МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УРОКОВ
статья (10 класс)

Джавадова Ольга Александровна

Метапредметный подход - это деятельность, не относящаяся к какому-либо конкретному предмету, при этом обеспечивающая образовательный процесс при обучении любому учебному предмету.

 

Принцип метапредметности является основой в обучении общим средствам, техникам, способам мыслительной деятельности учащихся, может и должен быть использован при работе с любым учебным материалом, не зависимо от учебного предмета.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_dzhavadova_o.a.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

                   Джавадова О. А., учитель английского языка ГБОУ СОШ №31 Василеостровского района Санкт-Петербурга

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УРОКОВ

Метапредметный подход - это деятельность, не относящаяся к какому-либо конкретному предмету, при этом обеспечивающая образовательный процесс при обучении любому учебному предмету.

Принцип метапредметности является основой в обучении общим средствам, техникам, способам мыслительной деятельности учащихся, может и должен быть использован при работе с любым учебным материалом, не зависимо от учебного предмета.

В основу метапредметного подхода входят такие постулаты как

  1. сосредоточенность на том, чтобы обучающийся мог применить знания, полученные при изучении различных предметов, для решения задач в социальной сфере и профессиональной деятельности;
  2.  метапредметный подход дает возможность не заучивать, а осмысленно прослеживать возникновение главных понятий, которые являются определяющими для данной предметной области, что позволит понимать процесс возникновения знания;
  3. метапредметный подход, помогая избежать ненадежности узкой специализации, не исключает предметной формы обучения.

Метапредметные результаты — это деятельность, освоенная в процессе изучения нескольких предметов, которая может применяться не только в образовательном процессе, но и применима для решения жизненных задач.

Метапредметные результаты могут быть достигнуты только путем формирования у обучающихся общих,

многофункциональных способов деятельности, иначе говоря, универсальных учебных действий (УУД).

Существует 4 группы универсальных учебных действий:

  • личностные (умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор)
  • регулятивные (умение организовывать свою деятельность)
  • познавательные (умение мыслить и работать с информацией в современном мире)
  • коммуникативные (умения общаться, взаимодействовать с людьми)

Наиболее оптимальным способом использования метапредметности является внедрение интегрированных уроков с применением элементов метапредметности.

Рассмотрим урок-интервью. 

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу на определенную тему. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. 

Организовать такой диалог можно работая в парах сменного состава. Такая организация уроков позволяет не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей школьников, предоставить каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Каждый трудится спокойно, в удобном для него темпе, и, что особенно важно, с индивидуальным консультантом – «учителем». Более того, учащийся имеет возможность вернуться к непонятному еще раз, поменяв «учителя», и выслушать объяснение из других уст.
В зависимости от поставленных задач, урок-интервью в парах сменного состава может быть проведен на различные темы. Например, «интервью при приеме на работу», «интервью на телепередаче», «интервью о прочитанной книге», и т.д.

Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно как самостоятельно, так и с помощью учителя работают над темой, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы, изучают материал по теме в интернете, читают дополнительную литературу.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания"

Статья, посвящена особенностям метапредметного подходо к проектированию уроков истории и обществознания....

Метапредметный подход к проектированию уроков биологии.

Ильина А.С., преподавательСПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»Метапредметный подход к проектированию уроков биологии.Федеральный государственный образовательный стандарт определил приоритетные...

Метапредметный подход к проектированию урока музыки: реализация требований ФГОС.

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов кардинально изменился подход к содержанию образования: согласно требованиям стандарта в основе содержания образования должен лежать ...

Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания.

Что такое метапредметный подход. Его положительные стороны при проведении уроков истории и обществознания. Как спроектировать уроки с метапредметным подходом....

Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания.

Что такое метапредметный подход. Положительные стороны применения метапредметного подхода в организации уроков истории и обществознания. Особенности данного подхода в изучении истории и обществознания...