Кейс-метод в образовательном процессе: организация самостоятельной работы обучающихся.
статья

Кадушкина Светлана Валентиновна

Кейс-метод в образовательном процессе: организация самостоятельной работы обучающихся.

Современные образовательные технологии предлагают инициативному педагогу широкий выбор разнообразных методов и приемов для реализации требований новых стандартов. Моей задачей стал непосредственный выбор технологии, которая позволила бы адаптировать ее к требованиям стандартов нового поколения с учетом специфики обучения иностранным языкам .

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Ситуативная методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания социальных наук не только в высших учебных заведениях и семинарах по повышению квалификации работников разных сфер, но и в общеобразовательных учреждениях. Использование ситуативной методики позволяет учащимся школы проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Отличительными особенностями кейс–метода являются: - описание реальной проблемной ситуации; - альтернативность решения проблемной ситуации; - единая цель и коллективная работа по выработке решения; - функционирование системы группового оценивания принимаемых решений; - эмоциональное напряжение учащихся. Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса. Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно– воспитательной деятельности

Кейс-метод можно представить в как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс- методе свои роли. Работая с кейсами, обучающиеся учатся принимать правильные решения и применять теоретические знания в конкретной ситуации, могут оценить и выбрать лучший вариант для решения проблем. Эти навыки необходимы учащимся в реализации чтения, говорения, письма и аудирования ЕГЭ по английскому языку.

Кейс-метод представляет собой технику активного обучения, заключающуюся в использовании конкретных учебных ситуаций при организации процесса обучения, нацеленную на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях

При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода: – как указывалось выше, кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна; – в процессе сотрудничества учителя и учащегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку; – результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы. Несомненно, такие навыки будут востребованы и в будущей профессиональной деятельности обучающихся. – важным достоинством кейс–метода является и формирование ценностей, жизненных установок учащихся. Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей.

Кейс представляет собой событие, произошедшее в той или иной сфере деятельности и описанное автором для того, чтобы способствовать обсуждению, анализу ситуации и принятию решения. Кейс должен включать в себя конкретную ситуацию (случай, проблему, историю из реальной жизни), контекст ситуации (хронологический, исторический, контекст места), комментарий ситуации, представленный автором, вопросы или задания для работы с кейсом.

    Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. Его суть также состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения, суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации. Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста , и включает в себя следующие этапы: - индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); - работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; - презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейсметод, их подготовки и проведения. Пример кейс метода из опыта работы.

Предмет: Английский язык (9 класс)

Тема урока: «Путешествие в Нью-Йорк»

Этапы работы.

1. Актуализация знаний. Представьте ситуацию. Вы работаете в

туристической фирме. Вы должны организовать поездку в Нью-Йорк для

определенной группы людей. Проанализируйте предложенную информацию и

предложите подходящие варианты размещения и проведения досуга.

2. Получение нового знания. Кейс содержит информацию о группе

туристов, о возможных вариантах размещения, о достопримечательностях НьюЙорка. Задачей каждой подгруппы является изучение материалов кейса и

обсуждение возможных вариантов его решения.

Итоговая часть занятия занимает около 10 минут и посвящена

представлению вариантов маршрутов, разработанных подгруппами. В рамках

итоговой части преподаватель организует процедуру оценки предложенных

подгруппами вариантов решений. Критерии оценивания разрабатываются на

основе учета требований к поездке, а также с точки зрения целесообразности

посещения выбранных достопримечательностей.

Кроме того, представление решения оценивается и с языковой точки

зрения.

Ученики делают фоторепортаж, видеорепортаж.

3. Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Что стало самым полезным? О

чем хотели бы получить дополнительную информацию. Самооценка работы на

уроке.

4. Домашнее задание.

Тест

… is the biggest part of New York

a) Brooklyn

b) The Bronx

c) Manhattan

… is the tallest building in New York

a) The Rockefeller Center

b) The Empire State Building

c) The Chrysler Building

… is famous for unusual building,

which was designed by Frank Lloyd

Wright.

a) The Rockefeller Center

b) The Chrysler Building

c) The Guggenheim Museum

Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и выбрать свой, наиболее эффективный для конкретной группы обучающихся, пересмотреть десять учебников и не придерживаться ни одного неукоснительно, учитывая индивидуальные условия, - вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать и пробовать – на основе осмысления результатов, последовательно требовать, неустанно совершенствоваться – это единственно правильный курс преподавателя.

По моему мнению, применение кейс-технологии при обучении иностранным языкам как нельзя более точно соответствует вышеизложенным принципам. Несомненно, применение кейс-метода имеет некоторые преимущества и риски. Однако, как и у любого другого метода, у данного метода есть и свои трудности в использовании. Прежде всего, необходимо много времени для грамотной подготовки кейса к занятию. Преподаватель должен продумать форму представления кейса и спланировать деятельность обучающихся, сочетая индивидуальные и групповые формы работы. Непростой момент для преподавателя — это оценивание, ибо требуется оценить работу каждого участника, его активность и оригинальность, в то же время необходимо объективно оценить и его знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_tehnologii.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Кадушкина Светлана  Валентиновна,

Учитель английского языка ГБОУ  СОШ №390

 Красносельского  района Санкт-Петербурга

Кейс-метод в образовательном процессе: организация самостоятельной работы обучающихся.

Современные образовательные технологии предлагают инициативному педагогу широкий выбор разнообразных методов и приемов для реализации требований новых стандартов. Моей задачей стал непосредственный выбор технологии, которая позволила бы адаптировать ее к требованиям стандартов нового поколения с учетом специфики обучения иностранным языкам .

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Ситуативная методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания социальных наук не только в высших учебных заведениях и семинарах по повышению квалификации работников разных сфер, но и в общеобразовательных учреждениях. Использование ситуативной методики позволяет учащимся школы проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Отличительными особенностями кейс–метода являются: - описание реальной проблемной ситуации; - альтернативность решения проблемной ситуации; - единая цель и коллективная работа по выработке решения; - функционирование системы группового оценивания принимаемых решений; - эмоциональное напряжение учащихся. Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса. Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно– воспитательной деятельности

Кейс-метод можно представить в как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс- методе свои роли. Работая с кейсами, обучающиеся учатся принимать правильные решения и применять теоретические знания в конкретной ситуации, могут оценить и выбрать лучший вариант для решения проблем. Эти навыки необходимы учащимся в реализации чтения, говорения, письма и аудирования ЕГЭ по английскому языку.

Кейс-метод представляет собой технику активного обучения, заключающуюся в использовании конкретных учебных ситуаций при организации процесса обучения, нацеленную на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях

При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода: – как указывалось выше, кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна; – в процессе сотрудничества учителя и учащегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку; – результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы. Несомненно, такие навыки будут востребованы и в будущей профессиональной деятельности обучающихся. – важным достоинством кейс–метода является и формирование ценностей, жизненных установок учащихся. Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей.

Кейс представляет собой событие, произошедшее в той или иной сфере деятельности и описанное автором для того, чтобы способствовать обсуждению, анализу ситуации и принятию решения. Кейс должен включать в себя конкретную ситуацию (случай, проблему, историю из реальной жизни), контекст ситуации (хронологический, исторический, контекст места), комментарий ситуации, представленный автором, вопросы или задания для работы с кейсом

    Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. Его суть также состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения, суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации. Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста , и включает в себя следующие этапы: - индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); - работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; - презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейсметод, их подготовки и проведения. Пример кейс метода из опыта работы.

Предмет: Английский язык (9 класс)

Тема урока: «Путешествие в Нью-Йорк»

Этапы работы.

1. Актуализация знаний. Представьте ситуацию. Вы работаете в

туристической фирме. Вы должны организовать поездку в Нью-Йорк для

определенной группы людей. Проанализируйте предложенную информацию и

предложите подходящие варианты размещения и проведения досуга.

2. Получение нового знания. Кейс содержит информацию о группе

туристов, о возможных вариантах размещения, о достопримечательностях НьюЙорка. Задачей каждой подгруппы является изучение материалов кейса и

обсуждение возможных вариантов его решения.

Итоговая часть занятия занимает около 10 минут и посвящена

представлению вариантов маршрутов, разработанных подгруппами. В рамках

итоговой части преподаватель организует процедуру оценки предложенных

подгруппами вариантов решений. Критерии оценивания разрабатываются на

основе учета требований к поездке, а также с точки зрения целесообразности

посещения выбранных достопримечательностей.

Кроме того, представление решения оценивается и с языковой точки

зрения.

Ученики делают фоторепортаж, видеорепортаж.

3. Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Что стало самым полезным? О

чем хотели бы получить дополнительную информацию. Самооценка работы на

уроке.

4. Домашнее задание.

Тест

… is the biggest part of New York

a) Brooklyn

b) The Bronx

c) Manhattan

… is the tallest building in New York

a) The Rockefeller Center

b) The Empire State Building

c) The Chrysler Building

… is famous for unusual building,

which was designed by Frank Lloyd

Wright.

a) The Rockefeller Center

b) The Chrysler Building

c) The Guggenheim Museum

Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и выбрать свой, наиболее эффективный для конкретной группы обучающихся, пересмотреть десять учебников и не придерживаться ни одного неукоснительно, учитывая индивидуальные условия, - вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать и пробовать – на основе осмысления результатов, последовательно требовать, неустанно совершенствоваться – это единственно правильный курс преподавателя.

По моему мнению, применение кейс-технологии при обучении иностранным языкам как нельзя более точно соответствует вышеизложенным принципам. Несомненно, применение кейс-метода имеет некоторые преимущества и риски. Однако, как и у любого другого метода, у данного метода есть и свои трудности в использовании. Прежде всего, необходимо много времени для грамотной подготовки кейса к занятию. Преподаватель должен продумать форму представления кейса и спланировать деятельность обучающихся, сочетая индивидуальные и групповые формы работы. Непростой момент для преподавателя — это оценивание, ибо требуется оценить работу каждого участника, его активность и оригинальность, в то же время необходимо объективно оценить и его знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество учителя и ученика в процессе организации самостоятельной работы

В работе предложены основные формы самостоятельной работы на уроках математики...

Поисково-творческая школа как форма организации самостоятельной работы обучающихся

Интенсивность развития общества приводит к необходимости активно и осмысленно взаимодействовать с миром, умень изменяться, сохраняя свои целосность и индивидуальность, при этом быть успешным и ответст...

Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения

В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...

Организация самостоятельной работы обучающихся

Организация самостоятельной работы обучающихся...

Организация самостоятельной работы обучающихся средствами электронной образовательной среды.

В статье рассмотрены практические аспекты организации самостоятельной работы обучающихся средствами системы дистанционного обучения...

Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации самостоятельной работы

Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации самостоятельной работы...