Методический семинар на тему: "Развитие познавательных УУД на уроках английского языка на примере учебных заданий"
методическая разработка
Методический семинар на тему "Развитие познавательных УУД на уроках английского языка на примере учебных заданий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73 КБ |
![]() | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных УУД на уроках английского языка
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование УУД является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.
Овладение обучающимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов, которые, в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывают определенные возможности для формирования УУД.
Английский язык, наряду с русским языком литературой, входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.
Идеология нового образовательного стандарта предполагает, что в процессе обучения английскому языку ученик должен искать и находить для себя ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу английский язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. А учитель должен создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Этому способствуют включение игровых учебных ситуаций, заданий творческого характера.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: - личностные УУД; - познавательные УУД; - регулятивные УУД; - коммуникативные УУД.
Познавательные УУД. Развитию познавательных УУД отводится весьма большое значение. Они должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.
Ведь ребенок уже рождается со способностью к развитию и учению, он может самостоятельно приобретать опыт и трансформировать его во что-то новое. Поэтому основными движущими силами развития человека остаются самовоспитание и самообразование, ведущие в конечном итоге к самосовершенствованию. Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
- общеучебные
- знаково-символические действия
- логическия
- действия постановки и решения проблем
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
(На начальном этапе обучения мы учим ученика самостоятельно ставить познавательные задачи: научить выделять основное в тексте. Например, дан текст «The Big Secret» - нужно прочитать и ответить на вопрос «Что Саймону нравиться делать на ферме?» Дети, прочитав текст, выбирают главную информацию и отвечают на поставленный вопрос. Или даётся картинка «Your room» и дети, прослушав названия новых предметов, находят данную иллюстрацию. Мультимедийное приложение для учебников по УМК Биболетовой способствуют решению познавательных задач на каждом уроке. Развитию общеучебных ууд способствует и обучающая компьютерная программа «Интерактивные плакаты» для 2-4 классов. Программа содержит плакаты, которые состоят из следующих разделов: лексика, грамматика, фонетика. Наглядные материалы помогают оптимизировать процесс обучения, эффективно и грамотно организовать современный урок английского языка.
Для осознанного и произвольного построения речевого высказывания на уроках мы пользуемся планом, в котором даны опоры-предложения. Например:
- We will go to…in…2.It will be…3. We will live in…4.There will йbe…5.We will play….и т.д.
Можно так же включить алгоритм, по которому дети строят высказывание.
Смысловому чтению, свободной ориентации и восприятию текста способствует серия книг «READ UP!» В..В.Костюка, И.В., Крайневой и др. В эти книги входят тексты разных жанров: сказки, рассказы, детективы, повести, научно-популярные статьи, современная поэзия и проза, разнообразные упражнения к ним. В конце книги для чтения предлагается сделать читательский дневник, в котором дети знакомятся с жанрами, делают свой словарик по пройденным темам.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
При помощи геометрических фигур формируется моделирование. Оно используется чаще при изучении грамматического материала.. Например: подлежащее- четырехугольник, смысловое сказуемое- чёрный треугольник, именное сказуемое- заштрихованный треугольник, определение- ромб, обстоятельство – овал и т.д. На каждом уроке на магнитной доске учитель выкладывает геометрические фигуры в зависимости от поставленной задачи. Например, закрепить построение предложения или угадать в каком времени построено предложение, или составить правильно словосочетание. Дети со своим набором геометрических фигур выкладывают на парте своё предложение или словосочетание.
Знаково-символические УД обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
На уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др). Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебник. Например: вставить недостающие слова, вставить недостающие буквы, завершить предложение, заполнить таблицу, догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д..
Рассмотрим в каких заданиях на уроке английского языка и как развиваются УУД:
Краткое описание задания | Какие УУД развиваются | Возможность использования ИКТ | Оценка результатов
|
Аудирование -Прослушайте несколько коротких текстов -подберите заголовки к ним из предложенных, один лишний | Познавательные Логические | Запись текстов, иллюстраций к ним | Проверьте себя, где, почему ошиблись |
-Посмотрите на картинку, предположите, о чем текст -прослушайте текст -ответьте на вопрос | Познавательные логические | Картинка к тексту, запись | Изложите свое мнение по вопросу |
Монологическая речь -Подумайте, какое высказывание можно составить по предложенной теме, -подберите фразы, слова, которые понадобятся для высказывания -составьте сообщение по теме | Коммуникативные Знаково-символические Логические | Интерактивная доска | Прослушайте запись своего сообщения, оцените объем, правильность |
Чтение -Изучите заголовок, послушайте музыку к тексту, о чем будет текст -Прочитайте текст Заполните таблицу (например, с информацией о героях) -расскажите о героях по таблице | Познавательные логические общеучебные | Музыкальное оформление Запись чтения текста | Сумели ли вы выделить информацию из текста, получилось ли использовать ее в своей речи |
Грамматика -изучите правило, примеры к нему -объясните правило в интересной форме -придумайте примеры к правилу | Познавательные логические общеучебные | Презентация правила | Объясни правило одноклассникам |
-поиграйте в детективов, восстановите текст | Познавательные логические | презентация | Если текст восстановлен верно, в презентации открывается отгадка |
Лексика -прочтите текст, -обратите внимание на выделенную лексику -составьте запись в словаре для каждого слова, словосочетания (укажите образование числа, временные формы, т.д.) -придумайте примеры с лексикой для одноклассников | Познавательные общеучебные | Интерактивная доска(написание, произношение лексики) | Представьте слова одноклассникам, предложите им перевести примеры с новой лексикой, Оцените себя, все ли поняли одноклассники |
Фонетика -послушайте произнесение звука -узнайте звук в словах (например, хлопните в ладоши на эти слова) -научитесь произносить звук -разучите рифмовку или песенку с этим звуком | Познавательные | Запись звуков Презентация рифмовки или песенки | Организуйте соревнование, выступите перед одноклассниками с песенкой или рифмовкой, у кого получится лучше |
Письмо Написать учащемуся письмо на английском языке Задание – ответить на письмо | Познавательные коммуникативные | Написать письмо по интернету | Написать ответ на письмо учащегося, где задать вопросы, попросить объяснить фразы, т.д., в тех местах, где учащийся допустил ошибки |
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности школьников. Формирование УУД происходит на всем протяжении работы над проектом.
Усовершенствование методической работы по формированию познавательных УУД заключается в включении учащихся в проектную деятельность, типичную для возрастных особенностей учащихся (на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе - творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе - исследовательские, информационные, социально значимые проекты).
Педагогический опыт преподавания английского языка по УМК М. З. Биболетовой "Английский с удовольствием" в 2-4 классах уже позволил апробировать и систематизировать применение проектов для достижения формирования УУД, предметных и личностных результатов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получен при решении проблемы.
Внешний результат (предметные метредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями. Метод проектов имеет огромное значение для решения задач ФГОСов и формирования УУД учащихся.
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании познавательных УУД, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно образовательной среды.
Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования познавательных УУД обучающихся на всех ступенях общего образования.
Уникальным средством развития познавательных универсальных учебных действий являются on-line сервисы.
Как уже указывалось выше, познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем. Исходя из этого, организуя деятельность учащихся в сети Интернет, можно предложить задания, которые бы развивали:
Общеучебные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (http://wikiwall. ru/wall/1ce06422316d6e0a6c578b61b1748b82);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (http://goo. gl/y5DOp);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (http://goo. gl/TNLxJ);
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели (http://goo. gl/2MceJ);
- постановка и формулирование проблемы;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (http://goo. gl/wg1F2).
Логические УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты (http://learningapps. org/91677);
- обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация (http://learningapps. org/84412);
- установление причинно-следственных связей.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы (http://goo. gl/0UHIf);
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (http://goo. gl/AtNho).
При проведении SWOT-анализа (http://goo. gl/1gcq1) применяемых сервисов, было выяснено, что:
Овладение познавательными универсальными учебными действиями ведёт к формированию самостоятельности. Они дают возможность успешно овладевать умениями и компетентностями, осваивать новые знания, включая самостоятельную организацию процесса освоения и умения учиться.
В результате формируются важные личностные характеристики: ребёнок может принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки.
Современное школьное образование должно работать над формированием универсальных учебных действий, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. И в этом учитель английского языка играет важную роль.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жизненная необходимость По современным данным, объем научных знаний в мире удваивается примерно каждые 8–10 лет. Это означает, что как бы школа ни старалась успевать за развитием науки, содержание образования, которым овладевают учащиеся, быстро стареет по многим параметрам и нуждается в коррекции. Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения должны быть не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться и в этом неоценимую роль будут иметь приобретенные в школе способности ,умения работы с новой информацией.
Изменения , произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения всем школьным предметам и иностранным языкам в частности. Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку: 1.Развитие иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной компетенций. 2.Развитие личности учащихся. 3.Формирование и развитие УУД.
Необходимость развития умения учитьСЯ Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Интеграция , обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет . Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное использование всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Формирование УУД – формирование способов познания и освоения мира через развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий и является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию . Безусловно , овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте с разными учебными предметами. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. В одних темах может уделяться больше внимания формированию одних видов УУД, в других - на формирование других видов УУД. Но в целом, на современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, со взрослыми людьми обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности включают в себя: общеучебные логические действия, действия по постановке и решении проблем умению осознанно и произвольно строить свои высказывания способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Ведущую роль в формировании УУД играет учитель Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода .
П ознавательные УУД включают в себя: общеучебные знаково-символические действия логическия действия постановки и решения проблем
Рассмотрим в каких заданиях на уроке английского языка и как развиваются УУД:
Аудирование: Прослушайте несколько коротких текстов - подберите заголовки к ним из предложенных, один лишний. Посмотрите на картинку, предположите, о чем текст - прослушайте текст - ответьте на вопрос
Монологическая речь: - Подумайте, какое высказывание можно составить по предложенной теме, - Подберите фразы, слова, которые понадобятся для высказывания - Составьте сообщение по теме
Чтение: - Изучите заголовок, послушайте музыку к тексту, о чем будет текст - Прочитайте текст Заполните таблицу (например, с информацией о героях) - расскажите о героях по таблице
Грамматика: - изучите правило, примеры к нему - объясните правило в интересной форме - придумайте примеры к правилу
Лексика: - прочтите текст, - обратите внимание на выделенную лексику - составьте запись в словаре для каждого слова, словосочетания (укажите образование числа, временные формы, т.д.) - придумайте примеры с лексикой для одноклассников
Фонетика: - послушайте произнесение звука - узнайте звук в словах (например, хлопните в ладоши на эти слова) - научитесь произносить звук - разучите рифмовку или песенку с этим звуком
Письмо: Написать учащемуся письмо на английском языке Задание – ответить на письмо
Практика Придумайте к каждому виду речи своё учебное задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-223763-1549463876.jpg)
Дипломная работа на тему "развитие творческих способностей подростка на уроках английского языка"
...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-596963-1424365575.jpg)
Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования Тема: Развитие уровня коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
Новые требования общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной де...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/17/picture-1220177-1581965993.jpg)
ТЕМА «Развитие творческих способностей обучающихся на уроке английского языка»
ТЕМА«Развитие творческих способностей обучающихсяна уроке английского языка»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/03/picture-459020-1635956729.jpg)
Педсовет от 30.12.2019 на тему "Развитие творческой активности учащихся на уроках английского языка"
В последнее время велика потребность общества в иностранных языках. Тому есть много причин: открытость общества, развитие туризма, обмен технологиями и многое другое. Интерес школьников к изучению ино...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/03/picture-459020-1635956729.jpg)
Проект на тему «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках английского языка в старших классах»
Проект соответствует актуальным задачам развития образования, среди которых:- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых творческих методов обучения и воспитания, образо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/13/picture-247293-1578934720.jpg)
Учебно-методическая разработка по формированию познавательных УУД на уроках английского языка в 7 классе (на примере УМК «Английский в фокусе», авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс).
Учебно-методическая разработка по формированию познавательных УУД на уроках английского языка в 7 классе (на примере УМК «Английский в фокусе», авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/25/picture-562421-1648191016.jpg)
Выступление по теме "Развитие исследовательских навыков обучающихся на уроках английского языка"
Выступление по теме "Развитие исследовательских навыков обучающихся на уроках английского языка"...