ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
статья

В статье представлен ряд заданий для развития умения видеть проблему и определять понятия.  В основе их приёмы технологии ТРИЗ, направленные на развитие исследовательских умений обучающихся, овладение которыми способствует достижению метапредметных результатов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья Катаева Т.А.127.98 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА  КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Катаева Т.А.

Клеткина И.А.

USING OF TRIZ TECHNOLOGY TECHNIQUES (THEORY OF SOLVING THE INVENTIVE TASKS) ON LESSONS OF FOREIGN LANGUAGES AS AN EFFECTIVE METHOD OF ACHIEVING METAPREDMET RESULTS.

Kataeva T.A.

Kletkina I.A.

Аннотация.
В статье представлен ряд заданий для развития умения видеть проблему и определять понятия.  В основе их приёмы технологии ТРИЗ, направленные на развитие исследовательских умений обучающихся, овладение которыми способствует достижению метапредметных результатов.

The article presents a number of tasks for developing the ability to see the problem and to define concepts. At the heart of their techniques are TRIZ technologies, aimed at developing research skills of students, mastering which contributes to the achievement of meta-subject results.

Ключевые слова: метапредметные результаты, исследовательские умения, алгоритм решения изобретательской (исследовательской) задачи, проблема, понятие.

Keywords: meta-subject results, research skills, algorithm for solving an inventive (research) problem, a problem, a concept.

Формирование метапредметных  результатов является одним из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.

В качестве метапредметов доктором  психологических наук Громыко Ю.В. были выделены:  «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача» [1].   Основная цель метапредметов — научить учиться. Ведь на практике учитель сталкивается с проблемой, что дети привыкают получать знания в готовом виде и не способны сами добывать их. Встал вопрос о необходимости развития исследовательских умений обучающихся для того, чтобы дети смогли приобрести универсальный способ освоения действительности, который позволит им самостоятельно открывать новые для них знания, удовлетворит потребность в саморазвитии, самоутверждении и самореализации.

Феномен исследовательского умения достаточно широко освещен в научной литературе отечественными  педагогами – исследователями.

Польский педагог В. Оконь рассматривает исследование как  настойчивые и объективные поиски решения проблемы, опирающиеся на проверенные и обобщенные факты. Решение проблемы должно отвечать истине [2].

А.И. Савенков к исследовательским умениям относит умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение работать с информацией; умение проверять и интерпретировать результаты; умение находить и формулировать аргументы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи [3].

   Согласно ФГОС метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать такие умения как определять понятия и видеть проблему, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы  [4]. Следовательно, исследовательские умения являются метапредметными, поэтому средством для их формирования были выбраны приемы технологии метапредметного подхода в обучении ТРИЗ, которые дают способы решения двух основных типов открытых задач: изобретательских и исследовательских любой сложности и направленности. Изобретательская задача требует что-то придумать (изобрести), найти выход из проблемной ситуации. При решении исследовательской задачи Решателю необходимо объяснить некоторое явление, выявить причины или спрогнозировать результат, ответить на вопрос «Почему? Как происходит?» [5].

Основоположником технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) стал ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Перед обучающимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты (алгоритм) для их решения, что помогает достижению успешности в решении изобретательских (исследовательских) задач [5].

Осуществляя исследовательский поиск, обучающийся должен пройти десять шагов к намеченной цели [3]. Эти шаги мы отразили в алгоритме решения исследовательской задачи,  «Открытие истины», проводя параллель с Алгоритмом Решения Изобретательских Задач (АРИЗ). Каждый шаг его прорабатывается в специально сконструированных заданиях, основанных на приёмах и методах технологии ТРИЗ.  Приведём некоторые из них.                                                                                                        

Приемы и задания для развития умения видеть проблему.

  •  “Was haben wir und was sollte sein?” Приём «Противоречие условий». Цель задания – обнаружить противоречие по схеме «Что имеем и что должны иметь?». Например, при изучении темы «Образование» в 9 классе говорим: «Мы имеем низкие оценки по экзаменам. Должны иметь «5» и «4». Противоречие между желанием иметь высокие результаты и неумением готовится к экзаменам. Проблема «Почему на экзаменах у детей низкие результаты?».
  • “Fragen wir: Warum …? Wozu …? Ist es immer …?” Постановка вопросов типа «Почему …? Зачем …? Всегда ли …?» Материалом для выявления проблемы служит текст, какая-то информация, фотография, картинка, видеоролик, аудио. Например, при изучении темы «Охрана окружающей среды» в 7 классе учитель задает вопрос: «Почему бывают землетрясения?». При изучении грамматики в 5 классе учащиеся ищут ответы на вопросы «Почему девочка среднего рода?», «Всегда ли существительное девочка имеет артикль das?» и выходят на проблему  «Особенности употребления артикля в немецком языке». «Всегда ли глагол haben переводится «иметь»?"  
  • “Von Antwort zur Frage”, «От ответа к вопросу». Задание даётся для формулировки темы исследования. Ученику дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Почему вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Спорт учит меня дисциплине» (тема «Спорт», 7 класс). Другим детям надо догадаться, каким был вопрос. Или класс задаёт вопрос к ответу «Сидя за компьютером, у меня болит голова» (тема «СМИ», 9 класс).
  • “Problemsituation”. Демонстрация проблемной ситуации. Например, «К нам приезжают гости из Германии». (Тема «Обсуждаем программу пребывания школьников из другой страны», 8 класс). Сразу возникают вопросы: К каким условиям привыкли немцы? Что любят немцы? Какую кухню предпочитают? Знаем ли мы их привычки?  Как подобрать лексику для вежливой формы общения? Это уже огромный материал для исследования.
  • “Blick von seiten”. «Взгляд со стороны». Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования, события, факты с разных позиций. Если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Например, «Взгляни на перемену в школе со стороны ученика, учителя, родителя, психолога, технического работника, хомяка из «Живого уголка»». (Тема «Школа»,  8 класс.) Здесь уместен метод «Синектики», где применяются прямая, символическая, личная (эмпатия) или фантастическая аналогия. Это может быть игра с метафорами, в которой, опять же, применяются аналогии, схожие с поставленной проблемой. Обычно среди основных целей такой работы отмечают превращение знакомого в не знакомое и наоборот. 
  • “ Provozierende Ideen und Fangfragen”. «Провокационные идеи» - пример логической уловки, в нем содержится противоречивое предположение, которое существенно затрудняет получение на него прямого ответа. Существует аксиома «Дружба – это благо», но чтобы подвести к проблеме, мы говорим «Дружба приносит боль» (Тема «Дружба», 10 класс).    Почему в Германии петух кричит «Kikiriki», а в России – «Кукареку»? Почему это слово имеет имена “Dragonfly”, “Wasserjungfer”, «стрекоза» или “Schneeglöckchen”? (Тема «Жизнь в деревне», 7 класс). Это выход на межпредметные знания биологии, толчок к написанию исследования на проблему номинаций растений или насекомых в языках.
  • “Paradoxe” «Парадоксы». Они уже содержат в себе противоречие. Это могут быть высказывания, парадоксальные картинки, которые содержат оригинальность, противоречивость в себе, что способствует выявлению проблемы.
  • Демонстрация парадоксальной цитаты на необходимую тему.

Люди тратят свое здоровье, чтобы заработать деньги, а затем тратят деньги, чтобы восстановить здоровье. Конфуций. – Легко ли быть здоровым? Тема «Здоровье». 11 класс.

  • “Vom Überleben zum Problem”. От суждения к проблеме.

Никто не делает зла. - Почему в мире так много зла?

Wir kommunizieren stundenlang im Internet, aber leiden an der Einsamkeit. - Мы сидим, часами общаясь в интернете, но страдаем от одиночества. Почему мы одиноки в сети? (Тема «Проблемы молодёжи», 9 класс).

  • “Fortsetzung”. Продолжи высказывание. «Люди хотят мира, но …». «Прогресс - это благо, тогда почему …». «Боремся за чистоту, а …». (Тема «Природа и экология. Экологическая культура», 11 класс). Такие задания несут в себе огромный воспитательный потенциал.
  • “ Was steckt dahinter?” «Демонстрация предмета (национального костюма,  блюда и т.д.), явления, события» “Was erzӓhlt die Volkstracht?” (Тема «Путешествие по Германии»», 8 класс). Например, при изучении баварского женского национального костюма, в частности сарафана из шерсти, фартука с изображением винограда, обучающие приходят к умозаключениям, что в Баварии занимаются овцеводством, выращивают виноград и т.д.
  • “Ein Thema – viele Sujets, viele Fabeln” «Тема одна – сюжетов, фабул много». Например, при изучении темы «Проблемы молодежи» в 9 классе детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему («Подросток чувствует себя одиноким») или фабул (цепочка событий и фактов, реальных или вымышленных,  в их логической причинно-временной последовательности).
  • “Zuruf”, «Вызов».“Streiten wir uns!” - приглашение вступить в спор, так как стремление спорить есть не только свойство психики ученика, но и непременный атрибут продуктивного мышления познания. Так, в 9 классе в рамках темы « Здоровье молодёжи» речь зашла о воде “Wie ist das Wasser? – Es ist durchsichtig. -  Nein, es ist gelb… Warum?” Спор вылился в написание исследовательской работы «Питьевая вода гимназии», которая заняла в международном конкурсе «Школа за экологию» призовое место. Обучающиеся получили в подарок переносную химическую лабораторию.

Приемы и задания для развития умения определять понятия.

  • Задание “ Begriff”  «Подведи под понятие». Понятие - «элементарная клетка логической мысли», его правильное определение представляет собой одно из первых условий безошибочного рассуждения. 

 С помощью  приёма «Элемент – Имя признака - Значение признака» ученики раскрывают понятие «дружба», начинают логически выстраивать  рассказ  о дружбе, о друге. Freundschaft – Verhӓltnisse,Vertrauen– treu, richtig – unterstützen, verraten …

Педагог учит не только давать описание предмета, характеризовать его, но и сравнить с другими, исправлять ошибки в названии, искать противоположные понятия, многозначные слова.

  • “Wortzweck”(«цель слова, понятия»). «Назначение предмета». Прием помогает обнаружить как можно больше стандартных и нестандартных назначений предмета или явления. Например, при изучении темы “Massenmedien” в 9 классе говорят о назначении слова «СМИ»:  информируют, пропагандируют, помогают, разочаровывают, раздражают… При изучении  грамматики восьмиклассники исследуют уникальность глаголов haben, sein, werden. Это и работа с омонимами (die Bank – 1. скамья, 2. Банк, die Mutter – 1. мать, 2. Гайка, das Gericht – 1. блюдо, 2. Суд).
  • “Ja-nein” Приём «Да-нет». Этот приём дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Педагог обращает внимание обучающихся на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений.  Если загаданный объект из живого мира, то вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это человек? Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Что ест? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.
  • “Auf der Stirn”. Упражнение «Что на лбу». Цель упражнения - определить понятие по признакам, по его функционированию с помощью ассоциаций, интуиции, элементарной логике. В 6 классе по теме «Еда» обучающиеся должны определить понятие слова «немецкие сосиски» (телячьи, баварские).

Приёмы ТРИЗ способствуют успешному овладению обучающимися исследовательскими умениями, развивают УУД, системно-диалектическое мышление и творческое воображение, реализуют метапредметный подход. Благодаря исследовательским умениям дети в свою очередь достигают более высокие предметные (коммуникативная компетенция), метапредметные результаты, у них развивается способность к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

Литература

  1. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». — М.: Институт учебника «Paideia», 1998.
  2. Оконь, В. Основы проблемного обучения [Текст] / В. Оконь. — М.: Просвещение, 1968.
  3. Савенков, А.И. Эффективная организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А.И. Савенков // Школьные технологии. — 2011. — № 5. — С. 156—163.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.- М., 2011.- 42 с.
  5. Альтшуллер, Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Г. Альтшуллер. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 402 c.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление Развитие критического мышления учащихся в обучении иностранному языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС.docx

в выступлении расскрываются особенности критического мышления и его отличия от других видов мышления...

Составление алгоритмов на уроках русского языка как способ достижения метапредметных результатов

Составление алгоритмов и последующая работа на основе этого алгоритма на уроке русского является одним из эффективнейших приёмов работы над повышением грамотности учащихся, развития «орфографической з...

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Активные методы обучения английскому языку для получения метапредметных результатов...

Интегрированный урок как эффективный способ достижения метапредметных результатов

Метапредметное обучение, как результат, представляет собой овладение универсальными учебными действиями, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активно...

Активные и интерактивные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Перечисленные  в статье методы и приемы  обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности на всех этапах занятия, а также помогают сформировать его  благоприятный фон....

Коленченко Е.М. Профориентация на уроках обществознания как эффективный способ достижения личностных результатов учащихся

Представлены практические способы профориентации на уроках обществознания. особое внимание уделено проектам в 9-11 классах....

Использование дистанционных технологий образования в деятельности Современного педагога, направленных на достижение метапредметных результатов средствами иностранного языка.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расс...