Воспитание личности учащегося через иностранные языка
методическая разработка

Старикова Тамара Сергеевна

фестиваль

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема: Свободный доступ школьников к сети Интернет, грозит опасностью вовлечения подростков в террористическую и экстремистскую деятельность, формированием негативных качеств  личности. Чаще всего, под влияние попадают дети, без активной гражданской позиции. Поэтому будущее России определяется уровнем воспитания  и обучения молодежи, духовного развития и гражданского становления.

Актуальность формирования гражданской позиции закреплена в конституции РФ, а   современная стратегия развития воспитания определена  Распоряжением Правительства России от 29 мая 2015 г. на период до 25 года"   и направлена на формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности, чувства причастности к историко-культурной общности российского государства.

Решить проблему возможно при использовании новых воспитательных “механизмов”, которые привели бы в движение всю воспитательную систему школы, на мой взгляд,  это “усиление гуманитарной и практической направленности учебных предметов, помогающих обучающимся освоить ценность общества и культуру, в которой они живут, то есть становление их  гражданской позиции”.

Сущность опыта заключается в создании условий для формирования чувства патриотизма и гражданской зрелости средствами иностранного  языка через систему знаний и умений, опирающуюся на субъективный опыт личности школьника, через организацию различных видов деятельности, для достижения высокого уровня компетентностей воспитанника.

Цель: формирование личности с активной гражданской позицией  способной к социализации,  обладающей высокой нравственностью,  проявляющей уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Основной задачей реализации воспитательного компонента является формирование у учеников уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка и к России, в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности и в воспитании культуры общения для поддержания интереса к формированию познавательной активности.

Важным фактором реализации цели и задач гражданского воспитания средствами  иностранного языка становится поликультурность как осознание подростком себя представителем и носителем своей национальной культуры, в то же время понимание и уважение культуры другого народа, уважение достоинства человека другой национальности.

Все направления воспитательной системы школы, способствуют формированию гражданской позиции ученика. Можно выделить 3 основных компонента: Интеллектуальный компонент, Эмоционально-чувственный компонент, деятельностный компонент (картинка ученика из 3х элементов: голова  с мыслями, грудь с сердцем и руки). (Много раз не повторять слово компонент, оно будет на слайде)

Интеллектуальный компонент. Преподавание иностранного языка в современной школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма. У учащихся формируются такие общечеловеческие ценности, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий  о себе и своей стране с вновь полученными знаниями. Этому способствуют задания под рубриками “Die Kultur ” и “Das bin ich”“ Culture Corner” и “Spotlight on Russia”. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. В сравнении зарубежного сверстника и самих себя, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Особенно актуально это является при введении второго языка. Здесь происходит сравнение уже двух иностранных культур и родной. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями малой родины. Иностранный  язык, в образовательном  пространстве школы, формирует коммуникативную компетенцию школьника, способствует речевому развитию, расширению кругозора. Учащиеся  приобретают не только знания основ языка, но и навыки пользования чужим языком как средством общения.  Для этого используются различные формы: уроки-конференции на языке, доклады, презентации, проекты, исследовательские работы.   Опыт практической работы, показывает, что плодотворным для гражданского воспитания учащихся на уроках иностранного языка является изучение текстов, тематика которых отражает вопросы о  проблемах участия детей в военных конфликтах, терроризме, национализме. Например, в разделе «Проблемы подростков» мы обсуждаем эти  вопросы.  Важным является также подбор и адаптация к текстам учебника дополнительной литературы (статьи из газет и журналов, книги). При этом большую роль играет интеграция в учебный процесс мультимедийных и интерактивных возможностей сайтов, размещенных в международной сети Интернет и посвященных опыту гражданского воспитания школьников в стране изучаемого языка.

Принимая  участие в олимпиадах по иностранным языкам, ученики отвечают не только на вопросы по грамматике и лексике, но и умело оперируют  страноведческими знаниями, культурными и историческими аспектами, сравнивают  историю и культуру стран. Олимпиада по немецкому языку:  Линд Е. победитель, Анпилова Ю-призер 2019

Уроки Иностранного языка   способствуют воспитанию гражданина России, который любит свою Родину и  достойно представляет её в межкультурном общении с представителями других стран.

Эмоционально-чувственный компонент включает в себя формирование гражданской позиции школьника на основе приобщения к общечеловеческим ценностям. Технология "Диалога культур" – технология  коммуникативного интенсивного обучения иноязычной культуре,  способствует формированию у учащихся представлений о культуре как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим народам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры; воспитанию чувства патриотизма, чувства гордости за свою страну; воспитанию потребности и способности к сотрудничеству. Рассмотрим роль толерантности в формировании гражданской позиции: уход от противопоставления, конфронтации, ксенофобии; сохранение и обогащение как русской культуры, так и национального своеобразия народов, населяющих Россию. В школе ежегодно проходит ярмарка «Кухни народов мира», а вырученные деньги идут на благотворительность.

Учителями иностранного языка нашей школы проводятся внеклассные мероприятия: инсценировки  сказок на немецком и английском языках:, Теремок для учащихся и воспитанников детсада; Снежная королева на занятиях внеурочной деятельности сказки страноведческие праздники Пасха и Рождество.  Мной разработан и проведён муниципальный конкурс «Рождество в Немецкоговорящих странах». И приняли участие «Рождество в Англоговорящих странах»  Лебедев И. II место, Каплюшева К. IIместо 2019. Команда 5кл II место, 6,7 класс II место 2019.  Все мероприятия направлены  на воспитание  чувства прекрасного, развивают понимание значимости культуры и искусства различных народовНа занятиях по внеурочной деятельности мы разучиваем песни на иностранных языках, изучаемих традиции и культуры. Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о себе, необходимо научить его «прислушиваться» к собственным ощущениям, эмоциям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Для этого мы проводили такие игры, как «der Spiegel», «Wir sind verschieden“. В играх детям предоставляется возможность не только анализировать свои чувства и желания, но и возможность заглянуть на себя со стороны, расширить представления о себе, осознать собственную ценность и ценность других людей.    Волшебная  ЛАВКА. как пример, а практикум в конце выступления.

Обращение к материалам краеведческого характера об этнических немцах нашего района, приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они  познакомились в семье, обогащает подростков духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В нашей школе есть немало учащихся с немецкими корнями. В ходе работы над проектом по теме «История семьи в истории России» учащиеся подготовили родословные своих семей, узнали, почему и как их предки переселились на Алтай, что сделали для его развития.

Мы активно сотрудничаем с российско-немецким домом в г.Барнауле , проводим на  базе школы бесплатные курсы для  учащихся, регулярно посещаем курсы  при поддержке организации «Немцы Алтая»  (и, например, Кленова Т.В., приняла участие в проекте по обмену учителями и посетила Германию, ) с целью совершенствования навыков разговорной речи и обучения преподавания иностранного языка в ДОУ. Учащиеся школы, имеющие немецкие корни, а их большое количество, имеют возможность получить дополнительные знания по немецкому языку, принять участие в конкурсах.  В 2018году:  ученик 10 класса, из семьи этнических  немцев Шмаченко Александр в Межрегиональном конкурсе для школьников «Мои этнические корни» стал победителем. Кутлубаев  Дмитрий, Линд Елизавета победители онлайн викторины по немецкому языку   г.Энгельс; «Von der  Sprache zur Geschichte” Немецкий национальный район, Линд Елизавета «Родина у нас одна» региональный конкурс  научно-исследовательских диплом 1 степени. Приняли участие в викторинах и играх по истории и культуре немцев России. 

Осуществление обучения и воспитания данной технологией положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, способствует формированию толерантности учеников к носителям любых культурных, религиозных, этнических традиций, воспитанию личности 21 века.

Деятельностный компонент-  реализация гражданской позиции. Участие школьника в общественной жизни школы, города, способность противостоять к асоциальным действиям (ксенофобии) унижению по национальной  принадлежности (цыган, кавказцев, немцев), что очень актуально для нашего города. В процессе самореализации проявляется гражданская позиция личности, способность ребенка сохранять и реализовывать ее в различных условиях, обладать иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям.

Гражданско-правовые компетенции, формируемые в процессе обучения, представляют собой не только комплекс знаний, умений и навыков, но и освоение, применение, анализ чужого и собственного социального опыта, необходимые каждому гражданину в повседневной жизни.
Формами работы со старшеклассниками являются:  социальная практика в организации жизни класса, школы, социума; (клуб «Я –патриот»)  организация деятельности школьного органа самоуправления;  работа волонтерами. пример уборка  немецкого кладбища в Самарке.

Сегодня важными условиями воспитания гражданственности школьников в ходе освоения ими иностранного языка выступают гуманизация межличностных отношений в процессе обучения и стимулирование личностной активности  для развития умений слушать других, общаться, четко аргументировать свою позицию, выражать свои мысли, проявлять солидарность, ответственность, самостоятельно принимать решения. В процессе изучения иностранного языка в таких условиях формируется и проявляется готовность школьников к совместной деятельности и сотрудничеству. Особое внимание следует уделять детям с ОВЗ и поучиться отношению к  инвалидам. В некоторых европейских странах, даже нет слова, которое мы можем перевести как «Инвалид». Иностранцы используют «Человек с ограниченными возможностями». Таким образом, отношение к таким ученикам становится более благоприятным и сами ученики имеют возможность раскрыться как личность.

Знакомство школьников с опытом гражданского воспитания английских сверстников, непосредственное общение с ними, а также создание совместных проектов с помощью международной сети Интернет, дают возможность подросткам не только обогатить свои знания в области граждановедения и иностранного языка, но также позволяют им проявить свою гражданскую позицию, выступая в качестве представителей своей страны и носителей ее духовной культуры, признавая при этом равенство и достоинство различных культур, традиций и мнений. Так, например, работая  над исследовательской работой по образованию в Швейцарии (Линд Е 2 место в муниципальном этапе), была организованна интернет переписка со сверстниками и студентами немецкоговорящих стран: Германии и Швейцарии

Результат работы:

  • налажена стабильная работа органа классного самоуправления;
  • созданы условия для реализации программы гражданско- патриотического воспитания;
  • смоделирована и активно внедряется система внеурочной деятельности класса,
  • достигнуто взаимодействие классного руководителя и педагогов с родителями, налажено сотрудничество и сотворчество;

Заключение Итак: только регулярная, содержательная и разнообразная работа по формированию гражданской позиции, которая органически сочетает в себе развитие интеллектуального,  эмоционального и деятельностного компонентов в развитии учащихся, позволяет добиваться эффективных результатов в их воспитании.

Гражданское воспитание школьников средствами иностранного языка дает возможность формировать у юных граждан России навыки гражданского поведения, патриотизма, помогает им включиться в жизнь демократического государства, а также положительно влияет на процесс изучения самого языка как учебного предмета.

Литература:

Анатольева, Н.С. Воспитание культуры межличностных отношений у учащихся в поликультурной среде/М.Просвещение.- 2008.  №3.  С. 60-64.

Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур//Иностранные языки в школе.2003.№2.с.22.

Газман О. С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. М., 1992. С. 19. 

Гуляева И. Л.  «Гражданином быть обязан…»// — М.Педагогика, 2008.

Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. — М. Просвещение, 1983.

Мясищев В. Н. Структура личности и отношений человека к действительности.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013

Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности // — М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание личности учащегося через проектные технологии

Духовно-нравственное воспитание личности учащегося через проектные технологии...

«Формирование творческой личности учащихся через внеклассную работу по русскому языку»

На протяжении многих лет проблема развития творческих  способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики...

Доклад на тему: «Становление личности учащихся через компетентностный подход в процессе преподавания русского языка и литературы»

главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиц...

Духовно-нравственное воспитание личности учащегося 5 класса на уроках английского языка с использованием современных ИКТ

В статье рассматриваются основные направления духовно-нравственного воспитания личности учащегося 5 класса на уроках английского языка с использованием различных современных информационно-коммуникацио...

Статья "Использование современных информационных технологий как фактор воспитания конкурентоспособной личности на уроках иностранного языка"

В статье представлен материал об использовании современных информационных технологий  на уроках иностранного языка...

Доклад по теме: "Воспитание и развитие личности на уроках иностранного языка"

Воспитание и развитие личности на уроках иностранного языкаВсе понимают, насколько важно учитывать воспитательный аспект при обучении иностранному языку. Когда спорят о том, нужен ли иностранный язык ...