Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление №2 на семинаре.
статья на тему

Кузнецова Мария Сергеевна

   «Создание воспитательной модели   на основе внедрения комплекса  технологий деятельностного типа  в условиях реализации ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rmo_vr.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

   

   «Создание воспитательной модели

на основе внедрения комплекса

технологий деятельностного типа

в условиях реализации ФГОС»

в  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Кузнецова М.С., заместитель директора по ВР

МБОУ «СОШ №1» г.о.Кашира

2016 год

        «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя.

        Модернизация российского образования  ставит задачу существенных изменений не только в системе образования, но и в воспитании,  вызванную ускорением темпов развития общества, расширением возможностей социального выбора, ростом глобальных проблем.

        В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала школы, призванной обеспечить готовность обучающихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.

        Методологической основой реализации ФГОС II поколения является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

         Обратимся к  концепции духовно-нравственного развития и воспитания и процитируем следующий пункт: «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции».

Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, человек,

принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее.

        Согласно ФГОС успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-деятельностный подход.

        Безусловна, работа по реализации воспитательного компонента ФГОС потребовало от педагогического сообщества глубокого и вдумчивого подхода к созданию новой воспитательной модели в целом.

        Получая положительные результаты, применяя технологию деятельностного метода в обучении и методической работе школы, инновационная группа педагогов школы включает системно-деятельностной подход  в воспитательную работу, тем самым перестраивая уже сложившуюся  систему на новый уровень, учитывая особенности стандартов нового поколения.

        Для того  чтобы создать воспитательную модель, которая реализуется в нашей школе в настоящее время, инновационной группой педагогов  и администрацией школы были проведены подготовительные   мероприятия: педагогические советы по темам: «Теоретические основы системно-деятельностного метода в воспитании»; «Особенности организации воспитательной системы  в условиях реализации  ФГОС нового поколения»; семинар на муниципальном уровне «Система работы школы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся»; была создана методическая база; инициативная группа педагогов, умеющая системно мыслить и действовать. Используя методы диагностики, педагоги выявили  основные

проблемы и недостатки в работе педагогического коллектива по построению воспитательной модели.         

        Эти мероприятия стали трамплином для          разработки инновационного проекта по теме:  «Разработка модели воспитательной работы в рамках реализации ФГОС II поколения на основе внедрения комплекса технологий деятельностного типа».

        В процессе построения воспитательной модели  школы коллектив стремился к созданию более благоприятных условий для появления и развития индивидуальных творческих способностей личности ребенка.

        Появление в педагогике понятия "воспитательная модель" обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Это понятие в настоящее время стало ключевым и для нашего коллектива.

Причин этому несколько.

        Одна из них – опыт работы по использованию технологии деятельностного метода в учебной деятельности и методической работе.

Вторая причина связана с наличием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющих создавать авторские воспитательные разработки.

Третья причина связана с тем, что идея создания воспитательной модели плодотворна. Первоочередной задачей по ее реализации является формирование модели, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.  

         Воспитательная модель- это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы."

        С 2014 года  школа вступила в новый этап развития, связанный с созданием воспитательной модели на основе внедрения комплекса технологий деятельностного типа, для обеспечения повышения качества воспитания. Была сформирована новая воспитательная  программа деятельности школы, обозначены задачи дальнейшего развития школы, выработаны критерии и показатели мониторинга уровня воспитанности обучающихся.

 На данный момент технологии системно-деятельностного метода-основа ФГОС II поколения - применяются в   урочной и внеурочной деятельности, воспитательной и  методической работе.

        Системно-деятельностный  подход, который лежит в основе, способствовал  построению модели воспитательной системы как целостного социально-педагогического комплекса, в котором взаимосвязаны учебная, внеурочная и внеклассная деятельность учащихся, интегрированы воспитательные усилия школы, семьи и окружающего социума, сопряжены инновационные процессы и традиционные формы, способы жизнедеятельности. Модель воспитания школы адекватно отражает сущность и важнейшие качества воспитательной системы (гуманистичность, целостность, целенаправленность, управляемость, динамичность, саморегулируемость, открытость).

        В процессе моделирования можно выделить три этапа:

формирование образа школы;

воплощение этого образа в одну из форм модели воспитательной системы школы;

внесение коррективов, уточняющих или незначительно изменяющих модель воспитательной системы школы.

        В две тысячи шестнадцатом году  коллектив школы создал воспитательную модель на основе комплекса технологий деятельностного типа  и реализует эту модель в настоящее время.

         Давайте рассмотрим более  подробно воспитательную модель школы.

        Содержание воспитательной цели школы сформулировано в виде модели личности учащихся с определенными качествами в идеальном варианте, отвечающей самым высоким социальным потребностям современного общества.

           Школа должна стремиться выпускать из своих стен выпускника, который соответствовал бы по параметрам модели личности.

        Модель личности  -  выпускник творческий, нравственный, деятельный, здоровый, способный к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Жизнеспособная личность!

           Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания, которое рассматривается как средства реализации воспитательной модели.

       Воспитательная работа строится на полном  использовании воспитательного потенциала основных и дополнительных  образовательных программ  и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность.

                   Воспитание  в  нашей школе включает в себя три взаимозависимых и взаимосвязанных блока:

  1. Воспитание в процессе обучения (учебно-познавательный блок);
  1. Воспитание во внеурочной деятельности (внешкольная деятельность);
  1. Воспитание во взаимодействии с социумом

(социально-культурный блок).

        Решение задач воспитания и социализации школьников наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. 

        Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поездки и другие.

        Связующим звеном в системе воспитательной работы являются   коллективные творческие дела и  воспитательные мероприятия, организуемые педагогическим коллективом технологиями деятельностного типа. Безусловно, КТД  широко используются во всех школах. Преимущество школьного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового и личного самосознания. Особенность КТД, проводимых в нашей школе в том, они полностью адаптированы по технологии деятельностного метода.

Проектные методики социальной направленности также реализуются по алгоритму системно-деятельностного подхода.

        Согласно системно-деятельностному методу, классный час представляет собой систему взаимосвязанных компонентов педагогической деятельности. Из каких  же элементов состоит система деятельности педагога, нацеленного на результат, в рамках классного часа?  К ним относятся: цель, содержание, формы и методы, участники, контрольно-оценочная деятельность. И мотивация, как условие реализации системы.

Деятельностный подход означает активность ребёнка на классном часе.

Педагоги проводят свои классные часы с применением технологии системно-деятельностного метода.

        Проведенные мероприятия с применением системно-деятельностного подхода приобретают личную значимость для детей, снимает тревожность, как один из компонентов проблемы, несомненно, обогащает их жизненный опыт через осмысление понятий, формирование отношений и совместную или деятельность, мотивирует на дальнейшее творчество. Следовательно,  способствует личностному росту каждого ребёнка. А что ещё нужно нам, педагогам?

Вся воспитательная работа строится на принципах, заложенных в Уставе образовательного учреждения, на основе ценностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью выпускника школы, руководствуясь Законом РФ «Об образовании». Это следующие принципы:

Принцип деятельности;

Принцип  непрерывности и системности;

Принцип  развития  творчества  и успеха

Принцип  гуманистического воспитания

Принцип интеграции

Принцип  культуросообразности

Принцип индивидуальности.

Одним из компонентов  воспитательной модели являются детско-взрослая общность.

        Детско-взрослая общность — это источник всякого личностного развития ребёнка, происходящего как в процессе воспитания, так и в процессе его стихийной социализации и саморазвития. Детско-взрослая общность играет ключевую роль во всех трёх процессах: саморазвитие, социализация, воспитание ребёнка.

Говоря о ключевой роли детско-взрослой общности в воспитании, важно отметить: чем большее количество подобных общностей будет объединять педагога и ребёнка, тем эффективнее будет сам процесс воспитания.

Можно выделить следующие типы воспитывающих детско-взрослых общностей:

•я — ты общность —объединяющая только взрослого и ребёнка. Такой тип общности могут образовать, например, ученик и любимый учитель, спортсмен и тренер, отец и сын и др.;

  • общность — группа — общностью такого типа может стать, например, кружок, который посещает школьник, туристская группа, с которой он идёт в поход, школьный класс.
  • общность через посредника — общность, в которую ребёнок входит только через посредничество взрослого. К такому типу общностей можно, например, отнести крупные социальные объединения

общность в воображении — общность, которую ребёнок образует лишь в своём воображении, например с героями полюбившихся книг, прочитанных ребёнком по совету взрослого, с историческими деятелями, которые привлекли его внимание на проведённых учителем уроках, и т. п.1

          Модель, которая реализуется в нашей школы – это  воспитательная система школы, в которой  активно применяется технология деятельностного метода на уровне школы и класса. На первый план выходят понятия «технология» и  «деятельность». Именно ТДМ  может гарантировать не только успех в освоении учебных знаний, умений и навыков, но и успех в развитии личности каждого ребёнка.

        Общественность отмечает открытость и заинтересованность школы в качественных изменениях воспитательного потенциала каждого обучающегося,   и высоко оценивают деятельность, которую школа  осуществляет по совершенствованию и развитию воспитательной модели.

Об этом свидетельствуют проведенные семинары на зональном уровне: «Реализация системно-деятельностного подхода в воспитательной деятельности школы на примере общешкольного коллективного творческого дела «Фестиваль песни»; «Создание воспитательной модели на основе внедрения комплекса технологий деятельностного типа».

         В ходе реализации инновационного проекта по построению воспитательной модели были достигнуты следующие позитивные эффекты: 

- с  2014  учебного года вся система методической работы школы направлена на повышение интереса педагогов к инновационной работе по созданию современной воспитательной модели;

-организация  инновационной деятельности способствовала повышению профессионального педагогического мастерства учителя; 

-  многие педагоги школы владеют технологией применения системно-деятельностного  подхода и  активно применяют как в урочной так и во внеурочной деятельности;

-применение системно-деятельностного подхода помогают неопытным, молодым педагогам по-новому строить свою  работу в воспитании подрастающего поколения;

- качественные изменения в результатах воспитания личности, стремящейся к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию;

- авторские разработки воспитательных мероприятий  на основе ТДМ.

- увеличение доли участия учащихся в конкурсах и мероприятиях различного уровня;

-положительная мотивация педагогов школы и района на реализацию модели воспитательной работы.

        Опыт работы по данному направлению актуален  и используется в практике . Об этом свидетельствуют  проведение мастер-классов; семинаров на муниципальном и зональном уровнях; создание авторских разработок внеурочных занятий и общешкольных мероприятий, коллективных творческих дел на основе ТДМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа городского семинара заместителей директоров по воспитательной работе "Словом можно убить"

Программа городского семинара заместителей директоров по воспитательной работе"Словом можно убить"...

программа семинара заместителей директоров по воспитательной работе

Программа проведения семинара заместителей директоров по ВР....

Выступление на районном семинаре для заместителей директоров по ВР по теме "Опыт организации и проведения КТД"

В материале выступления изложены теоретические основы организации и проведения КТД....

Устный журнал "Это недетское слово Война" на районном семинаре для заместителей директоров по воспитательной работе.

Цель данного внеклассного мероприятия: создать условия для формирования нравственной компетенции через стимулирование у школьников интереса к изучению истории своей семьи, своей страны, воспитани...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление на семинаре.

laquo;Системно-деятельностный подход как основа создания воспитательной модели школы »...

Семинар для заместителей директоров по учебной работе «Организация образовательного пространства в школе». 2018

Семинар Зам директоровпо УР в районе 2018Ссылка на презентацию из опыта работы Деноткиной Ольги Александровны Школа 491 г. МоскваСсылка на презентацию20 марта на базе МБОУ УДСОШ №1 прошел семинар...

Выступление на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе "Педагогические приемы выбора и моделирования новых форм внеклассных мероприятий"

Выступление проходило в рамках районного семинара для заместителей директоров по воспитательной работе, руководителей школьных методических объединений классных  руководителей «Разнооб...