой,

Горькой человеческой беды.

Слайд 12.

Девочка кричала и просила

И рвалась из материнских рук, -

Показалась ей такой красивой

И желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,

И толпа, к посадке торопясь,

Куклу затоптала у теплушки

В жидкую струящуюся грязь.

 Маленькая смерти не поверит,

И разлуки не поймет она…

Так хоть этой крохотной потерей

Дотянулась до нее война.

Слайд 13.

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьезно:

Страдали тяжко дети от войны.

Слайд 14.

Фрагменты фильма «Иди и смотри»

Нужны были и смелость и отвага,

Чтоб жить под оккупацией врага,

Всегда страдать от голода и страха,

Прошла где неприятеля нога

Ребята-герои

В разведку ходили

Сквозь чащу лесов

И болотную топь…

Фрагменты фильма «Юные партизаны»

Слайд 15.

Песня о пионерах героях

С.Гребенников, Н.  Добронравов

…И кажется, снова в борьбе и в походе

Сегодня в рядах своих верных друзей

Голиков Леня, Дубинин Володя,

Котик, Матвеева, Зверев, Казей.

В мирные дни, побеждая и строя,

Помнит Отчизна года боевые.

Славьтесь в веках,

Пионеры – герои!

Славьтесь, товарищи,

Вечно живые!

Слайд 16.

Пройдет ещё пять лет со Дня Победы,

Грядет семидесятый юбилей,

Защитники страны, седые деды,

Отдали долг для Родины своей.

И будет каждый ветеран в почете,

По всей стране искать придется их,

Сыны полков и юнги на Морфлоте

Останутся в победный день в живых.

Слайд 17.

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Корабль им домом был, стрелковый взвод,

Им надо долг отдать, пока не поздно,

Ведь смерть неумолимая не ждет.

Сыны полков и юнги – ветераны,

Прошли с боями свой победный путь,

Познали страх войны, имели раны,

Под пули подставляли смело грудь.

В военный час представлены к наградам

И заслужили общую любовь,

Живут седые деды с нами рядом,

Былые юнги и сыны полков.

Слайд 18.

Фрагмент фильма «Юнга Северного флота»

Знаком ли вам сюжет этого фильма?

Этот фильм снят по повести Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками». Чему посвящается это произведение? Давайте поговорим об этой замечательной повести, которую вы читали дома.

Сколько частей в этой повести? Почему каждая из них имеет название?

Кто главный герой? Как названа первая часть? Почему автор назвал ее «Колесо»?

Слайд 19.

«Наступила иная пора жизни, которую он еще не знал, как назвать, но в которой нужно было отыскивать свое место.»

Как назвал автор вторую главу?

Согласны ли вы с утверждением главного героя, что путь к романтике лежал через преодоление трудностей?

Слайд 20.

«Павших должны были заменить юнги. Хотя по званию они и ниже краснофлодца, но Школа юнг должна дать им полный курс обучения старшин флота.

Школа юнг строилась на голом месте и голыми руками (землянки), они глотали суп пополам с дождем, они ели кашу, присыпанную снегом. Слова «я не умею» не принимались во внимание….Построена флотская база, большой учебный комбинат

Юнги уходили на боевые корабли…Здесь тоже быть школе. Только  не той, которая чинно выводит в институт, - эта выведет их прямо в море. Здесь они получат право сражаться наравне со взрослыми.

Что, по-вашему мнению, значит выражение «найти истинный меридиан». Нашел ли его главный герой в жизни?

«Не уроки, а боевая подготовка.

Флот равняется по истинному курсу, в основе которого лежит прямая и четкая линия между полюсами – истинный меридиан. А дает этот курс гироскопический компас.

Савка Огурцов нашел свой истинный меридиан, он « шел»  своим истинным курсом – на флот. Он закончил школу юнг. Но каникул не было, ведь на войне каникул не бывает.»

«У них не было прошлого – они уходили в будущее!» Так ли это по вашему мнению? Что ожидало юнг в будущем?

В этой главе юнги много рассуждают о своих планах.

Коля Поскочин : «Чем труднее в юности, тем легче в жизни. Надо понимать»

Что значит выражение «В общем прекрасном Пиру Победы была маленькая капля и  моего меду.»?

Слайд 21

В повести часто встречается имя капитана 1 ранга Аграмова, начальника школы юнг ВМФ. Автор скупо коснулся биографии этого офицера. Вам наверное интересно будет узнать что прототипом этого героя стал Авраамов Николай Юрьевич – отважный русский офицер незадолго до начала Великой Отечественной войны ставший начальником кафедры Высшего военно-морского училища имени Ф.Э.Дзержинского, командующего флотилией в самые тяжелые месяцы войны, защищавшего Дорогу жизни.

Более того, под многими именами скрываются реальные люди, в том числе под именем Савки Огурцова – автор повести.

Мы познакомились лишь с одним из многих произведений русских писателей, раскрывающих в своем творчестве тему военной юности, военного детства. Ранее вы читали произведение В.Катаева «Сын полка»

 Катаев любит своих героев, он стремится показать силу их характеров. За какое бы дело они ни взялись, всё делают с полной отдачей, умело и ловко. Это талантливые разведчики, прекрасные наводчики, люди легендарной храбрости, поражающей даже солдат.

Слайд 22.

Фрагмент фильма «Сын полка»

Учитель: откуда появилось это выражение: сын полка ?

Ученик: Само выражение “сын полка” появилось в русском языке задолго до Великой Отечественной войны. Оно, очевидно, связано с названием комической оперы итальянского композитора Гаэтано Доницетти «Дочь полка» (1840). Позднее рассказ «Дочь полка» написал Редьярд Киплинг.

Слайд 23.

Учитель: О реальных прототипах катаевского «Сына полка» есть немало историй, хотя, по словам сына писателя, Валентин Катаев утверждал, что Ваню Солнцева и его конкретную судьбу “он выдумал, взял из головы”. Но жизнь всегда шире вымысла:  как я уже говорила Катаев не отрицал и того, что “сыны полка” — “это явление”. О судьбе одного бывшего сына полка вы подготовили домашнее задание.

Слайд 24.

Сообщение о Полякове.

Слайд 25.

Победа девятого мая,

Великим был  праздник страны,

Останется память живая

У вас, детей страшной войны.

Воюющих ребят не могло быть много. Война не детское занятие. Но и те тысячи ребят, которым пришлось пройти по дорогам войны, вписали в ратную летопись свою славную страницу. Защита родной страны стала осмысленным делом.

Слайд 26.

       плавятся свечи   
                              не замолить глубину
                                раны душевной

                                время не лечит
                              холодно давит гранит
                                 мемориалов

                              рук распростёртых стена
                                 голуби - души
                              стела. детей имена .
                                 правда всё глуше

Слайд 27.

Листок календаря с датой 2004 год 1 сентября…

Дети и война. Страшное это сочетание слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь.

 Конец XX века знаменателен тем, что под разговоры о правах детей и принятии международных конвенций детство практически лишается статуса неприкосновенности. Дети всё чаще втягиваются в военные конфликты, становятся кто жертвами, а кто – соучастниками чудовищных преступлений.

Они погибают не только в зоне военных действий. Прошедшая по миру волна невиданных по безнравственности террористических атак также унесла многие жизни невинных детей, обозначила измерение угрозы, исходящей от международного терроризма для всего человечества.

Слайд 28.

После боя настало затишье,
И в объятиях смерти стальных
Даже те, что живые - не дышат…

После боя любой войны.

Юность, тлея в углях сраженья,
Сыплет пепел густой седины
На безусое поколенье…

На солдата… любой войны.
 

«Не сумел, не сберег, не вывел…» -
весь согнувшись под гнетом вины,
тихо шепчет на братской могиле

старый ротный… любой войны.

Вместе с каждым погибшим дети,
Что не будут уже рождены,

Слайд 29.

Фильм о Беслане
                                    

Первый день осени. Рыжее солнце.
Страшным известьем страна сражена -
Против российских детей ведется
Самая подлая в мире война.

Праздника нету на свете чудесней -
Школьный звонок созывает ребят...
Мальчик убитый, мой смуглый ровесник,
Кто тот подонок, что целил в тебя?

Ты, как и я, мчался в школу вприпрыжку,
После уроков гонял старый мяч...
Мой одногодок, бесланский мальчишка,
Пусть будет проклят навек твой палач!

Слайд 30


Стал он для всех кровоточащей раной -
День, когда пули летели в детей.
Мы разделяем горе Беслана,
Осиротевших его матерей.

Встань же, Россия, преградой террору,
Чтоб не пришлось гибнуть детям твоим!
Мы подрастаем и, может быть, скоро
Сами тебя в трудный час защитим.

Слайд 31.

Мы живем под мирным солнцем, но и сегодня мальчишки одевают военную форму, готовясь защищать свою Родину и нас с вами.

Сегодня в Амурском кадетском корпусе учатся наши ребята-сковородинцы.

Хоть мальчик ты, но сердцем сознавая,

Родство с великой воинской семьей,

Гордися ей принадлежать душой

Ты не один: орлиная вы стая.

Фильм о кадетском корпусе.…

(Под сопровождение слайдов о кадетском корпусе)

Слайд 32.

С перового дня поступления в кадетское училище меняется вся жизнь молодых людей и девушек, избравших этот путь. День расписан с утра до вечера. Свободное время можно сосчитать по минутам. Сложны курсантские будни, но они будущие офицеры, а это уже звучит гордо.

Слайд 33.

Песня «

На прошлой неделе я проводила у вас анкету, вот ее результаты!

Слайд 34.

Можете ли вы сказать, что на  вопросы анкеты после нашего урока вы можете ответить подробнее.?

Слайд 35.

Поднимите изображение того смайлика, выражение которого соответствует вашему ответу.

Ребята, приближается праздник – День Защитника Отечества я от души поздравляю Вас с ним  и прошу поздравить своих братьев, отцов и дедушек.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа городского семинара заместителей директоров по воспитательной работе "Словом можно убить"

Программа городского семинара заместителей директоров по воспитательной работе"Словом можно убить"...

программа семинара заместителей директоров по воспитательной работе

Программа проведения семинара заместителей директоров по ВР....

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление на семинаре.

laquo;Системно-деятельностный подход как основа создания воспитательной модели школы »...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление №2 на семинаре.

 «Создание воспитательной модели   на основе внедрения комплекса  технологий деятельностного типа  в условиях реализации ФГОС»...

Выступление на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе "Педагогические приемы выбора и моделирования новых форм внеклассных мероприятий"

Выступление проходило в рамках районного семинара для заместителей директоров по воспитательной работе, руководителей школьных методических объединений классных  руководителей «Разнооб...