«Формирование творческой личности учащихся через внеклассную работу по русскому языку»
презентация по теме

Балабина Людмила Ивановна

На протяжении многих лет проблема развития творческих  способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества, так как "в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon doklad_i_prezentaciya_po_vneklassnoy_rabote.zip484.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование творческой личности учащихся через внеклассную работу по русскому языку»(1)

Докладчик Балабина Л. И.

(2)Средь множества пытливых глаз

Попробуй заслужить признанье.

Ребенок - главный среди нас

Всегда он требует вниманья.

Сумей всех лаской обаять,

Встречая каждый день улыбкой.

И много знать, и не солгать,

Не совершать сумей ошибки.

На протяжении многих лет проблема развития творческих  способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества, так как "в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа".

Что же понимается под творческими способностями? 

Чтобы точнее понять, необходимо рассмотреть этот вопрос с точки зрения психологии, философии, педагогики. Разные авторы определяют их по-своему:

Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.

Шадриковым В.Д. творческие способности определялись как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности.

Большакова Л.А. творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.

Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

(3)Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

(4)Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б. выделяет следующие параметры:

  1. беглость мысли (количество идей),
  2. гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),
  3. оригинальность (способность производить идеи),
  4. любознательность,
  5. фантастичность.

Развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

(5)Условия эффективного развития творческих способностей учащихся:

  1. Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;
  2. Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;
  3. Используются технологии развития творческого мышления;
  4. Производится систематическое отслеживание результатов диагностики.

У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

Каковы же способы стимулирования творческих способностей?

(6)Способы стимулирования творческих способностей:

  1. обеспечение благоприятной атмосферы;
  2. доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
  3. обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  4. поощрение высказывания оригинальных идей;
  5. обеспечение возможностей для практики;
  6. использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  7. предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель как на уроке, так и (7)во внеурочное время.

Внеклассной работой в отечественной школе начали заниматься сравнительно недавно – с начала 50-х годов XX века. Естественно поэтому, что теоретические основы ее находятся в стадии разработки.

Актуальность разработки и проведения внеклассной работы по русскому языку определяется также необходимостью формирования у школьников в сложных условиях переходного времени, переживаемого нашей страной, высоких этических ценностей, связанных с родиной, народом, духовной культурой народа, частью которого является язык.

Внеклассные занятия по русскому языку – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от дополнительной работы, проводится постоянно. Организуется она для развития творческих способностей учащихся в области русского языка. Здесь учащиеся, как и на уроке, получают новые знания о языке, работают над культурой своей речи.

Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить учащихся грамотных, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме. В то же время (8) внеурочная работа по русскому языку имеет свои цели:

- развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;

- привить любовь к великому русскому языку;

- повысить общую языковую культуру.

Указанные цели определяют (9) задачи внеклассной работы по русскому языку:

- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка;

- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;

- сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);

- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.

(10) Виды и формы внеклассной работы по русскому языку.

Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны. Они делятся на две большие группы:

- постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, клубы, журналы, стенная печать, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года;

- эпизодические (викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии).

В последнее время появились новые эпизодические формы, которые можно использовать в ходе внеклассной работы по русскому языку. Они напоминают (11) публичные формы общения – конференции, телепередачи, диалоги, основанные на формах, жанрах и методах работ, известных в общественной практике (исследование, комментарии, интервью, репортаж). Эти занятия выступают как разовые, они между собой не связаны тематически, у них не обязательна единая цель. Проводимые мероприятия действительно остаются эпизодом, ярким эпизодом в сердцах детей.

(12) Возрастает активность школьников на диспутах, турнирах, регламентированной дискуссии. Эти формы лишены четко расписанного сценария, для их проведения составляется обычно план, при реализации которого допускаются некоторые отклонения, естественны уточняющие, детализирующие вопросы ведущего. В выступлениях участников много личных суждений. Суждения могут быть самыми разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Никаких границ для выражения мнений не существует. Каждый имеет право высказать ту мысль по обсуждаемой проблеме, которая "приходит в голову".

Учителям – предметникам среднего и старшего звена необходимо начинать учить детей с 5 класса выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, вступать в беседе в дискуссию с учителем. Если у ученика нет своего взгляда, значит не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам. У него вряд ли разовьется глубокий интерес к какой-либо области знаний.

(13) В практику моей внеклассной работы прочно вошло проведение различных праздников, посвященных русскому языку. Для праздников более характерны мероприятия массового, иногда даже развлекательного характера. Здесь учащиеся представляют сообщения по определенным научным темам, инсценировки, стихи.

Главными задачами проведения тематических праздников являются:

- привлечение к работе по подготовке и проведению внеклассных мероприятий как можно большего количества учащихся;

- развитие интереса к углубленному изучению русского языка;

- организация активного отдыха школьников средствами учебного предмета.

Во внеурочное время можно проводить  также индивидуальную работу с сильными учащимися, которая требует от ученика творчества, инициативы, содержащая элементы исследования.

На внеклассных занятиях стараюсь разнообразить виды работ по развитию речи. Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни.

Ф. И. Буслаев работу над развитием речи относил к упражнениям “высшего порядка”. К. Д. Ушинский говорил об обязанностях наставника “исправлять и пополнять словесный запас дитяти”. Вопрос развития речевой культуры, как происходит процесс порождения восприятия высказывания интересовал и других русских ученых: Ожегова, Виноградова, академика Щербу, Пешковского и других. Их труды помогают сохранить важнейшую закономерность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни, формирование чувства уместности высказывания.

Не только нужно, но и необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук. Во внеурочное время ученики работают со специальными иллюстрированными индивидуальными карточками по развитию речи. Карточки – это не просто развлечение. Они соответствуют определенным темам. Задание в карточках приблизительно такого характера: написать сочинение-миниатюру по данной теме с определенным заданием или предлагаю такую карточку: составить рассказ по данному началу и концу – основную часть надо пофантазировать, сочинить самим. Далее необходимо выполнить задание различного характера.

Воспитание речевой культуры посредством работы над развитием речи учащихся как на уроках, так и во внеурочное время необходимо.

И, наконец, следует назвать (14) комбинированные формы внеурочной работы – день русского языка, неделя «Русского языка». В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и много другого.

Неделя Русского языка – это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий. А заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету "русский язык ". Это неделя творчества детей, своеобразный праздник. Этот праздник имеет свой план – причем, довольно строгий, он предполагает активность всех участников.

Проведение недели русского языка – давняя традиция в школе, цель которой – вызвать живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей.

Неделя русского языка предполагала проведение смотра-конкурса на лучшую тетрадь, конкурса чтецов и сочинений на лингвистическую тему, соревнование “Знаешь ли ты русский язык?”, викторину “Язык мой – друг мой!”, интеллектуальный марафон, олимпиаду “Успех”, конкурс смекалистых.

Для создания атмосферы игры организовываю специальные группы по интересам, которые руководят программой недели.

Мне, кажется, что проведение предметной недели формирует и развивает творческую активность учащихся, повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников.

Методы и приемы внеклассной работы по русскому языку.

(15) Цели и задачи внеклассной работы средней школы определяют выбор методов и приемов работы, ставящих ученика в позицию активного участника:

  1. решение познавательных задач,
  2. поисковые задания, рассчитанные на продолжительное время,
  3. самостоятельный подбор материалов по теме и последующее публичное выступление,
  4. занимательный материал…

Вопрос о методах и приемах обучения рассматривается применительно к урокам. На внеклассных занятиях, в основном, используются те же методы и приемы, что и на уроке. Но здесь они приобретают специфическое звучание. Например, если говорить о таком методе, как “слово учителя” (сообщение, рассказ, лекция, доклад), то он широко используется на внеклассных занятиях. Однако, это не обязательно слово учителя, это может быть лекция или сообщение приглашенного специалиста, это может быть и сообщение (доклад) ученика по какой-либо заданной учителем теме. На внеклассных занятиях ученики говорят больше, чем на уроках. Праздники, вечера, диспуты, дискуссии – формы, полностью основанные на устном слове современного ученика.

Если на уроках русского языка используется метод работы с учебником, то на внеклассных занятиях учу детей работать с научно-популярной литературой. Они составляют план, тезисы, пишут рефераты, доклады. Таким образом, использую те же приемы, что и на уроке, но объем работы становится больше.

Широко используется метод наблюдения над языком, методы поисковые и частично – поисковые, поэтому вместо практикуемых на уроке упражнений, на внеклассных занятиях использую познавательные задачи.

(16) Разновидности познавательных задач:

1) обучающе-познавательные (учитель предлагает задачу и решает ее сам, показывая ученикам способ и ход ее решения);

2) тренировочно-познавательные (ученики решают сходные с показанной задачи);

3) поисково-познавательные (ученики самостоятельно решают задачи).

Пример задачи:

а) какой частью речи является слово "ученый" в следующих выражениях: письмо ученого соседа; Левин отец, ученый временем, молча слушал?

б) предлог О употребляется и в виде ОБ, если существительное начинается с гласного. Правильно ли говорят и пишут: О елке, о яблоке, о юбилее, о Егоре?

в) можно ли сказать о живущем во дворе щенке, что он живучий? Почему? Можно ли употребить слово мозги вместо слова мозг?

г) могут ли двое лосей выйти из леса?

Познавательные задачи использую в викторинах, КВНах, факультативах, на занятиях кружка.

Именно на внеклассных занятиях использую, наряду с частично-поисковыми, полностью исследовательский метод. Например, ученик получает задание собрать местные названия улиц, историю их названия или провести исследование об исторических корнях возникновения своей фамилии.

Проблема занимательности.

Вопрос о методах обучения во внеклассной работе связан с проблемой занимательности и ее ролью в воспитании интереса к предмету. Занимательность на уроках русского языка имеет своих поклонников и непримиримых противников.

М.А. Данилов, И.Ф. Бунаков, Г.И.Щукина, С.М. Бондарёнко считают занимательность важным и “острым средством обучения”, средством привития интереса к предмету. В.Г.Белинский, Д.И. Писарев, К.Д.Ушинский выступали против “потешающей педагогики”, против “не идущих к делу прикрас”.

Очевидно, что ученые и учителя по-разному смотрят на роль занимательности в обучении. Практика моей работы показала, что занимательность способна вызвать интерес к изучению русского языка. При (17) организации и проведении игр занимательного характера важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного бремени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности. В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, развитию умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке. Игры обязательно должны быть доступны детям. Все ли внеклассное занятие должно быть занимательным? Нет. Конечно, занимательным, интригующим может быть начало или отдельные этапы.

(18) Для развития творческих способностей учащихся в 5–7-х классах использую дидактические игры: – это игры-задачи, игры-инсценировки, игры-загадки. Содержание дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки учащихся.

Игры-задачи. К играм-задачам можно отнести грамматические и орфографические лото, домино.

Игры-соревнования. Их девизы: “Кто быстрее?”, “Кто больше?” (на выполнение такой работы дается задание и отводится определенное время). Например: кто быстрее и кто больше составит слов с суффиксом – -от- ?

Игры-инсценировки. Учащиеся могут самостоятельно составить сказку, басню на определенную тему, а затем сыграть их по ролям. Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства ритма, слова. У детей есть творческие тетради. В них они учатся сочинять не только сказки, но и стихи, загадки, частушки. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают себя, развивают свои потенциальные способности. “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу каждого ребенка”, – утверждал В. А. Сухомлинский.

Игры-загадки. К ним относятся метаграммы, например:

Когда я с “д”, меня сорвут,

Когда я с “г” на мне плывут.

(Плод-плот).

Отгадывание метаграмм углубляет знание Законов фонетики, помогает решать проблемы правописания.

Логогрифы – это загадка, по условиям которой из заданного слова путем добавления, отбрасывания или вставки нового звука (или буквы, слога) получается новое слово. Логогрифы могут быть стихотворными и прозаическими. Например: целое слово – часть дерева, без одной буквы река, без двух местоимение, без трех предлог (крона – рона – она – на).

Подобный дидактический материал помогает мне решать серьезные задачи: повторить части речи, признаки частей речи.

Шарада – эта загадка требует, чтобы учащиеся отгадали слово по частям, например:

Корнем с “дорогой” роднится,

В “сборе” приставка таится.

Суффикс – как в слове "дневник".

Целым же в космос проник. (Спутник).

Анаграммы – это особый вид шарад. Задача – из данного слова создать другое, с тем же набором букв, слогов: марш – шрам, руда – удар, рост – сорт.

Кроссворды и чайнворды. Эти виды использую для систематизации и углубления словарной работы. Отгадывать кроссворды можно в порядке конкурса, коллективного или индивидуального. Кроссворды и чайнворды могут быть тематическими. Детям очень нравится разгадывать кроссворды. Работа с ними развивает мышление, требует хорошего знания грамматического и словарного материала.

Современная школа предъявляет к учителю новые требования. Осуществление дифференцированного подхода к обучению требует отказа от традиционных методик, значит, учитель должен сам быть творцом.(19)  Отбирая материал для занятий во внеурочное время необходимо исходить из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, запросов школьников, а также направленности интересов. Работая по данной проблеме, учитываю конкретные условия работы школы и особенности своих классов. Вот почему для внеклассной работы по русскому языку не может быть какой-то универсальной программы, предполагающей определенное содержание.

Говоря о развитии у школьников познавательного интереса к русскому языку, об определении содержания внеклассной работы, нельзя не учитывать то, что интересует в языке и его преподавании самих учащихся, какие проблемы привлекают их больше всего. Вся система работы учителя с учащимися должна быть построена таким образом, чтобы внеклассные мероприятия являлись естественным продолжением уроков. Интерес учащихся к приобретению и дальнейшему совершенствованию знаний по русскому языку должен быть пробужден учителем еще на уроках.

Для большинства учащихся учитель и предмет, который он ведет, часто отожествляются: личность учителя, интересная сама по себе (вспомним высказывание Е. Н. Ильина: “Я сам себе интересен”), способствует возникновению интереса к учебному предмету.

Известный педагог, один из основоположников педагогической и психологической науки П. П. Блонский, человек широких и разносторонних интересов, взволнованно писал: “Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление”. (Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – М.: 1979. – Т.1. – С. 78-79).

Выдающийся русский педагог второй половины IXX – начала XX вв. П. Ф. (20) Каптерев писал: “Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место… Учащиеся многое переймут от своего учителя или учительницы совершенно невольно. Речь, интонацию..”. (Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: 1982. – С. 595, 602).

Я думаю, что этого никогда нельзя забывать ни одному учителю, а особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению,который должен научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во внеурочное время.

Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл. Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей.(21)

Ребенок, словно чистый лист бумаги

Неосторожно не сомни его судьбу,

Ты помоги ему, придай отваги

И научи выигрывать борьбу.

Литература:

  1. Богданова Т. Г. , Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка.- М.: Роспедагенство, 1994.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.-М.:Изд. Центр “Академия”,2002.
  3. Большакова Л.А.Развитие творчества младшего школьника. Ж-л “Завуч начальной школы”.№2,2001.
  4. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк.2000.№7.
  5. Мотков О.И.Психология самопознания личности. Практическое пособие.-М.: “Треугольник”,1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе по немецкому языку

Материал содержит подборку внеклассных мероприятий в деятельности учителя немецкого языка. В процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий на немецком языке формируются положительные м...

Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся во внеклассной работе по русскому языку.

В статье рассказывается о путях, позволяющих повысить у учащихся интерес ксловесности, воспитать любовь к русскому языку....

Выступление на муниципальных педагогических чтениях на тему "Роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в формировании и развитии грамотной речи учащихся и воспитании нравственной личности"

В данном выступлении делюсь опытом работы по формированию грамотной речи учащихся и воспитанию нравственной личности. К выступлению составлена презентация....

Методический семинар "Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе как средство развития творческой личности учащихся"

Влияние форм и видов внеклассной работы по русскому языку и литературе на развитие творческой активности учащихся в учебном процессе....