К вопросу об использовании средств обучения
статья на тему

Ваняшкина Наталья Ивановна

В данной статье определяется место средств обучения на уроке иностранного языка, предъявляются требования современного общества и школы. Особую роль как средство познания мира играет компьютер, разумное использование которого на уроке позволяет решить ряд важных задач. Виртуальные уроки позволяют молодым людям чувствовать себя свободно и активно действоать. В данной работе представлена классификация виртуальных уроков по степени активности реальных пользователей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №12 г. Бакал

К вопросу об использовании средств обучения

на уроках английского языка

Выполнила:

Ваняшкина Наталья Ивановна

учитель иностранных языков

                                                город Бакал

2017 год

Содержание

стр.

     I. Вступление. Место средств обучения на уроке иностранного языка. … 3

II. Основная часть

  1. Цель и задачи исследования …………………………………………….. 3                    
  2. Требования современного общества и школы …………………………. 4
  3. Компьютер как средство познания мира ……………………………….. 4
  4. Виды виртуальных уроков
  1. демонстрационный урок ………………………………………….. 5
  2. интерактивный урок ………………………………………………. 5
  3. мультимедиа урок-презентация (путешествие) …………………. 6

    III. Заключение …………………………………………………….. 7

   Библиографический список ……………………………………….. 7

  Приложение:

  1. Разработки мультимедиа уроков
  1. «Специальные вопросы» - 3 класс
  2. «Универмаг» – 6 класс
  3. «Открываем Лондон» - 5 класс

     2. Электронные дидактические пособия (презентации)

 

    I. Вступление. Место средств обучения на уроке иностранного языка.

Основные реформы общеобразовательной школы всегда направлены на решение важнейших задач воспитания, образования, развития молодёжи. Особое внимание уделяется осуществлению единства обучения и воспитания, всестороннему развитию личности, установлению связи обучения с жизнью, трудом.

Иностранный язык входит в гуманитарный цикл школьных предметов. Изучение иностранных языков в общеобразовательной школе преследует практические, образовательные, воспитательные и развивающие цели в их единстве и взаимосвязи. Это значит, что перед школой стоит задача не только научить учащихся говорить, читать на иностранном языке, понимать иноязычную речь на слух. Наряду с другими предметами иностранный язык должен внести свой вклад в образование, формирование личности молодых людей.

Речевая деятельность всегда ситуативна, причём для успешного общения важна общность ситуации для её участников, наглядность этой ситуации, её эмоциональная   «заострённость».

В условиях отсутствия языкового окружения большую роль в мотивации речевого общения призваны играть средства обучения. Однако практика и специально проведённые исследования свидетельствуют о том, что не все учителя используют их возможности.

Средства обучения позволяют более прочно овладеть языковым материалом, сделать весь процесс обучения более доступным, наглядным, повысить эффективность управления учебным процессом, индивидуализировать деятельность учащихся, повысить мотивацию учения. Более того, в современной школе появляются новые технические средства обучения, например, - компьютер.

Нами было выдвинуто следующее предположение: использование электронных пособий, опор и наглядности при формировании навыков иноязычной компетенции, предложенных нами на основе изучения научно - методической литературы и обобщения педагогического опыта будет способствовать повышению уровня языковой подготовки. Таким образом, цель исследования состояла в разработке электронных пособий, серии опор и наглядности для повышения эффективности обучения говорению на всех этапах обучения.

Для реализации сформулированной цели исследования предстояло решить следующие задачи:

  1. изучить состояние проблемы уместного использования технических средств, опор, наглядности на уроках английского языка в теории и практике средней школы.
  2. отобразить и разработать электронный банк дидактических материалов для 2-11 классов средней школы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно – методической и педагогической литературы, наблюдение, изучение педагогического опыта, эксперимент.

Требования современного общества и школы.

Основные перспективы развития всех сфер общества на данном этапе, главным образом, связаны с использованием новейших технологий и людьми, способными не только их применять, но и продуцировать.

Современная действительность характеризуется тем, что практически все сферы экономики переориентируются на использование высоких технологий и творческого потенциала человека. Труд становится более ёмким интеллектуально. Реформа общеобразовательной школы потребовала уточнения целей и содержания обучения, усиления воспитательной направленности учебного процесса, широкого внедрения активных форм и методов работы в школе. Применительно к иностранному языку реализация основных направлений реформы связана с повышением эффективности обучения учащихся, что предполагает совершенствование организационных форм и методических приёмов обучения, развития у учащихся умения работать самостоятельно, воспитания у них трудолюбия – главного качества личности. Повышение эффективности обучения иностранным языкам во многом зависит от учебно–материальной базы школы, от того, какими средствами обучения располагает учитель и как он их использует в учебном процессе.

Компьютер как средство познания мира.

Важную роль в системе этих компонентов играют средства обучения и воспитания. Средства обучения – необходимое условие успешного изучения того или иного предмета. Они тесно взаимодействуют с методическими приёмами и организационными формами работы. С их помощью осуществляется органическая связь обучения, воспитания и всестороннего развития личности учащихся.

Наиболее распространенные в настоящее время средства обучения, предназначенные для изучения иностранных языков, включают: печатные, экранные и звуковые пособия.

Иностранный язык относится к числу тех предметов, которыми учащийся овладевает в процессе активной речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), когда обеспечивается общение друг с другом. Вот почему все средства обучения призваны, в первую очередь, обеспечить мотивационный уровень общения, создать обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых возникает потребность в общении друг с другом, воссоздать ситуации, обладающие большой силой эмоционального воздействия,  побуждающие к участию в акте коммуникации.

    В последнее время особое место стал занимать компьютер, поскольку он позволяет реализовать все задачи средств обучения. Тем более что компьютеризация учебно-воспитательного процесса является одним из основных направлений развития и реформы школы. Эту задачу можно сформулировать так: « … вооружать учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники, обеспечить широкое применение компьютеров в учебном процессе»  

    Разумное использования компьютера на уроке помогает решить также задачи индивидуализации обучения:

  • Повышение эффективности обучения;
  • Развитие, а в некоторых случаях формирование специальных способностей учащихся;
  • Развитие дополнительных возможностей учеников.

Динамическое развитие общества требует формирования в человеке не только типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в постоянно меняющемся социуме. П.П. Блонский писал: «… ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше оно создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение». Следовательно, мы должны обогатить это окружение и расширить диапазон средств для познания мира ребёнком. Несомненно, компьютер помогает реализовать эту задачу.

В современном информационном обществе школа требует от каждого учителя информационной компетенции и должна сформировать такой уровень информационной культуры у молодого человека, чтобы он смог свободно себя чувствовать и активно действовать в этом обществе. Каждый участник учебного процесса должен уметь использовать современные  информационные технологии в повседневной жизни, пользоваться базами данных, электронными таблицами, информационными сетями, даёт молодому человеку новое представление о мире, позволяет свободно обрабатывать информационные потоки. Виртуальные уроки призваны реализовать все эти задачи.

Виртуальные уроки различаются прежде всего по степени активности реальных пользователей при взаимодействия с ними.

Демонстрационный урок предназначен для введения учащихся в изучаемую тему и представлен как единый фрагмент – замкнутый видеосюжет, не предполагающий непосредственного участия пользователя при его просмотре. В то же время видеосюжет может быть остановлен в любом месте, если в этом возникает необходимость. Основной вид учебного взаимодействия с уроками такого типа – наблюдение. Примерами демонстрационных уроков могут служить такие, как «Настоящее Простое время» или «Глагол to be», «Залоги английского языка», «Этимологический словарик», о жизни и творчестве известных людей изучаемого языка.   

Интерактивный урок, в отличие от демонстрационного, требует непосредственного участия пользователя и включает с этой целью специальные виды заданий. С помощью заданий ученик-пользователь (или класс-пользователь) либо подключается к дискуссии, которую ведут ученики виртуального класса под руководством виртуального учителя (например, «Понятие о степенях сравнения прилагательных»), либо выполняет повторительное упражнение перед освоением нового материала (например, «Окончания множественного числа»), исследовательское (в процессе введения нового материала), например, урок «Времена английского языка, проверочно-закрепляющее (после прохождения нового материала).

Элементы, составляющие мультимедиа урок-презентацию (путешествие), объединены в методически продуманную, сюжетно организованную интерактивную учебную среду, которая моделирует реальный учебный процесс в классно-урочной системе школьного обучения. В каждый «Урок» интегрированы не только необходимые и достаточные для поддержки обучения конкретной теме разнохарактерные средства наглядности, но и внутренние механизмы управления этими средствами.

В компьютерной среде мультимедиа урока под руководством виртуального учителя ведет активную учебно-поисковую деятельность группа виртуальных учеников. Проблемная задача, лежащая в основе каждой смысловой части «Урока», успешно решается в процессе виртуального «обсуждения», которое по сути представляет собой групповое лингвистическое мини-исследование. Однако при этом речь не идет о пассивном просмотре учебного мультфильма – вопросы и задания, внедренные в ткань «Урока», прежде всего адресованы пользователю, индивидуальному (при самостоятельной работе) и коллективному (при работе в классе). Они стимулируют мыслительную активность учащихся при прохождении материала, фокусируют внимание на его ключевых моментах, привлекают их к участию в работе виртуального класса. Реплики реальных учеников подкрепляются или опровергаются мнением их виртуальных собеседников, которые получают вербальную оценку виртуального учителя и комментируются им или самими «учениками». Представление об изучаемой теме формируется поэтапно – результат предшествующего обсуждения становится началом следующего этапа обучения, и к концу урока все полученные в его ходе учебные результаты обобщаются и систематизируются в виде таблиц, правил, учебных текстов.

«Уроки» способны занять важное место в сфере самостоятельной учебной деятельности учащихся, посещающих школу, а также позволит обеспечить учебными материалами детей, по состоянию здоровья находящихся на индивидуальном обучении. В классе же такое средство повышает активность учащегося, моделирует его речевое поведение, формирует креативность и дискурсивную компетенцию при обсуждении учебного предмета (закладывая первичные навыки профессионального общения), вызывает интерес к иностранному языку, открывает его закономерности, богатые внутренние ресурсы, воспитывает уважение и любовь к нему. 

Важно, что в «Уроке» реализована образцовая модель поведения взаимоотношений учителя и учеников: учитель не распространитель знаний и контролер, а партнер, старший товарищ, организатор учебной деятельности. Имеющийся опыт использования материалов комплекса в школьном обучении русскому языку дает основания говорить о том, что учитель, который пользуется такими дидактическими материалами и

Практика доказывает, что компьютер обогащает окружение, расширяет диапазон средств познания мира ребёнка.

Целесообразно при создании и использовании электронных  пособий учитывать возрастные психологические особенности учащихся.

Принятие во внимание всех этих особенностей создаёт благоприятные действует по предложенной ему модели, создает в классе атмосферу доверительности, партнерства, свободы высказывания, дружеских шуток, соответствующую атмосфере виртуального урока.

Заключение.

Таким образом, анализ состояния проблемы в теории и практике показывает, что в настоящее время на уроках иностранного языка уместно использовать современные средства обучения. Они способствуют не только мотивации речевого общения, позволяют более прочно овладеть языковым материалом, но также помогают индивидуализировать деятельность учащихся способность к творческому труду, реально отображают явления, процессы, мир невидимого.

Умелое использование традиционных опор и наглядности, а также их электронных вариантов развивает навыки говорения, способствует устранению ряда трудностей.

условия для овладения иностранным языком на всех ступенях обучения.

 

Библиографический список

Алхазишвили А.А. Психология обучения устной речи на иностранном языке.- Тбилиси: Мизнесереба, 1984

Артёмов В.А. Психология наглядности при обучении иностранным языкам.- М.: Наука, 1971

Архипова Н.В. Уроки Н.В. Кузнецовой.- ИЯШ, №2, 1991

Горбунькова Т.Ф., Грачёва Н.П., Золотницкая С.П. Кабинет иностранного языка в средней школе.- М.: Просвещение, 1986

Гурова Л.П. Виды наглядности в обучении.- М., 1985

Зимняя И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности

Использование комиксов при изучении иностранных языков. ИЯШ, №3,1984

Климентенко А.Д., Миролюбов А.А. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе.- М.: Педагогика, 1981

Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких.- ИЯШ, №6, 1987

Пруссаков Н.И. Наглядность как средство осмысления иноязычного материала.- ИЯШ, №6, 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.

Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...