"Использование групповой проектной технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации стандартов ФГОС".
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Большакова Надежда Анатольевна

Данная статья посвящена одному из методов достижеия стандартов ФГОС. В статье освещен  краткий экскурс к требованиям новых ФГОС. Также на примере группового проекта представлены все виды УУД на всех этапах выполения проектной деятельности. Мы полгаем, что данный материал можно использовать,  как методическую рекомендацию, так и применить его на практике при подготовке учителем проекта к уроку  для учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование групповой проектной технологии на уроках английского языка  как одно из  средств реализации стандартов  ФГОС

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»

Б. Шоу

Перемены в современном обществе повлекли к реформации образовательных стандартов. Как нам известно, согласно требованиям новых ФГОС, цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя.  Ученик должен стать непосредственным участником образовательного процесса, чтобы обучение носило деятельностный характер. Учитель должен не только передавать знания детям, но и побуждать учащихся к самостоятельной деятельности.

В соответствии с деятельностным подходом содержание планируемых результатов позволяет учащимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, способствующие отработке теоретических моделей и понятий, а также задачи максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

     Кроме предметных, личностных, ФГОС реализует метапредметные результаты. В ФГОС под метапредметностью понимают формирование умений и универсальных учебных действий (УУД). С. В. Галян   выделяет  ряд метапредметных умений:

- планирование собственной деятельности;

- способность эффективно действовать в группе;

-компьютерная грамотность школьников и их способность использовать данные Интернета для решения различных задач.

Следует отметить, что формирование личностных результатов неразрывно связано с метапредметностью. По мнению А.В. Хуторского,  «Личностные результаты – это продукт деятельности личности. А метапредметные и предметные образовательные результаты – чей продукт? Разве не личности ученика?»  [5] Развитие личности обеспечивается через формирование УУД, что делает возможным самостоятельное продуктивное усвоение новых знаний, умений и компетентностей, умения учиться.

А. Г. Асмолов выделяет четыре основные группы УУД:

1.  Личностные – развитие ценностных отношений к окружающей действительности;

2. Регулятивные – развитие культуры самоуправления и рефлексии;

3. Познавательные  - развитие интеллектуальной, исследовательской и  информационной культуры;

4. Коммуникативные – развитие коммуникативной культуры.

Таким образом, «одной из задач образовательной деятельности является внедрение различного рода инноваций.» [3] Внедрение ФГОС потребовало от учителя по-новому взглянуть на процесс обучения.

 Исходя их этого учителю следует определить технологии, которые он будет использовать для развития УУД учащихся на своих уроках. Именно эти технологии должны носить деятельностный характер. А именно они должны быть построены на предметном содержании и нести метапредметную направленность.

Мы считаем, что одна из наиболее распространённых педагогических технологий в современном образовательном процессе – это проектная технология.  Потому что проектная методика – один из наиболее эффективных способов составить представление об уровне метапредметных умений обучающихся. Поэтому «метод проектов позволяет учащимся обратить внимание на актуальные вопросы и проблемы современного общества.» [2] Конечными продуктами проекта могут быть постер, проспект, буклет, альбом, видеофильм, презентация, сочинение и т.д.

Чаще проекты предлагают выполнить по завершению темы или раздела. Приветствуется, если у учащихся есть возможность, самостоятельно выбрать проблему или тему, над которой они будут работать. В современных УМК по английскому языку, как правило, предлагают готовые темы проектов и алгоритм работы над ними. Любой проект подразумевает определенные этапы работы.  

К примеру, вам и вашему классу предложили сделать групповой проект по теме «The  place  where  I live ». Мы считаем, что таблица, приведённая ниже наиболее чётко отражает основные этапы проектной деятельности.

Этап

Планируемый результат

Продукт данного этапа урока

1. Погружение в проект

Личностные:  формирование положительной мотивации к обучению.

Метапредметные

Познавательные:

ученики будут учиться определять проблему;

Регулятивные:

ученики будут учиться определять цель и задачи проектной работы;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Формулировка цели проекта.

2.Планирование деятельности

Метапредметные

Регулятивные:

планирование работы над проектом; 

принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса;

проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Коммуникативные:

разбивка на группы;

 распределение ролей в группе.

Общеучебные :

поиск, сбор, систематизация и анализ информации;

выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

Пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных

3.Осуществление деятельности по решению проблемы

Личностные:

формирование целенаправленной познавательной деятельности. Метапредметные 

Познавательные:

развивать навыки работы с лексикой, проектами.

Регулятивные: 

формировать умение выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Формировать умение работать в группе, слушать друг друга.

Разработка проекта.

4.Оформление результатов

Метапредметные 

Познавательные:

формирование умения

структурировать знания.

Регулятивные:

 умение выполнять действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме; 

Предметные:

 закрепить лексические единицы по теме «In the country»;

повторить и закрепить употребление конструкции there is/there are;

формировать навыки письменной речи (с опорой на образец).

Изготовление продукта, оформление проекта.

5.Презентация результатов

Личностные:

развитие готовности и желания поделиться своими мыслями с одноклассниками. 

Метапредметные 

Регулятивные:

умение выполнять учебное задание в соответствии с планом

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и четкостью выражать свои мысли, построив речевое высказывание в устной форме.

Демонстрация материалов, представление результатов.

6. Анализ и оценка результатов работы над проектом

Личностные:

самооценка 

Познавательные: 

Формирование умения делать выводы.

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности.

Коммуникативные:

оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Рефлексия.

Таким образом, проект – это интерактивный метод, представляющий работу учащихся над темой или проблемой под руководством учителя.  Конечный результат проекта – это продукт, который нужно представить и защитить.

Участие в групповом проекте предоставляет учащимся возможность ставить вопросы, решать проблемы, договариваться и сотрудничать. Учащиеся учатся распределять роли и ответственность, слушать других, отвечать за себя, приобретать знания в процессе решения практических задач. У учащихся развиваются интеллектуальные способности, раскрывается творческий потенциал. Они учатся критически оценивать информацию, устанавливать последовательность работы с ней, обобщать результаты исследования и делать выводы.

      С помощью проектной деятельности ученик способен освоить ряд личностных умений, общеучебных навыков и  предметных знаний.

Список литературы

  1. Галян С.В. Метапредметный подход в обучении школьников: методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ/авт.-сост. С.В. Галян – Сургут, РИО СурГПУ,2014 – 64 с.
  1. Иностранный  язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [М.З.Биболетова, М.В.Вербицкая, К.С.Махмурян, Н.Н. Трубанёва]; под ред. Г.С. Ковалёвлой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 123 с.
  1. Казанцева Е.М. Особенности процесса обучения иностранным языкам в контексте требований ФГОС. Практические рекомендации: Учебное пособие / Е. М. Казанцева. – Иркутск: ИГЛУ, 2013. – 55  с.
  2.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий:  пособие для учителей. / [ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 156 с.
  1. Хуторской А.А. Метапредметное содержание образования с позиции человекосообразности. - [Электронный ресурс]. Код доступа https://eidos-institute.ru/journal/2012/100/Eidos-Vestnik2012-115-Khutorskoy.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

Использование игровых методик на уроках английского языка в начальной школе в условиях новых ФГОС

Я считаю, что основная задача учителя английского языка (да по сути и других предметов) заключается не только в том, чтобы заложить хорошую фундаментальную базу знаний, на которую ученик будет опирать...

Использование групповых технологий на уроках английского языка (обучение в сотрудничестве)

Самая большая на Земле роскошь -  это роскошь человеческого общения.                                    ...

Проектная деятельность учащихся как одно из средств реализации требований ФГОС

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на ...