Сотворчество и оценивание как их совместить?
статья

Фатеева Татьяна Алексеевна

как подвести ребёнка к оцениванию ,создавая на уроке атмосферу сотворчества и стремления к достижению образовательного результата?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fateeva_t.a.statya.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Сотворческий образовательный процесс и оценивание

Фатеева Т.А.

МБОУ Каргасокская СОШ№2

В основе сотворчества учителя и ученика в образовательном процессе лежит сотрудничество в разнообразной деятельности. Оно составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе.

Сотворчество, с одной стороны, предстает как плодотворное общение учителя и ученика с помощью языковой деятельности. С другой стороны, сотворчество выступает как совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности.

Состоявшееся творческое взаимообогащение проявляется в расширении функционального поля деятельности обоих участников образовательного процесса, а также в формировании их личностного языкового статуса в этом пространстве. Это становится одновременно важным условием и надежным критерием успешного сотрудничества учителя и ученика

На сегодняшний день в центре образовательного процесса стоит активный и самоорганизующийся ученик, а  учитель  -  посредник либо сотрудник в его учебной деятельности. Наиболее полно новая образовательная стратегия выражается лозунгом: «Возьми в свои руки контроль над своим обучением».

Для того, чтобы научить учеников брать на себя ответственность за свои достижения мы решили перейти на более эффективное формирующее оценивание.

Формирующее оценивание сосредоточено на сравнении успехов учащегося с его прежними достижениями, содержит предложения о дальнейшей деятельности, поддерживающей развитие учащегося. Обратная связь своевременно и по возможности точно описывает сильные и слабые стороны учащегося. Инструменты формирующего оценивания -  это эффективные способы как коллективной, так и индивидуальной работы, позволяющие учителям сформировать навыки, необходимые для  эффективного и гибкого оценивания достижений учащихся.

Применение альтернативной системы оценивания учебных достижений школьников происходит в процессе обучения и дополнительного образования. Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе сотрудничества и сотворчества с учениками, что помогает в развитии положительной мотивации к учению, и оно становится учением с увлечением.

Данная система работы позволяет развивать у учащихся способность к самообучению, самоуправлению и самообразованию и основана на следующих принципах:

  • Принцип градации трудности учебного материала означает, что на основе любого учебного материала предусмотрены должны быть различные виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся любого уровня подготовки.
  • Принцип свободы выбора учеником уровня трудности учебного задания позволяет учащимся осознать свою ответственность за результат учебной деятельности и формировать адекватную самооценку.
  • Принцип постепенного накопления достижений означает, что темп накопления достижений у каждого ученика может быть индивидуален. При этом нельзя ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.
  • Принцип свободы для улучшения учеником своих учебных достижений означает, что учащиеся имеют возможность улучшить свои старые достижения.

В ходе обучения происходит формирование оценочной самостоятельности у учащихся.

Оценочная самостоятельность – самостоятельное установление своей работы, её оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.

Применение инструментов ФО позволяет учителю творчески подойти к различным средствам и  способам оценивания, переработать, создать на их

основе новые способы и применить в соответствующей учебной ситуации.

 С действием самооценки и контроля ученик встречается уже на первом уроке. Ему предлагается лесенка из десяти ступеней – лесенка успеха. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа – первый опыт ребёнка по самооценке, которая впоследствии формируется и совершенствуется на каждом уроке. Чаще всего дети ставят себя на верхние ступеньки.

Формирование оценочной самостоятельности  мы начинали с работы с эталонами, под которыми мы понимаем точный образец, установленный единицей измерения и со шкалами. Работа с эталонами – основа содержательной оценки учащихся. Приучив учащихся работать с эталонами такого вида, мы готовим их к выработке собственных эталонов, которые в свою очередь помогут осуществлять объективное оценивание своей работы.

Итак, на первом этапе мы анализируем работу детей, затем учим детей анализировать работу других, впоследствии – и свою. Трудность была в том, чтобы нацелить детей не на обнаружение недостатков, неудач другого, на выявление положительных сторон и на мягкий совет по исправлению отрицательных моментов. Сегодня, дети свободно анализируют работы других и свои, и даже в слабом ответе пытаются найти положительные стороны. Они стараются помочь товарищу, а не обидеть его. При этом для оценивания используют сигнальные карточки. «Если вы считаете, что ученик справился с поставленной задачей – покажите улыбающегося человечка. Если где-то в чём-то допустил ошибку, то покажите задумчивого человечка» такие сигнальные карточки используются учащимися и при оценивании своей работы. Наиболее затруднительным в эксперименте оказался учёт усвоения детьми различных тем по предмету.

Но дети, как и взрослые, должны иметь шанс исправить свои ошибки и видеть – стали ли они учиться лучше? Такая картина отчётливее всего вырисовывается на страничке, отведённой отражению результатов, где можно проследить динамику. Учащиеся фиксируют результаты и отслеживают динамику школьной успешности в различных формах графиков и таблиц. В каждом квадратике записываются дата и результаты освоения того или иного результата. Если результат улучшается, ребёнок рисует звёздочку, уменьшилась - рисует тучку. Если результат остался прежним, обводит квадратик красным цветом. По мере проведения работ ребёнок отслеживает свою динамику и оценивает работу. Также он может построить график работы.

Во начальной щколе мы завели тетради продвижения. Лучше использовать такие тетради при анализе однотипных заданий, чтобы иметь возможность увидеть степень продвижения ученика. Например, учитель проводит диктанты по темам, состоящие из 15 слов. После проверки чертится график по количеству допущенных ошибок.

Ученик имеет возможность видеть свой «рост», что говорит о совершенствовании контрольно-оценочной деятельности ребёнка.

Мы используем следующие инструменты формирующего оценивания:

  • карта понятий

-  представляет собой иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определённой предметной области, какой её видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:

  1. Проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы.
  2. Проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий.
  3. Оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.

  • шкала самооценки, лист самооценки  

Основная цель учителя развивать у ребенка объективную сторону самооценки. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребенок научится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научиться эту трудность преодолевать. Ученик должен четко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться».

  • оценочные рубрики   

Довольно часто ученики, получив оценку, говорят: «Я не понимаю, чего от меня хотят!» или возмущаются: «Почему «4», а не «5»?» Ученики должны понимать, каких достижений мы от них ожидаем при оценивании и, что наиболее важно, какими критериями при этом пользуемся. Рубрики обеспечивают приемлемый путь для взаимодействия с учениками и совместной выработки учебных целей и критериев их достижения.

Рубрики это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.

  • мини-обзор  

В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе.

При переходе к развивающему оцениванию мы освоили и активно применяем следующие инструменты оценивания

           шкала самооценки;

  • оценочные рубрики;
  • минутный обзор.

Итак,формирующее оценивание

Центрировано на ученике.

ФО фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно дает учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения о том, как  улучшать и развивать учение.

 Направляется учителем.

ФО предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо, помимо собственного класса.

 Разносторонне результативно.

Формирующее оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растет их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учебе.

·Формирует учебный процесс.

Цель внутриклассного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Определено контекстом.

Это оценивание должно соответствовать определенным характеристикам и нуждам учителя, учеников и изучаемых дисциплин.

Непрерывно.

Внутриклассное оценивание – это продолжающийся процесс,

который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии.

Для более эффективной оценки учащихся следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты. На разных этапах учебной деятельности используются разные стратегии оценивания. Применяя ту или иную стратегию оценивания, важно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы добиваемся, как помогаем ученику размышлять о его успехах в учебе.

Источники:

  1. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
  2. Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания деятельности учителя-предметника: пособие для учителя/ И. Логвина, Л. Рождественская. - Narva 2012. – 48с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии сотворчества на уроках географии "Африка глазами Гумилева Н.С."

Итоговый урок по теме Африка с использованием стихотворений из цикла "Шатер" Н.С.Гумилева...

Газета "КЛАССные дела" как эффективный инструмент сотворчества

Классным руководителям предлагается в сотворчестве с учениками работа над созданием странички «КЛАССные дела»...

Сотрудничество, соуправление, сотворчество, как ведущие методы в организации деятельности классного руководителя.

Совместное сотворчество, сотрудничество семьи и школы создают условия для воспитания детей уверенных в себе, ответственных, отзывчивых, умеющих любить....

Сотворчество как реализация коммуникативно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

   В данной статье содержится материал, помогающий сделать процесс обучения чтению гласных в четырёх типах слога, а также сочетаний согласных  для учащихся начальной школы ...

Школа и семья: наше сотрудничество и сотворчество

Школа и семья: наше сотрудничество и сотворчество                Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание...

Социализация личности посредством сотворчества педагогов и обучающихся в театральном объединении «Радуга»

Социализация личности посредством сотворчества педагогов и обучающихся  в театральном  объединении «Радуга».Данная статья опубликована в журнале "Дополнительное образование и воспитани...

технология резонансного сотворчества в реализации проекта "Доступная среда"

Технология резонансного сотворчества открывает новые возможности в работе с детьми с ОВЗ. Инклюзивное образование, активно развивающееся в нашей стране, использует новые подходы и апробирует инновацио...