Современные методы преподавания иностранного языка.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Существует много методов преподавания иностранного языка. В данной статье предлагаю познакомиться с современными и известными методами обучения иностранному языку такими как: Presentation Practice Production, Guided discovery, Lernen durch Lehren, Test-Teach-Test. Данные методы можно использовать как при обучении лексики, так и при обучении грамматики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_metody_prepodavaniya_iya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные методы преподавания иностранного языка.

Существует много методов преподавания иностранного языка. В данной статье предлагаю познакомиться с современными и известными методами обучения иностранному языку такими как: Presentation Practice Production, Guided discovery, Lernen durch Lehren, Test-Teach-Test. Данные методы можно использовать как при обучении лексики, так и при обучении грамматики.

Lernen durch Lehren. Learning by teaching. (LDL)

Lernen durch Lehren, learning by teaching, LDL или методика учения через обучение была разработана немецким профессором Жан-Полем Мартаном. Суть данной методики заключена в том, что ученики играют на уроках роль учителя. И это помогает им научиться передавать свои знания другим. На уроках английского языка в школе такая методика применяется достаточно редко, из-за большого количества недостатков, основным из которых является большая затрата времени на введение метода. Но элементы данной методики находят эффективное применение в рамках коммуникативного подхода.

Поскольку любым детям нравится подражать взрослым, они с большим энтузиазмом готовы взять на себя роль преподавателя. Беря на себя роль учителя, ученики чувствуют ответственность и могут показать остальным не только своё умение к подражанию, но и уровень владения языка, а в особенности их уровень грамматики, ведь речь учителя должна быть грамотной и чёткой. Более того, при такой методике, ученики, привыкшие только выполнять команды «stand up», «sit down», «look at me», должны эти команды озвучивать, что способствует переносу данных выражений из пассивного словаря в активный.

Presentation, practice, production (PPP)

Существуют два основных метода обучения грамматике: индуктивный и дедуктивный. Дедуктивный метод подразумевает презентацию грамматического правила, его объяснение и последующую практику. А при использовании индуктивного метода перед учеником ставится задача самостоятельного формулирования правила на основе данного учителем материала. Безусловно, оба метода обладают различными преимуществами и недостатками. Но на раннем этапе обучения предпочтение отдаётся дедуктивному методу, который вписывается в систему трёх «P» - Presentation Practice Production (Далее PPP). PPP состоит из трёх этапов.

На первом этапе происходит презентация (presentation) какого-либо грамматического материала. В традиционном варианте ученики смотрят в правило и изучают его вместе с учителем. При коммуникативном подходе используются наиболее коммуникативно-направленные способы презентации. Например, истории-комиксы или нарисованные на доске картинки, аудио- или видео-записи, флэшкарточки и реальные предметы, с которыми можно разыграть сценку. В ходе презентации ученики знакомятся с грамматической конструкцией и устно отрабатывают её в разных ситуациях, предложенных учителем.

Вторая ступень называется практика (practice). На ней учащиеся, освоив новый материал устно, постепенно переходят к письменной отработке, то есть происходит, так называемый, drilling (от англ.натаскивание. Термин, использующийся для обозначения тренировки посредством повторяющихся упражнений). Существует множество заданий, которые могут использоваться на данном этапе. К их числу можно отнести: заполнение пропусков, соотнесение предложений с картинками, составление предложений из перепутанных частей, изменение готовых предложений, и такие игры как «Пелманизм» (найди две одинаковых карточки путём переворачивания), «Крестики-нолики» и др. На этой стадии очень важна вариативность заданий, так как учителем преследуется цель выработки у учеников навыка употребления конструкции в разных контекстах.

На завершающем этапе продукции (production) ученики должны вывести отработанное правило в речь. Здесь выбор заданий также велик и он очень зависит от возраста учащихся их уровня знаний. Наиболее подходящими для начальной школы будут: так называемые настольные «игры-бродилки», где при помощи фишек и кубика ребёнок продвигается от старта к финишу, задания на сравнение двух картинок, игры на информационные пробелы (information gaps), задания с персонализацией и.т.д.

 Guided discovery approach 

Индуктивный подход к обучению, в ходе которого преподаватель дает студентам примеры новой структуры, а студенты сами приходят к формулировке правила.

Достаточно найти подходящий материал с обширным использованием новой структуры. Это может быть текст из статьи или блога, песня, комикс -  все, что будет интересно вашим студентам.

Главный принцип индуктивного подхода — выведение общего из частного, правил из примеров. Далее обращаем внимание студентов на новую структуру. Пусть они смотрят на форму, контекст, маркеры времени, все, что поможет им выявить грамматическую закономерность. Необходимо задавать наводящие вопросы, чтобы натолкнуть их на нужную мысль и подтолкнуть к осознанию правила.

Когда они поняли, что значит эта конструкция и в каких ситуациях используется, переходите к форме. «Выудите» у них компоненты грамматической конструкции и помогите ученикам разобраться в том, как они изменяются.

Записывайте все на доске с их слов — ученики ощущают невероятную уверенность в себе и своих силах, когда видят, что сами правильно воспроизводят ранее не изученную грамматику.

Теперь, разобрав все аспекты новой структуры, даем студентам задание на закрепление материала:

— первое с полным контролем — controlled practice task. Например, заполнить пропуски правильной формой глагола.

— второе freer practice, например, role-play с какой-нибудь животрепещущей проблемой.

Test – Teach - Test

TTT- это прием обучения, в котором обучающиеся сначала выполняют задание без помощи учителя, и только потом, основываясь на увиденных в выполнении задания проблемах, учитель планирует и представляет необходимый языковой материал (слова, правила чтения, грамматику). После представления материала, обучающиеся делают другое задание для отработки нового материала. 

 Этот прием позволяет учителю сфокусироваться только на той части изучаемого языка, которую обучающие не знают, а не тратить время на повторение того, с чем они хорошо знакомы, с чем у них не возникает трудностей. 

Сначала учитель создает интерес к теме урока, возможно, использует контекст, в котором присутствует изучаемый языковой материал. 

Чтобы увидеть, что дети уже знают, с чем они хорошо знакомы, и с чем у них возникают трудности проводится первое тестирование (дается самостоятельное задание). 

Материал для этого этапа легко найти - это упражнения из учебника или учебного пособия, можно использовать задание на сопоставление (matching), заполнение пропусков (gap-filling exercises). 

Обучающимся нужно самостоятельно пройти тестирование, чтобы можно было выявить и оценить их индивидуальные сильные стороны и проблемы. 

После индивидуального теста можно разделить обучающихся на пары для перекрестной проверки и исправления ошибок, а затем объединить пары в группы, чтобы обучающиеся смогли заполнить пробелы в знаниях при помощи других участников группы. 

Учитель в это время проверит верность полученной информации о пробелах в знаниях. 

После того, как учитель обнаружит пробелы в знаниях учащихся, он дает именно ту часть материала, в которой возникли трудности. 

Второй тест (задание) может быть похож, или даже совпадать с первым, он также служит для диагностики оставшихся проблем. 

Далее урок переходит в свободную / менее контролируемую практику. Теперь обучающиеся будут практиковаться в языке более свободно, а также использовать другие элементы языка в их багаже знаний. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Традиционные методы преподавания иностранных языков"

В данной статье представлены материалы, отражающие историю развития методов обучения, знакомит с отечественными и зарубежными направлениями в методике преподавания иностранного языка, описывается анал...

Кейс - технологии, как современный метод преподавания иностранного языка

Данная работа создана для учителей иностранного языка с целью внедрения в их  педагогическую практику инновационных технологий и релизации ФГОС....

Современные методы преподавания иностранного языка (по материалам Института Международной Коммуникации в Дюссельдорфе)

В связи с многообразием вариантов обучения и обучающих средств возрастают требования к профессиональной подготовке преподавателя иностранных языков, которому в новых условиях необходимо знакомство с р...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ (КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД)

СОВРЕМЕННЫЕ  МЕТОДЫ  ПРЕПОДАВАНИЯ  ИНОСТРАННЫХ  ЯЗЫКОВ  В  данной  статье  рассмотрены  примеры  приемов  преподавания  иностранного  я...

Статья " Современные методы преподавания иностранных языков"

Интенсификация обучения иностранному языку предполагает использование современных форм и средств обучения, применение в преподавании новых методов познания: использование компьютеров, аудио, видео и э...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ (Игровые технологии)

В  данной  статье  рассмотрены  примеры  приемов  преподавания  иностранного  языка  с применение игровых технологий.  Игровые технологии  позвол...