Статья "Формирование мотивации к иностранному языку у студентов"
статья

Романова Анна Александровна

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_motivatsii_k_inostrannomu_yazyku.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации к иностранному языку

        На сегодняшний день уже недостаточно просто овладеть учащимся определенными знаниями, большое значение уделяется задаче научить учиться, а это в свою очередь означает – научить их хотеть учиться. Известно всем, что невозможно успешно и эффективно обучить тому или иному предмету, если сам учащийся к процессу обучения относится без интереса, равнодушно, а самое главное не осознает потребности в этом. И здесь перед преподавателями стоит одна из важнейших задач по формированию у учащегося положительной мотивации к учебной деятельности в целом, и к своему предмету в частности.

        Под формированием мотивации А.К. Маркова понимает - воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника [1, с. 3].

        Формирование мотивации на каждом этапе обучения без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современных учебных заведений. Это обусловлено постановкой задачи формирования у учащихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейного, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции.

         Принято различать две большие группы мотивов: познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения и социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми. [1, с. 12].  

         Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации учащихся на овладение новыми знаниями. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам;

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации учащихся на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности учащихся на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у учащегося так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами. Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени.      

        Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп:

1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение    мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения.

Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что они работают только на «положительном подкреплении»). Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших, в таком случае иногда говорят о «престижной мотивации».

Позиционный мотив может состоять также в попытках разного рода самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе или коллективе и т. д.;

3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие, в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать Способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

       А.К. Маркова предлагает следующую работу учителя с целью развития мотивации у учащихся. [1, с. 56-58].

1. Актуализация старых мотивов, сложившихся смыслов, эмоций. У учащегося есть те или иные мотивы (например, он не хочет огорчать родителей плохими отметками, он любознателен). Здесь нужно помочь учащемуся осознать значимость для него этих мотивов, усилить смысл, подчеркнуть положительную эмоциональную окраску.

2. Формирование приемов целеобразования. На этом этапе важно научить учащегося осознанному принятию и активной постановке целей. Сначала желательно подводить его к пониманию цели преподавателя, а затем уже к самостоятельной постановке своих, которые имеют для него личностный смысл целей. Формирование осознанного целеобразования осуществляется тогда, когда учитель поощряет постановку учеником целей учебной работы, их обоснование и достижение. Например, преподаватель дает студенту трудное для него задание и предлагает поставить «цели» — назвать этапы и способы выполнения этого задания, выполнить все эти этапы.

3. Рождение нового мотива. Если раньше у данного ученика не было направленности на выделение этапов работы и, следовательно, на овладение ее способами, то после многих успешных решений задач на анализ этапов и на способ (т. е. после успешного достижения цели) эта новая мотивационная направленность может возникнуть. Здесь желательно помочь учащемуся осознать ее, выразить в словах. Рождение нового мотива поднимает и учебную деятельность на более зрелый уровень.

4. Придание мотиву новых качеств, характеристик, таких как устойчивость, самостоятельность, доминирование. Многократное, успешное, поощряемое учителем выполнение учебной работы с новым мотивом может придать ему совершенно новый личностный смысл. Нужно учить учащихся осознавать эти новые стороны личностной значимости учения. Кроме того, смысл учения может измениться, если учить студентов специально анализировать мотивы и цели своего поведения.

       Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в учебном заведении и в группе: включенность учащегося в разные виды деятельности, отношения сотрудничества преподавателя и студента, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки, помощь преподавателя в виде советов, направляющих самого учащегося на правильный путь решения. Также формированию мотивации способствуют: ситуации спора и дискуссии, необычная форма изложения учебного материала, познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование  знаний в будущей жизни, занимательность изложения (занимательные примеры, опыты), эмоциональность речи преподавателя. Одним из важных приемов мотивации является создание ситуации удовлетворения учащихся успехами в обучении [2, с. 34].  Этот фактор важен особенно для тех студентов, у которых имеются пробелы в знаниях. Со временем им становится тяжелее учиться, и они теряют веру в себя и интерес к обучению. Учащийся должен знать, что его усилия, которые направлены на овладения знаниями, не напрасны и обязательно принесут успех в учении. Уровень мотивации у ученика может определять не только его отношение к предмету, но и его успеваемость и успешность обучения. Также необходимо создавать ситуацию успеха и для способных студентов. Если учение им дается легко, то они не испытывают радости успеха, преодоления трудностей. Оценка знаний, навыков и умений, деятельности учащихся, их успеваемости является также важным стимулом обучения, но при условии, что старания учащихся оцениваются справедливо и доброжелательно [2, с. 34].  Совместное обучение способствует развитию у учащихся контрольно - оценочных действий, формированию самостоятельности. Во время общения между участниками коллективной деятельности происходит более ускоренный обмен информацией, также повышается процесс формирования навыков и умений. Одна общая цель и единая мотивация являются залогом для согласования деятельности учащихся, при котором учащиеся объединяют свои усилия в процессе усвоения нового для них материала. При этом увеличивается объем усваиваемого материала и глубина его понимания. В таком коллективе меньше проблем с дисциплиной, а учащиеся получают большее удовольствие от занятий,  их познавательная активность и творческая инициатива могут возрасти.

        Исходя из вышесказанного, можем сделать выводы, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения целей в любой области является мотивация. Деятельность без мотива или со слабым мотивом не осуществляется вообще, либо является неустойчивой. Поэтому важно, чтобы процесс обучения у учащихся вызывал внутреннее и активное побуждение к умственному труду и знаниям. Задача преподавателя сделать обучение интересным и желанным процессом.

        Одним из основных факторов, влияющих на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются содержание учебного материала, организация учебной деятельности, стиль педагогической деятельности учителя, практическое использование полученных знаний, получение положительных эмоций во время обучения.

        Для формирования и поддержания интереса к предмету можно использовать следующие приемы:

  • Использование новых и нетрадиционных форм обучения;
  • Чередование форм и методов обучения;
  • Использование мультимедиа-систем;
  • Показ достижений учащихся;
  • Создание положительного микроклимата;
  • Одобрять успехи учащихся;
  • Использовать коллективную и групповую формы обучения;
  • Использовать различные творческие задания;
  • Использование современных образовательных технологий;

       Целенаправленное формирование позитивного отношения к изучению английского языка у студентов среднего специального образования возможно в случае осознания ими актуальной значимости, прагматической ценности и перспективности использования английского языка в  социальном контексте. А также положительной реакции на необходимость обращения к английскому языку в реальных жизненных ситуациях, стремления использовать его в своей основной трудовой деятельности.

Список использованной литературы

1. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя.— М.: Просвещение, 1983. —96 с.

2. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе

Понятие мотивации. Познавательная мотивация Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школ...

Рабочая программа по дисциплине "Иностранный язык" (для студентов педагогических колледжей СПО)

Рабочая программа учебной дисциплины Иностранный язык для специальности среднего профессионального образования технического профиля: 230701Прикладная информатика (в образовании).Рабочая программа разр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100801 «ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ)»НА ТЕМУ: «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БЕРЛИНА»

Тип занятия: комбинированное (моноцелевое) Вид занятия: объяснительно-иллюстративное занятие с элементами игры Цели занятия: развивающие - развитие логического мышления, умения выбирать лексически...

Педагогический проект "Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка".

Педагогический проект «Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка» представляет собой межпредметный, внутр...

Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе

Понятие мотивации. Познавательная мотивация Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы, так...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению самостоятельной работы студента по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» для студентов специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

В данной работе представлены методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Иностранный язык" для студентов 2-4 курсов специальности 23.02.03 "Техническое ...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ

Формирование учебной мотивации - это воспитание у обучающихся идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика. Учитывая требования ФГОС, мет...