Главные вкладки

    Современные методы преподавания иностранного языка (по материалам Института Международной Коммуникации в Дюссельдорфе)
    презентация к уроку по немецкому языку на тему

    Фисенко Ирина Михайловна

    В связи с многообразием вариантов обучения и обучающих средств возрастают требования к профессиональной подготовке преподавателя иностранных языков, которому в новых условиях необходимо знакомство с различными методическими системами. Неоценимую роль здесь играют стажировки в стране изучаемого языка и обмен опытом с зарубежными коллегами. В этом могут помочь международные курсы повышения квалификации. Такие курсы для преподавателей немецкого языка как иностранного с успехом проводит Институт Международной Коммуникации (ИМК) в Дюссельдорфе (Германия), который был основан на базе университета им. Генриха Гейне в 1989 году с целью повышения уровня международного обмена и образования.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Современные методы преподавания иностранного языка  (по материалам Института Международной Коммуникации в Дюссельдорфе)

    В настоящее время при изучении иностранных языков в школе на передний план выходит практическое овладение иностранным языком, т.е. формирование у школьников коммуникативной компетенции или умения говорить в соответствии с речевой ситуацией.

    Задача преподавателя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность школьников в процессе обучения иностранным языкам. Современные методы преподавания: обучение в сотрудничестве, использование новых информационных технологий и интернет – ресурсов, программ-оболочек, а также различных игровых заданий помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей школьнников, их уровня владения иностранным языком, склонностей и т.д.

    В связи с многообразием вариантов обучения и обучающих средств возрастают требования к профессиональной подготовке преподавателя иностранных языков, которому в новых условиях необходимо знакомство с различными методическими системами. Неоценимую роль здесь играют стажировки в стране изучаемого языка и обмен опытом с зарубежными коллегами. В этом могут помочь международные курсы повышения квалификации. Такие курсы для преподавателей немецкого языка как иностранного с успехом проводит Институт Международной Коммуникации (ИМК) в Дюссельдорфе (Германия), который был основан на базе университета им. Генриха Гейне в 1989 году с целью повышения уровня международного обмена и образования.  

    В данном докладе хотелось бы остановиться на некоторых дидактических идеях, применяемых на занятиях  коллегами из европейских вузов (Германии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Франции, Италии, Испании и др.)

    1. Групповые формы организации учебного процесса на занятиях по иностранному языку.

    Групповая форма обучения - форма организации учебно-познавательной деятельности на занятии, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями.

    Эстонский ученый X. И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы :

    1. Обучающиеся разбиваются на несколько небольших групп от 3 до 6 человек.
    2.  каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.

    3) Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.

    4) Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.

    5) Выработанные в группе решения обсуждаются на пленуме.

    Положительные стороны групповой работы состоят в том, что каждый учащийся учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.

    Своим опытом по распределению ролей в группе

     и правилами организации групповой работы делится преподаватель немецкого языка и методист Франк Пипер. Он предложил распределять следующие роли между учащимися:

    1. шеф – заботится о том, чтобы группа четко соблюдала поставленную перед ней цель и не отступала от нее;

    2. хронометрист – ответственен за то, чтобы задание было выполнено в установленное время;

    3. наблюдатель – следит за атмосферой в группе: все ли участники имеют возможность высказаться? Состоится ли дискуссия?

    4. секретарь – записывает результаты обсуждения и выводы.

    Организация групповой работы меняет функции преподавателя. Если на традиционном занятии он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к следующему:

    - объяснение цели предстоящей работы;

    - деление учащихся на группы;

    - раздача заданий для групп;

    - контроль выполнения задания;

    - попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;

    - после отчета групп о выполненном задании объявление результатов работы, обращение внимания на типичные ошибки;

    - оценка работы учащихся.

    Групповой способ обучения является всё чаще используемой в современной  школе педагогической технологией. Пример групповой работы: Tема «Путешествие поездом, самолетом, морем». Все участники вырабатывают вид или маршрут путешествия. Каждая группа ищет себе материал (например, составляется программа для группы туристов в месте пребывания, оформляется заказ билетов в гостинице, определяется путь движения и т.д.). Затем идет встреча «экспертов» (встречаются представители разных команд, но по одному и тому же вопросу) и «эксперты» обмениваются информацией. Затем «эксперты» возвращаются в свои команды и передают то новое, что узнали от других «экспертов». Все слушают, делают записи. Отчитываются все команды по очереди. На заключительном этапе преподаватель фронтально любому задает вопросы по теме, либо вопросы задают члены команд вместо преподавателя. Ответы можно дополнять в самой команде.

    1. Музыка на занятиях по иностранному языку . Цели использования музыки на занятиях по иностранному языку:

    1. Развитие речевых умений аудирования и говорения на иностранном языке.

    2. Введение к обсуждаемой теме.

    3. Углубление пройденной темы.

    4. Повторение, активизация или расширение лексики.

    5. Получение страноведческой информации.

    Задачи:

    1. Создание повода для дискуссии.

    2. Эмоциональное воздействие с последующим описанием (на иностранном языке) выражения чувств.

    3. Выполнение творческих заданий (изменение текста, трансформация, дописывание строф, и т.д.).

    В качестве примера работы с музыкальным произведением на занятии по немецкому языку возьмем отрывок из песни „ Deutsche ” немецкой группы ,,Basta“ из г. Кельна (с диска „Wir sind wie wir sind” 2007):

    Deutsche werden Helden über Nacht

    Deutsche lassen auch mal Frauen an die Macht,

    Deutsche sind zwar blond, aber nicht doof,

    Deutsche lieben Zäune und jagen sich vom Hof.

    Deutsche wären gern Amerikaner,

    Deutsche sind nicht so, sie sind viel humaner,

    Deutsche Wohnzimmerschränke sind schwedisch,

    Deutsche wollen ’s französisch und essen italienisch.

    Deutsche reden auch in Spanien deutsch,

    Deutsche sind nicht deutsch, das ist typisch deutsch.

    Wir sind, wie wir sind, weil wir Deutsche sind,

    Deutsche waren wir schon als Kind.

    Unser Land ist klein, doch es passen viele rein,

    Nicht alle müssen Deutsche sein.

    Wir sind Deutsche.

    …………………………………………….

    Примеры заданий после прослушивания песни, которые предлагает Ахим Келенбах, преподаватель немецкого языка как иностранного и методист ИМК: 1. Hören Sie sich das Lied zweimal an, füllen Sie die Lücken aus! Группа ,,Basta“: „Deutsche”

    Deutsche werden Helden über ____________________,

    Deutsche lassen auch mal _____________ an die Macht,

    Deutsche sind zwar __________, aber nicht _________,

    Deutsche ____________ Zäune und jagen sich vom Hof.

    Deutsche wären gern ___________________________,

    Deutsche sind _______________, sie sind viel humaner,

    Deutsche Wohnzimmerschränke sind ______________,

    Deutsche wollen ’s ___________ und essen _________,

    Deutsche ___________ auch in ____________ deutsch,

    Deutsche sind ______ _______, das ist ______ deutsch.

    Wir ______, wie wir _________, weil wir _______ sind,

    Deutsche waren wir schon als _____________________.

    Unser Land ist_______, doch es passen __________ rein,

    Nicht alle __________________________ Deutsche sein.

    Wir sind Deutsche.

    2.Was meinen Sie: wie sind die Deutschen? +

    sehr

    ziemlich

    weder

    –noch

    sehr

    ziemlich

    pünktlich

    fleißig

    tolerant

    zuverlässig

    großzügig

    aufrichtig

    friedlich

    ausländer–freundlich demokratisch

    unpünktlich faul intolerant unberechenbar kleinlich falsch streitsüchtig ausländerfeindlich

    undemokratisch

    Punktwerte:

    1

    2

    3

    4

    5

    3. Vergleichen Sie Ihre Tabelle mit der Tabelle Ihrer Nachbarin/Ihres Nachbarn: Sprechen Sie mit ihr/ihm über Gemeinsamkeiten und Unterschiede.

    4. Ermitteln Sie die ,,durchschnittliche ” Meinung Ihrer Gruppe. (Tip: Punktwerte addieren und durch die Anzahl der Studenten dividieren).

    5. Schreiben Sie einen kurzen Text zu den folgenden Fragen: a)Wie ist Ihre Meinung zu Stereotypen wie z.B. „Die/Alle Deutschen sind fleißig?” b)Was sind die Vorteile, vor allem aber auch die Gefahren solcher Stereotypen?

    Интересные песни для использования на занятиях по немецкому языку есть у групп Wise Guys и Basta из Кельна, у певиц Anett Louisan и Funny van Dannen, и у многих других. Тексты песен можно найти в интернете (см. www.google.de, www.musicload.de, www.itunes.de), в медиотеке института им. Гете и на сайтах исполнителей.

    III. Игры на занятиях по иностранному языку.

    Новые методические разработки свидетельствуют об актуальности использования различных игровых заданий на разных этапах изучения иностранного языка, что позволяет повышать и поддерживать интерес и мотивацию учащихся, стимулировать учебную и коммуникативную деятельность. Существуют различные виды игр: настольные (грамматические), карточные и коммуникативные, ролевые. В настоящее время предлагается большое количество методической литературы, содержащей образцы игр для занятий по немецкому языку:  . Приведу несколько примеров игровой формы обучения:

    Buchstabenquadrat (квадрат букв) [2, c. 101]

    Грамматика: сильные глаголы (Präsens, Präteritum, Perfekt)

    Уровень владения языком: А1, А2

    Длительность: 10-15 минут

    Материал: квадрат из букв

    Ход игры: студенты получают по одному квадрату букв на двоих, в котором спрятаны различные формы неправильных глаголов. Цель игры: найти как можно больше глаголов за наименьшее время. Формы глаголов могут быть написаны слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх и по диагонали, некоторые буквы могут относиться к двум глаголам. Каждая найденная 5

    форма глагола должна быть выписана в тетрадь и дополнена другими формами. Например, если найдена форма глагола HILFT, она дополняется другими формами глагола: helfen, half, geholfen

    Каждые 5 минут пары должны меняться. Всего такая смена происходит 3 раза.

    Buchstabenquadrat

    Lösung

    Sternenlauf [3, c. 40-43]

    Уровень: А1, А2

    Грамматика: личные местоимения, местоименные наречия

    Материалы: копии листов с заданиями, игровое поле, кубик, фишки

    Правила игры:учащиеся делятся на группы по 4 человека. Каждая группа получает игровые материалы. Каждому игроку присваивается номер от 1 до 4, и он получает лист с заданиями, соответствующий его номеру. На каждом листе написано 10 вопросов и 10 ответов.

    Цель игры: Побеждает тот, кто первым достигает финиша. На пути к финишу при каждом ходе должен быть получен ответ на вопрос другого игрока.

    Ход игры: Игроки ставят свои фишки на старт. По очереди они бросают кубик и делают ходы. Как только игрок попадает на поле под каким-либо номером, он получает вопрос от игрока с этим номером. Ответ должен содержать одно-два местоимения. Игрок, задавший вопрос, проверяет правильность ответа с помощью имеющихся у него ключей. Если ответ правильный, фишка игрока остается на игровом поле, если нет – игрок возвращается назад на то количество полей, которое у него выпало. Неправильные ответы исправляет игрок, задавший вопрос. Если игрок попадает на поле со своим номером, ему не нужно выполнять заданий, но он может задать вопрос любому игроку. Обычно вопрос задается игроку, который ближе всего к финишу, чтобы в случае неправильного ответа предотвратить его выигрыш. Если ответ неверен, игрок возвращается на 6 полей назад. Если игрок попадает на звезду, он должен двигаться по стрелке.

    IV. Использование информационных технологий в преподавании иностранного языка.

    В современном образовании все большее значение приобретает умение владеть способами поиска информации, используя информационные технологии. Необходимо обучать студентов умению самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы. Работа с информацией на иностранном языке, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится весьма актуальной.

    Современные технологические возможности, ориентированные на массового пользователя компьютера, позволяют преподавателю иностранного языка создавать собственные электронные учебные материалы и задания для конкретных групп студентов, не прибегая к помощи программистов.

    Одним из таких программных средств являются программы-оболочки, которые предназначены для создания учебных курсов, упражнений, тестов на основе заданных форматов представления учебного материала с использованием текстов, графики, аудио- и видеоматериалов для последующей работы учащихся в автономном режиме или в локальной/глобальной сети.

    Примером образовательной оболочки является оболочка Moodle. Данная платформа позволяет размещать различные задания в формате Word, а также видео- и аудиофайлы, сопровождая их различными заданиями, создавать форумы и чаты для обсуждения различных материалов. Преподаватель получает возможность полного контроля действий пользователей (обучающихся), возможен просмотр результатов выполненных заданий, контроль времени, в течение которого эти задания выполнялись и т.д.

    Задания по аудированию могут быть подготовлены с помощью программы обработки аудиофайлов Audacity. Программа позволяет не только обрабатывать имеющийся звуковой файл, но и совмещать несколько файлов, накладывать звуки, записывать свои файлы и совмещать их с уже имеющимися.

    Возможности программы HotPotatoes позволяют создавать следующие виды упражнений: заполнение пропусков; установление соответствий; кроссворд; вопросы с вводом и выбором ответа; восстановление последовательности букв в слове/слов в предложении; задания с ответом открытого типа; подбор заголовка к тексту; реконструкция текста и др.

    Преподавателю иностранного языка необходимо владеть программными средствами, которые позволяют создавать подобные электронные учебные материалы.

    В заключение хотелось бы еще раз отметить огромное значение стажировок в стране изучаемого языка для повышения профессионального уровня преподавателей, знакомства с инновационными методиками обучения и приобретения навыков использования современных информационных и компьютерных технологий в области преподавания иностранных языков.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Современные методы преподавания иностранного языка (по материалам Института Международной Коммуникации в Дюссельдорфе) Составитель: учитель немецкого языка школы №605 Фисенко Ирина Михайловна

    Слайд 2

    Групповые формы организации учебного процесса - формы организации учебно-познавательной деятельности на занятии, предполагающие функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями.

    Слайд 3

    Действия преподавателя при групповой работе объяснение цели предстоящей работы; деление учащихся на группы; раздача заданий для групп; контроль выполнения задания; попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения, а побуждение к активному поиску; объявление результатов работы, обращение внимания на типичные ошибки; оценка работы учащихся.

    Слайд 4

    Музыка на занятиях по иностранному языку Цели использования музыки: развитие речевых умений, аудирования и говорения; введение к обсуждаемой теме; углубление пройденной темы; повторение, активизация или расширение лексики; получение страноведческой информации

    Слайд 5

    Игры на занятиях по иностранному языку Различные виды игр: настольные(грамматические); карточные и коммукативные; ролевые.

    Слайд 6

    Использование информационных технологий помогает обучать умению самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, развивает умение делать выводы.

    Слайд 7

    Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Традиционные методы преподавания иностранных языков"

    В данной статье представлены материалы, отражающие историю развития методов обучения, знакомит с отечественными и зарубежными направлениями в методике преподавания иностранного языка, описывается анал...

    Кейс - технологии, как современный метод преподавания иностранного языка

    Данная работа создана для учителей иностранного языка с целью внедрения в их  педагогическую практику инновационных технологий и релизации ФГОС....

    Аннотация статьи: "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ" по материалам V Международной НПК «ИНФОРМАЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ: ГРАНИЦЫ КОММУНИКАЦИЙ» INFO\'13

    Ключевые слова: Игра, мотивация, коммуникация, общение, диалог, монолог.Key words: Playing, motivation, communication, dialogue, monologue....

    СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ (КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД)

    СОВРЕМЕННЫЕ  МЕТОДЫ  ПРЕПОДАВАНИЯ  ИНОСТРАННЫХ  ЯЗЫКОВ  В  данной  статье  рассмотрены  примеры  приемов  преподавания  иностранного  я...

    Статья " Современные методы преподавания иностранных языков"

    Интенсификация обучения иностранному языку предполагает использование современных форм и средств обучения, применение в преподавании новых методов познания: использование компьютеров, аудио, видео и э...

    СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

    СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ...

    Современные методы преподавания иностранного языка.

    Существует много методов преподавания иностранного языка. В данной статье предлагаю познакомиться с современными и известными методами обучения иностранному языку такими как: Presentation Practice Pro...