Устная часть ЕГЭ - как стимул к овладению устной речью.
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Сегодня, когда в связи с меняющимся содержанием ЕГЭ, внимание к обучению российских учащихся устному речевому общению на иностранном языке вновь возрастает, возникает необходимость активной разработки современных приёмов и организационно-педагогических технологий эффективного обучения школьников устной речевой деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устная часть ЕГЭ как стимул  к овладению устной речью.

(Выступление на заседании РГМО учителя немецкого языка МАОУ СОШ п.Головановский  Живицкой Г.М. 01.04.2016 г.)

План выступления:

1.Нормативная база. (ФГОС, программа, закон об образовании)

2.Устная часть ЕГЭ

3.Как готовить учащихся? (методики и формы подготовки к экзамену)

4.Личный опыт.

Начиная с 70-х годов XX века в практику преподавания иностранных языков уверенно пришел коммуникативно ориентированный метод. У учителей и учащихся появилась надежная теоретическая и практическая основа обучать устному речевому общению не через перевод, заучивание текстов и декламацию грамматических правил, а через коммуникацию, приближенную к естественной. Увы, радужные ожидания на деле оказались программными декларациями, а на уроки иностранного языка вначале робко, а постепенно все более решительно и наконец победно вторглись языковые тесты. Выполнение заданий на тестовых бланках фактически заменило собой обучение говорению. Оказалась забытой проблема аутентичности обучения речи — организации учебных заданий по аналогии с функционированием устного языка в реальных жизненных обстоятельствах.

Сегодня, когда в связи с меняющимся содержанием ЕГЭ, внимание к обучению российских учащихся устному речевому общению на иностранном языке вновь возрастает, возникает необходимость активной разработки современных приёмов и организационно-педагогических технологий эффективного обучения школьников устной речевой деятельности.

Нормативные документы об обучении устной речи

Федеральный государственный образовательный стандарт[1]предусматривает формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Из этого следует логический вывод о том, что устная речевая компетенция является важнейшим компонентом коммуникативной компетенции учащихся в целом и не должна подменяться тестовой компетенцией.

Более подробно требования к формированию умений устной речи учащихся излагаются в Примерной основной образовательной программе. В соответствии с ПООП для основной школы в области диалогической речи учащимся необходимо уметь вести диалог в стандартных неофициальных ситуациях, владея нормами речевого этикета. Более способным учащимся даётся возможность задавать вопросы и отвечать на них в обстоятельствах интервью.

О себе, своей семье, месте проживания и стране. Им необходимо уметь описывать события с опорой на наглядность, давать краткую характеристику других людей, передавать содержание прочитанного или услышанного текста, а также фильма. Более способные учащиеся могут научиться делать тематические сообщения, комментировать факты и выражать к ним свое отношение, кратко высказываться на заданные темы без подготовки и излагать результаты проектной деятельности.

 Отметим, что в ПООП для старшей школы уровень требований к устным речевым умениям выпускников повышается, что особенно заметно на примере углубленного уровня обучения иностранным языкам. Учащимся необходимо функционально пользоваться неродным для них языком как средством общения и познавательной деятельности. Им нужны умения передавать информацию в связных аргументированных высказываниях, используя изучаемый язык как инструмент межкультурного общения в современном поликультурном мире, что необходимо для успешной социализации и самореализации. Требуется достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый уровень и достаточного для результативного общения в рамках выбранного профиля.

Устная часть ЕГЭ как стимул  к овладению устной речью.

В своей статье «Устная часть ЕГЭ как стимул и ограничение в формировании устных речевых умений учащихся»  Радислав Мильруд пишет о том, что «возвращение устной части в программу Единого государственного экзамена повышает значимость формирования устных речевых умений учащихся. Возрастает мотивация и смысл овладения устной речью на уроках иностранного языка, увеличивается время говорения учащихся на занятиях, возвращается интерес к методическим приёмам обучения говорению с целью повышения учебных результатов школьников». Но, вместе с тем, ориентация обучения на экзамен всегда ограничивает арсенал дидактических средств, применяемых учителем, и ограничивает умения, формируемые у учащихся узкими рамками экзаменационных требований. В случае с обучением говорению есть реальный риск того, что обучение говорению, несмотря на требования ФГОС и содержание ПООП, будут сведены к умению задавать вопросы по изображению, описывать фотографию, а также сравнивать два изображения в соответствии с требованиями демонстрационной версии экзамена.

В разрешении этого противоречия важно помнить, что реальное и заметное повышение результатов учащихся в устной части ЕГЭ зависит не только от овладения техникой выполнения экзаменационных заданий, но и от общего уровня развития коммуникативной компетенции учащихся. Именно коммуникативные умения, а не техника выполнения тестовых заданий школьников являются главным резервом роста их учебных и экзаменационных показателей.

Впервые с 2009 года в содержание ЕГЭ вновь включена устная часть. Задачей устной части является проверка уровня сформированности умения использовать устную речь для развития у выпускников инициативы, самостоятельности при принятии решения, повышению активности и находчивости в ходе выполнения заданий. Обучаемые должны правильно подготовиться к успешной сдаче устной части ЕГЭ по немецкому языку. 

Для проверки логичного и связного построения высказывания, адекватного использования средств логической связи в устную часть ЕГЭ включены 4 задания. Время на подготовку каждого задания — 1,5 минуты. Общее время ответа абитуриента, включая время на подготовку, составляет 15 минут.

Задание 1

Задание С1 устной части — чтение текста вслух научно-популярного или информативного характера, имеющего базовый уровень сложности. При оценке ответа учитывается выразительное чтение, умение делить фразу на синтагмы. В задании проверяется не столько техника чтения, сколько смысловое наполнение.
Максимальный балл 1.

Приведём пример оригинального текста.

Wind entsteht, wenn sich die Luft bewegt. Das kann man nicht immer sehen, aber oft spüren. Die Luft bewegt sich, wenn die verschiedenen Luftschichten unterschiedlich warm sind. Für diese Temperaturunterschiede ist die Sonne verantwortlich. Die Luft über dem Land erwärmt sich dabei stärker, als die über dem Meer. Dabei steigt warme Luft nach oben, weil sie nun leichter ist als die kalte Luft. Warme und kalte Luft haben unterschiedlich viel Druck. Den versucht die Luft auszugleichen. Darum strömt dann vom Meer kalte Luft nach. Abends ist das anders: Dann hat die Sonne das Meer soweit aufgeheizt, dass die Luft dort wärmer ist als über dem Land und die Luft vom Land zum Meer strömt. Als früher die Schiffe noch allein auf die Kraft des Windes angewiesen waren, sind sie immer erst am Abend ausgelaufen — der Wind trug sie dann aufs Meer hinaus.

Анализ ответов абитуриентов после проведения тренировочного теста показал, что за 1,5 минуты школьники в состоянии просмотреть только часть текста, акцентируя внимание на сложных и незнакомых словах.

Основные ошибки сводятся к неправильному прочтению сложных слов, неправильному ударению и неумению делить фразу на синтагмы, так как не успевают в отведённое время просмотреть весь текст. Поэтому проверить понимание текста экзаменуемыми довольно сложно, так как их внимание обращено на технику чтения. В связи с этим в оставшееся до экзамена время хотелось бы порекомендовать  учителям поработать над техникой чтения аутентичных текстов небольшого объёма и общего понимания содержания текста.

Задание 2

Просмотрев рекламное объявление в виде картинки и краткой информации, экзаменуемым необходимо задать 5 вопросов, используя ключевые слова.
Максимальный балл 5.
http://iyazyki.ru/wp-content/uploads/2015/05/men1.jpg

Sie haben beschlossen, mit ihren Freunden diesen Sommer in einem Alpenbauernhaus zu verbringen. Sie rufen unter der angegebenen. Telefonnummer an, um einige Details zu klären. Überlegen Sie innerhalb von 1,5 Minuten fünf direkte Fragen zu den folgenden Stichpunkten:

  • Lage des Alpenbauernhauses
  • Reisedauer
  • Preis für 2 Monate
  • Sonderangebote
  • Ermäßigungen für Jugendliche

Stellen Sie nun Ihre Fragen. Sie haben für jede Frage je 20 Sekunden Zeit.

При подготовке к выполнению второго задания следует объяснить экзаменующимся, что означают direkte Fragen“ и „Stichpunkte“.Напомним, что термин «прямые вопросы» — это вопросы с вопросительным словом или без него, например: Was kosten die Übernachtung und dieVerpflegung pro Nacht?“ „Ist die Übernachtung mit oder ohneFrühstück?

Готовясь к выполнению задания, экзаменуемые могут не знать ключевые слова в самом плане, например: „die Verpflegung“, „Sonderangebote“ и, как следствие, не смогут составить вопросы с этими словами.

Задание 3

В задании предлагается выбрать одну из 3 фотографий и описать её с опорой на план, включающий 5 подробных вопросов. Экзаменуемым необходимо описывать только то, что изображено на выбранной картинке. Следует обратить внимание абитуриентов на обязательное употребление логических средств, например: „und, dann, aber, erstens, zweitens usw“.
Максимальный балл 7.

Stellen Sie sich vor, dass Sie während Ihrer Sommerferien einige Fotos gemacht haben. Wählen Sie ein Foto, um es Ihrem Freund/Ihrer Freundin zu zeigen und das zu beschreiben.

Практики подготовки к устной части ЕГЭ у меня не было. Я познакомилась с типами заданий устной части.

Новая модель проведения экзамена по немецкому языку ориентирована на использование контрольных измерительных материалов, предусматривающих ответ участника ЕГЭ в форме набора монологических высказываний. Мне не совсем ясна цель включения задания С3 (чтение вслух фрагмента текста) в устную часть ЕГЭ. Какая коммуникационная задача решается? Проверить произношение? Или выразительность? Произношение можно проверить в процессе речи, описания той же иллюстрации.   И             1 минуты на подготовку, на мой взгляд, недостаточно. При подготовке учащиеся имеют возможность читать текст только про себя. Тренировка выразительного чтения требует неоднократного прочтения вслух.

Хотелось бы немного добавить о задании С5 - описание фото. Это задание, как и  С6 относятся к категории заданий повышенной сложности. Четких и конкретных требований к описанию картинки или фото я нигде не видела и не смогла найти.

 Дети порой не умеют рассказать о том, что они видят на картинке, и даже не оттого, что не знают соответствующих иностранных  слов - они просто не знают, что именно нужно сказать. Пытаясь найти хоть какие- то полезные ссылки в интернете, я вышла на сайт учителя-практика, которая предлагает
вот такой приблизительный план рассказа. Я считаю, что его будет полезно использовать при подготовке к заданию С5.
 

План описания фото: 


1. Общая фраза: на этом фото мы видим...
2. Дальше разбираем, что мы видим справа/cлева, на переднем/заднем плане, вверху и пр.,
3. Люди - и что они делают, во что одеты, их настроение и пр.
4. Сезон, погода.
5. Мои предположения/выводы об общем настрое людей на фото, либо о том, какие мысли навевает это фото. 

 

На мой взгляд, на подготовку к заданиям отводится очень мало времени. Что такое одна минута? Нам учителям самим будет мало этого времени, чтобы сориентироваться в ситуациях. А это дети!

Структура и содержание устной части ЕГЭ по иностранным языкам

Задание                                Содержание                                    Уровень сложности                                                        Макс. балл
1 Прочитать вслух отрывок из информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста           Базовый             1
2 Задать 5 прямых вопросов на определенную тему (путешествия, покупки, еда, транспорт, занятия спортом и т.д.). Экзаменуемому предлагаются визуальный стимул и ключевые слова (о чем надо спросить)    Базовый                  5
3 Рассказать другу о сделанной Вами фотографии, почему Вы сделали ее и почему хотите показать ее другу (одна фотография из трех на выбор экзаменуемого)                 Базовый                     7
4 Сравнить 2 предложенные фотографии (например, пляжный отдых и турпоход), выявить сходства, различия и рассказать о своих предпочтениях                               Высокий                    7
Иностранный язык, являясь практической дисциплиной, ориентирован на овладение способами использования иностранного языка в различных видах деятельности и сферах общения. Согласно школьным стандартам выпускники общеобразовательных организаций должны достичь порогового уровня В1 иноязычной коммуникативной компетенции (терминология Совета Европы) при обучении на базовом уровне и
превысить его при обучении на профильном уровне.

Предлагаемая модель устной части ЕГЭ по иностранным языкам и предлагаемые форматы заданий позволяют контролировать достижение обучающимися запланированных уровней коммуникативной компетенции и решить те проблемы, которые в свое время обусловили исключение устной части из ЕГЭ. Эта модель позволяет оценить иноязычную коммуникативную компетенцию выпускников достаточно полно и объективно. Более того, она открывает новые возможности развития способов и средств оценивания и способна оказать положительное влияние на содержание процесса обучения.
Устная часть ЕГЭ по иностранным языкам будет проводиться в компьютеризированной форме, без участия экзаменатора-собеседника, с постоянным присутствием в аудитории организатора, отвечающего за соблюдение процедуры и техническую часть. Во время ответа экзаменуемого (до 15 минут, включая время подготовки — по 1,5 минуты для каждого их четырех заданий) ведется аудиозапись ответа. Оценивание проводят два специально подготовленных эксперта на основе критериев и схем оценивания. При подготовке к экзамену не следует забывать о психологическом аспекте — готовности экзаменуемого работать один на один с компьютером, хотя, кажется, в жизни большинства современных выпускников общение с компьютером и посредством компьютера занимает большее место, чем непосредственное общение с людьми.
На экзамене общая инструкция по процедуре экзамена и инструкции к каждому заданию устной части предъявляются экзаменуемому на экране компьютера, визуальные опоры (фото и картинки) даются в цвете. Предусмотрена настройка уровня записи. Идет отсчет времени, и на экране постоянно присутствует надпись
, сколько минут и секунд остается для подготовки или ответа.

Приемы активизации устной речи учащихся на уроках иностранного языка.

Учителя иностранного языка сталкиваются с проблемой «молчания учеников» на уроках развития навыков говорения. А как можно научить говорить на иностранном языке, если ученик не желает высказываться, или высказывается только тогда, когда учитель просит его об этом? Современные педагогические технологии предполагают изменения учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Коммуникативная методика, как одна из современных методик, обучения иностранному языку способствует тому, чтобы учитель был не только носителем информации, но и наблюдателем и консультантом. В языковой области целью обучения иностранному языку при коммуникативной методике предполагается обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации. Как известно, способом устно-речевого общения является говорение. Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.

Задача учителя в создании условий, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.

Для создания данных условий в процессе обучения немецкому языку я использую приемы активизации, которые учитывают выше перечисленные признаки устного речевого вида деятельности. Преимущества этих приемов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал.

Лучшими приемами активизации устной речи учащихся, на мой взгляд, являются приемы взаимодействия человека с человеком, т.е. интерактивные приемы. Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact», что значит «interact»- «взаимный», «act»- действовать. Данные приемы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный - равному», где учитель и участник занятия – часть одной команды, они работают для достижения одной цели. Интерактивные приемы способствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Их использование предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Далее предлагаются приемы, которые используются мною для активизации учащихся на уроках развития навыков говорения:  

игровые приемы

;∙  приемы активизации речи в ролевой игре;

∙  творческие конкурсы;

∙  проблемные творческие задания;

∙  коммуникативные задания;

использование аутентичной песни

мультимедийные презентации.

 Игровые приемы работы над грамматическими и лексическими структурами. Задания такого типа направлены на развитие мыслительной деятельности учащихся, дают им возможность показать свои знания не только в области английского языка, но и в других сферах деятельности, вырабатывают быстроту реакции, внимание, сосредоточенность. Такие задания можно давать как в начале урока, так и в середине. Наибольший эффект достигается в ситуации, когда учащиеся утомлены.

 1. Лексическая игра – «Закончи предложения»

1. Meine Eltern …

2. Wenn das Wetter gut ist,…

 3. Am Abend …

4. In der Schule …

5. Es ist interessant, ...

Приемы закрепления грамматических структур в устной речи учеников.

Во время изучения грамматики одной из основных целей является формирование умения учеников использовать грамматические структуры в речи. Использование мини-диалогов, содержащих личностно ориентированые вопросы – один из эффективных способов добиться этого.

а) Например, при отработке вопросительных форм в прошедшем разговорном времени Perfekt предлагается следующее задание: «Ученик А должен сообщить,

где он был на каникулах, остальные ученики (Р1, Р2) выясняют, что он там делал, составляя общие вопросы в Perfekt». В качестве опор предлагаются слова и выражения:

Stichwörter Ferienorte: am Meer, auf dem Lande, am Fluss, in Moskau, im Ferienlager Beschäftigungen: Ball spielen, im Fluss baden, um die Wette schwimmen, Wanderungen machen, Ausflüge mit dem Auto machen, Skateboard fahren, Rad fahren, Fußball spielen, in den Wald gehen, Sehenswürdigkeiten besichtigen, Freunde besuchen.

Выполнение задания.

 А: Ich war auf dem Lande.

Р1: Hast du im Fluss gebadet?

А: Ja, ich habe im Fluss gebadet.

Р2: Bist du Skateboard gefahren?

А: Nein, ich bin Skateboard nicht gefahren.

Р3: Hast du Wanderungen gemacht?

 А: Ja, ich habe Wanderungen in den Wald gemacht

Приемы активизации использования эмоционально-окрашенных выражений взаимодействия при обучении диалогической речи.

Любой учитель иностранного языка стремится не только научить говорить ученика на языке, но и работает над обогащением речи учащихся. Оценочно- эмоциональные выражения украшают речь и помогают высказать мысль в интересной форме. Для того чтобы ученики овладели данными выражениями и использовали их в своей речи, я использую следующие приемы: а) ученики читают выражения «Согласия и несогласия»:

Du hast Recht! Ich bin mit dir einverstanden. Eine gute Idee! Gut, aber… Nein, das stimmt nicht. Ganz richtig! Warum nicht? Ich zweifle daran. Selbstverständlich!

в) добавляют свои собственные выражения.

 На данном этапе используется прием «мозгового штурма», в процессе которого любой ученик предлагает свои идеи, любая идея принимается и обсуждается.

г) затем выражения отрабатываются в диалоге в рамках какой-либо речевой ситуации, где используются личностно ориентированные вопросы. Грамматические и лексические игры призваны обеспечить умение учащихся практически применять знания на практике, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных условиях общения

Методы активизации речи в ролевой игре. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, мотивирует речевую деятельность. Для детей совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость, они стремятся к освоению новых форм и способов общения, познанию других людей в общении. Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели.

Ролевая игра «Поговорим о каникулах»

2. Ролевая игра “Интервью в школе»

3. Дискуссии.

Дискуссия представляет собой одну из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса. Окончательное решение этого вопроса и вырабатывается в ходе дискуссии. Для успешного ее ведения участники должны обладать знаниями о предмете обсуждения, иметь собственное мнение по данному вопросу, владеть приемами воздействия на партнеров и управление беседой.

Приемы активизации деятельности учащихся через творческие задания.

Творческая деятельность дает учащимся широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Творческий уровень связан с такими умениями как, например, подготовить сообщение на определенную тему, выразить свое отношение к содержанию текста, интерпретировать главную идею текста.

 1. Творческий конкурс «Предложи свой перевод стихотворения».

2. Составление “рекламок” о летнем лагере.

 3. Составить рассказ по набору картинок.

4. Информационные проекты учащихся.

Использование аутентичной песни как метод повышения коммуникативной компетенции учащихся. 

Песня на уроках иностранного языка может использоваться в самых разных целях: для развития аудитивных, произносительных и грамматических навыков, пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, а также для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка.

Использование ИКТ как метод активизации речевой деятельности обучающихся.

 Наиболее значимое достоинство презентаций – информационная ценность: сведения о политической и культурной жизни, о достопримечательностях. В них используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль знаний и умений учащихся. Использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения. Итак, мы рассмотрели некоторые методы развития творческой активности на уроках иностранного языка. Реализация этих и других методов полностью будет зависеть от умения учителя вовлечь учащихся в процесс активного усвоения иностранного языка. Это дело достаточно трудное и во многом определяется стремлением учащихся к приобретению и совершенствованию своих языковых умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГИА 9.Устная часть

Материалы научно-практического семинара «Организация и проведение устной части экзамена по иностранным языкам в рамках государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразов...

Подготовка учащихся 9 и 11 классов к устной части ГИА и ЕГЭ по английскому языку

Рекомендации по подготовке к устной части экзамена на ГИА и ЕГЭ...

Устная часть олимпиад

Устная часть олимпиад: задания  по говорению, критерии оценивания монологического и диалогического высказывания при проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по англ...

ЕГЭ по английскому языку. Часть 2. Структура устной части и рекомендации по подготовке к экзамену.

В данной презентации представлены основные разделы устной части экзамена. Представленный в презентации материал будет полезен учителям английского языка, преподающим в старших классах, а также са...

Зачет по теме "Морфемика. Словообразование" (устная часть(теория) и практическая часть)

Данный вид контроля предусмотрен на обобщающем этапе изучения темы "Морфемика. Словообразование". Материалы зачета позволяют проверить теоретические  знания учеников и  умение применять их н...

Презентация " Устная часть в формате ОГЭ. Стратегия выполнения заданий в устной части.

Для того, чтобы подготовиться к ОГЭ наилучшим образом, нужно изучить структуру экзамена: из каких заданий состоит экзамен и что проверяют в каждом конкретном задании. Второй важнейший момент - это стр...

Материалы по подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку, практические рекомендации и система упражнений для развития навыков и умений устной речи.

Пособие содержит теоретические материалы по подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку, практические рекомендации и систему упражнений для развития навыков и умений устной речи.При написании п...