Внеурочная деятельность на уроках иностранного языка
статья

Борисова Марина Семеновна

 Новый федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует современную школу на формирование универсальных учебных действий: предметных, метапредметных и личностных. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Работа посвящена описанию видов внеурочной деятельности по предмету французский язык, а также описании результатов этой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_na_urokah_in.yaz_.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность

как средство достижения метапредметных результатов

на уроках второго иностранного языка

Борисова Марина Семеновна,

учитель французского языка

 МБОУ «Гимназия №6» г. Брянска.

         Новый федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует современную школу на формирование универсальных учебных действий: предметных, метапредметных и личностных. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Работа посвящена описанию видов внеурочной деятельности по предмету французский язык, а также описании результатов этой деятельности.

Внеурочная деятельность  учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Цель внеурочной деятельности: Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора.  Если предметные результаты достигаются в основном при изучении предметных дисциплин, то в достижении   метапредметных, а особенно личностных -  ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, т.к. ученик выбирает ее исходя из интересов, мотивов.

Главной отличительной особенностью моей педагогической деятельности, является ориентация на развитие познавательной активности учащихся в процессе учебной и внеурочной деятельности.   Я уделяю особое внимание  внеклассной работе считая, что её влияние на мотивацию изучения иностранного языка является очень актуальной в связи с необходимостью поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня подготовки учащихся за счет развития способностей к творчеству и разнообразным формам мышления. Проектная деятельность помогает учащимся в достижении таких результатов.

 Метод проектов, позволяет вовлечь учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Проектная деятельность учащихся завершается реальным, осязаемым результатом, который оформляется тем или иным способом (альбом, план - карта, выступление на празднике, компьютерная презентация,  презентации по страноведению, творческие работы учащихся).  

Эффективность проектной методики обеспечивается интеллектуально-эмоциональной содержательностью включаемых в обучение тем. Очень важным является сотрудничество учащихся и учителя, а также их сотворчество.  При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель не выступает в качестве эксперта, он – демократичный руководитель, консультант и помощник, соответственно ученик выполняет роль активного участника проектирования.

Результатом этой работы является участие во Всероссийском фестивале творческих и исследовательских работ «Портфолио», организованным издательством «Первое сентября» Начиная с 2007 года и по 2016 год,  моими учениками были представлены 11 работ, которые были опубликованы на сайте издательского дома «Первое сентября»:

2007/08 учебный год

Пащенко Полина «Русский след на территории Франции» и  «Творческие переводы полюбившихся французских стихотворений»

2008/09 учебный год

Пащенко Полина «Французские слова в русском языке и русские слова во французском языке» и  «Творческие переводы произведений полюбившихся французских авторов-2»

2009/10 учебный год

Карпова Александра «Брянск — Мой родной город»

2011/12 учебный год

Нерезова Дарья «Имена и фамилии во Франции»

2012/13 учебный год

Максимкина Полина, Жучкова Дарья, Быкова Мария

«Второй иностранный язык или еще один иностранный язык?»

2013/2014 учебный год

Максимкина Полина, Жучкова Дарья, Быкова Мария

 « Английские заимствования в современном французском языке»

2014/2015 учебный год

Козин Дмитрий

«Provence-Alpes- Cote-D-Azur, magnifique region de la France».

2015-2016

Журов Егор, Лапонова Александра, Петроченко Юлия, Васильев Артем, Домахина Елизавета, Макарова Полина «Серия презентаций: Регионы Испании».

        Кроме этого мои ученики участвовали в различных конференциях и конкурсах областного и Всероссийского уровня:

2013 год – Быкова Мария,  Жучкова Дарья, Максимкина Полина, 8 класс, стали победителями Международной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» выступив с работой «Второй иностранный язык или еще один иностранный язык?»

2014 год - Быкова Мария, Жучкова Дарья, Максимкина Полина, 9 класс выступили на практической конференции «Первые шаги в науку» с работой «Английские заимствования в современном французском языке».

2014 год - Жучкова Дарья, 10 класс, лауреат Всероссийского конкурса проектно- исследовательских работ «Грани науки» 2014 г.

2014 год - Максимкина Полина, 10 класс, лауреат Всероссийского конкурса проектно- исследовательских работ «Грани науки» 2014 г.

2015 год – Нерезова  Дарья, 11 класс, лауреат Всероссийского конкурса творческих работ по французскому языку, посвященных Великой отечественной войне, организованным журналом «Французский язык» издательского дома «Первое сентября» и международной организацией «Renaissance Francaise».

                2015 г.- Скворцов Денис, Матвеева Дарья учащиеся 7 класса, лауреаты муниципального конкурса учебных проектов.

2017 г.- Власова Анастасия, Кузина Дарья, Савушкин Матвей  учащиеся 6 класса, лауреаты муниципального конкурса учебных проектов.

2019 г. Коваленко Олеся, призер Международной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» выступив с работой «Особенности невербального общения в Испании как отражение национального характера »

Самообразование учащихся, актуализация необходимых знаний, построение плана деятельности, анализ деятельности и результатов, оценка результатов, рефлексия – вот перечень позитивных  педагогических моментов, при вовлечении учащихся в коллективную и проектную деятельность.

Другое направление внеклассной работы – это факультативные занятия и элективные курсы по предмету. На протяжении нескольких лет я успешно веду факультатив для старшеклассников «Французская провинция». Данный элективный курс дополнял материалы учебников, а иногда и восполняет некоторые пробелы, давая необходимую лингвострановедческую и страноведческую информацию. Работа с материалами курса учит применять информационные умения учащихся, обобщать и фиксировать необходимую информацию о стране изучаемого языка и сопоставлять эти сведения с данными о своей родине. Использование самых различных видов деятельности при выполнении поставленных задач совершенствует умение перевода с иностранного языка на русский и наоборот; учит осуществлять профильно-ориентированную деятельность межпредметного характера (соотносить знания, полученные при изучении других школьных дисциплин: географии, истории, литературы, русского языка). Тематика курса побуждает учащихся к иноязычному общению. Кроме того, предусмотренные темы творческого характера способствуют реализации, в частности, художественных способностей учащихся.

Для учащихся начальной школы предусмотрен факультатив « Французский для младших школьников».  Курс  предназначен для учащихся 3-4 классов, для которых французский является  вторым иностранным языком. Он предполагает формирование лексических умений младших школьников, развивает ассоциативно- логическое мышление, воображение и творческие способности детей.

Важнейшей целью  любого учителя является привитие интереса к французскому языку. Этому способствуют проводимые мною такие внеклассные мероприятия по предмету как интеллектуальные игры, викторины и конкурсы: Конкурс знатоков французского языка, конкурс чтецов французской поэзии, конкурс переводчиков и т.д.

Ежегодное участие в Областном Фестивале французского языка «Калейдоскоп», где мои  подопечные становятся победителями и лауреатами в номинациях: «Французская песня», «Литературно- музыкальная композиция» и «Мелодекламация», является неотъемлемой частью внеклассной работы по предмету «Французский язык».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеурочной деятельности в обучении иностранному языку

Речь идёт о разных формах внеурочной деятельности в обучении иностранным языкам в школе и о проведении предметных недель в школе....

Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»

План Введение Возрастное своеобразие юности Умственное развитие старшего возраста Развитие самосознания Трудности и конфликты старшего школьного возраста Развитие социально активной позиции ли...

Программа внеурочной деятельности «В мире иностранных языков» (реализация ФГОС основного общего образования)

   Разработанная программа внеурочной деятельности «В мире иностранных языков» является актуальной, так как направлена на развитие коммуникативной компетенции   школьников, ...

Эссе «Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках иностранного языка и во внеурочное время»

Цель: определить значение включения в программу занятий со школьниками материала, освоенного в рамках курсов повышения квалификации по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности на у...

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружка) по иностранному языку (английскому языку) «Путешествие по Англии» для 5 класса

Программа «Путешествие по Англии» основана на формировании социокультурной компетенции учащихся. Программа предполагает занятия с учащимися 12-13 лет.Цель: Дать представление о социокультурном по...