Олимпиадное движение в системе образования. Олимпиады - одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками.
статья (8, 9, 10, 11 класс)

Олимпиадные задания по иностранному языку способствуют расширению лингвистического и страноведческого кругозора обучающихся. От участников олимпиады требуется показать не только высокий уровень овладения программным материалом, но и творческий подход к выполнению предлагаемых заданий, начитанность, сообразительность, а в ряде случаев – языковую догадку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадное движение в системе образования. Олимпиады - одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками.

    Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Самой массовой олимпиадой школьников является Всероссийская олимпиада школьников, которая проводится Министерством образования и науки РФ уже более полувека по широкому кругу общеобразовательных предметов. В поле действия этой олимпиады попадают практически все школьники 5-11 классов.

Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку, поддержка одаренных детей, в том числе содействие в их профессиональной ориентации и продолжении образования; пропаганда лингвистических и социокультурных  знаний, связанных с историей и культурой англоязычных стран и, в конечном итоге, формирование будущей интеллектуальной элиты государства.

Олимпиадные задания по иностранному языку способствуют расширению лингвистического и страноведческого кругозора обучающихся. От участников олимпиады требуется показать не только высокий уровень овладения программным материалом, но и творческий подход к выполнению предлагаемых заданий, начитанность, сообразительность, а в ряде случаев – языковую догадку.

Как правило, в содержание олимпиадных заданий включены тексты и задания по следующим разделам: аудирование, чтение, лексика и грамматика, письмо.

Анализ выполнения олимпиадных заданий прошлых лет позволяет сформулировать некоторые общие, актуальные для всех возрастных групп обучающихся рекомендации:

- В аудировании и чтении необходимо вырабатывать умение не обращать внимания на слова, от которых не зависит понимание основного содержания. При этом следует помнить, что в аудиотексте основная мысль, как правило, выражена словами, синонимичными тем, которые использованы в тестовом вопросе.

- Важно уметь рационально использовать для ответа и время звучания аудиозаписи, и паузы между прослушиваниями аудиотекстов.

- Необходимо уметь выделять запрашиваемую информацию и игнорировать второстепенную.

- Необходимо не забывать о том, что при заполнении пропуска нужно вписывать только недостающую лексическую единицу, не повторяя слова, уже приведенные в предложении.

 - Следует регулярно практиковаться в выполнении письменных заданий разного объема.

  Проведению олимпиады на иностранном языке предшествует, как правило, большая и кропотливая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны обучающегося.

 Что же необходимо школьнику для успешного участия в этом интеллектуальном состязании? Учитывая особенности английского языка, можно выделить составляющие такого успеха:

- развитый лингвострановедческий кругозор, знание языкового и страноведческого материала;

- умение выполнять грамматические и лексические упражнения различной степени трудности, владение необходимым для этого языковым запасом;

- практические умения и навыки, знание основных приемов аудирования, чтения, говорения.

 Задачей школьного этапа олимпиады по английскому языку является популяризация английского языка в школах, привлечение как можно большего числа школьников к участию в олимпиаде, поэтому уровень сложности заданий на этом этапе не должен быть завышен, задания должны быть интересными и посильными для учащихся соответствующих возрастных групп.

Задачей муниципального этапа олимпиады по английскому языку является отбор наиболее одаренных школьников для участия в последующих этапах олимпиады, поэтому уровень сложности заданий на этом этапе должен быть выше, чем на школьном этапе, но ниже, чем на последующих этапах.

Венцом олимпиадного года, безусловно, является заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников, сложность заданий на котором соответствуют уровню В2-С1по шкале Совета Европы и задания подбираются самые творческие и оригинальные.

 Что касается типов заданий, то они отличаются большим разнообразием:

  • множественный выбор (multiple choice) - выбор среди трех или четырех вариантов ответов или выбор вариантов ответов из предложенного меню (списка вариантов);  
  • альтернативный выбор (true/false) или усложненный альтернативный выбор (true / false / not stated);
  • перекрестный выбор (matching) - из двух списков единиц подобрать пары по тем или иным предложенным признакам;  
  • упорядочение (rearrangement) - составить связный текст из разрозненных предложений или абзацев; восстановить последовательность событий, представленных в произвольном порядке; вставить в текст пропущенные предложения или части предложений;  
  • завершение высказывания (completion) - нахождение недостающего компонента;
  •  ответы на вопросы закрытого и открытого типа (краткие и развернутые);

Стоит напомнить, что на региональном и заключительном этапах олимпиады вводятся интегрированные задания на Listening & Reading, причем аудиозапись звучит только один раз.

  

Как подготовить учащихся к выполнению заданий лексико-грамматического теста:

  1. Знакомить учащихся с грамматическими нюансами языка (advanced grammar points) и более продвинутой лексикой. В этом вам помогут книги издательства Macmillan Advanced Language Practice, авторы Michael Vince и Peter Sunderland, где вместе с грамматикой можно потренировать лексические единицы в разнообразных упражнениях, отличающихся от тех, которые приводятся в наших учебниках.
  2. Выполнять задания из серии книг наставника московской команды, педагога, подготовившего 2 абсолютных победителей заключительного этапа ВОШ, А.П. Гулова «Olympway.Олимпиадные задания по английскому языку».
  3. Ю. Б. Курасовская и др. «Всероссийская олимпиада. Английский язык. Задания регионального и заключительного этапов. С ответами и комментариями.
  4. К. С. Махмурян, О. П. Мельчина «Олимпиады по английскому языку для 9 - 11 классов».
  5. О. П. Мельчина «Be the best! Будь лучшим! Готовимся к олимпиадам по английскому языку».
  6. Для изучения и отработки употребления фразовых глаголов рекомендуется пособие Jake Allsop «Test Your Phrasal Verbs» с 60 тестами на практику употребления основных фразовых глаголов.
  7. «English Idioms in Use» Michael McCarthy, Felicity O’Dell. Здесь можно найти фразеологизмы, распределенные по 60 тематическим блокам,  и упражнения для их запоминания.
  8. J. Thomas Advanced Vocabulary and Idioms. Данное пособие обязательно к прорешиванию. Оно позволяет расширить словарный запас и узнать новые идиоматические выражения. Также оно дает возможность структурировать уже знакомые синонимы в единую систему, что невероятно помогает при написании Writing части любой олимпиады.
  9.   J. Thomson, A. V. Martinet A Practical English Grammar. Если вы уже освоили Raymond Murphy&primes «English Grammar in Use» и хотели бы повысить уровень знаний и набить руку, то эта серия для вас. Она состоит из основного учебника с теорией и 2-х сборников с практическими заданиями. Очень освежает, в особенности, когда считаешь, что уже освоил грамматику в совершенстве.
  10. Pauline Cullen, Amanda French The Official Cambridge Guide to IELTS. Книга позволяет выработать и отточить навыки решения заданий формата IELTS, нередко попадающихся на олимпиадах. В этой книге особое внимание обратите на аудирование и чтение.
  11. Nick Kenny, Jacky Newbrook CAE Practice Tests Plus. Сборник задач особенно привлекает не только своими многогранными и интересными заданиями, но и тем, что в ключах есть доказательства правильности суждений, приведенные авторами. Раздел «Аудирование» этой книги советую всем, кто хочет весело провести время.
  12. Mark Harrison CPE Practice Tests. Только открыв эту книгу, вы ясно поймете, что не знаете английский. Совсем. Прорешаете ее хотя бы наполовину верно – считайте, что почти выиграли Всероссийскую олимпиаду.
  13.  Голицынский Ю. Б. Great Britain. В доступной простому смертному форме автор повествует об истории Британской империи, начиная с кельтов и заканчивая нашим временем. Также есть приятные сноски с транскрипцией и итоговыми вопросами, позволяющими легко освежить материал.

Интернет-ресурсы

  1. BBC. Learning english.  
  2. ORORO. Можно совмещать приятное с полезным и смотреть любимые сериалы с субтитрами, которые мгновенно переводят незнакомое слово при наведении на него курсора.
  3. olimpiada.ru
  4. english.mosolymp.ru
  5. vos.olimpiada.ru
  6. upwego.ru
  7. ieltsonlinetests.com
  8. Научитесь обращать внимание на детали. Если в задании требуется подчеркнуть несколько слов в письменной работе, нужно это сделать. В вопросах с открытым ответом всегда написано, сколько в ответе должно быть слов.
  9. Самыми пугающими и непредсказуемыми обычно кажутся задания на страноведение. Выучить все - задача, далекая от реальности, поэтому стоит просто постоянно расширять знания - читать как можно больше текстов по культуре англоговорящих стран, слушать подкасты, смотреть исторические фильмы. Следует знать как минимум базовые факты о Великобритании, США, Австралии и Канаде (флаги, столицы, символы, важные исторические события, самых выдающихся людей).
  10. Сложности возникают с заданиями на знание идиом. Идиомы удобно запоминать тематическими блоками: animal idioms, time idioms, colour idioms и другие - их очень много. Советуйте выписывать идиомы и их значения, искать к ним ассоциации - так их легче запомнить. В онлайн версии Кембриджского словаря есть блог, в котором иногда бывают записи об идиомах и полезных выражениях в целом.

Задания  конкурса письменной речи (Writing)

Олимпиадные задания конкурса письменной речи многообразны. Это может быть написание письма или эссе по предложенной теме, рецензии, анализ графика или диаграммы, отчет о прошедшем мероприятии,  статья или рассказ с опорой на картинку и обязательным употреблением определенных слов.  

Невозможно предугадать, какое письменное задание попадется на олимпиаде, поэтому необходимо научить разным жанрам письменной речи, так как разные виды письма характеризуются определенным стилем (формальным, неформальным, нейтральным),  структурой, технологией написания, оформлением и иногда даже устойчивой лексикой (например, в описании графиков).

Для того чтобы научить всем жанрам письменной речи я рекомендую учебные пособия издательства Express Publishing из серии Successful Writing Вирджинии Эванс. Каждое пособие уровня Intermediate или Upper-Intermediate включает детальную теорию, описание структуры, соответствующие лексические единицы  и практические упражнения для успешного написания того или иного задания.

Как подготовить учащихся к выполнению письменных заданий:

  1. Для развития письменной речи нужно много читать, причем лучший эффект можно получить, если читать специализированные материалы по совершенствованию письма на английском языке.  
  2. Самый главный совет - это, конечно, практика. Нужно тренироваться писать на английском языке как можно чаще.  
  3. При подготовке к олимпиаде тренируйте выполнять задания на время. На олимпиаде нет возможности долго обдумывать текст, начать писать по теме нужно довольно быстро. Дайте 5 минут на планирование в начале работы и оставьте еще 5-10 минут в конце тура на подсчет слов и проверку написанного.

Задания конкурса устной речи (Speaking)

 Задания конкурса устной речи отличаются от заданий ЕГЭ:

  • Это не описание картинки, а экскурсия (каждый участник играет 2 роли - гида и экскурсанта).
  • Содержание: употребляется сложная лексика (русский и английский язык), осуществляется отбор информации из факт-файла, изложение информации.
  • Работа в паре - важно слушать собеседника и взаимодействовать с ним.
  • Вопросы о дополнительной информации.

Задания конкурса устной речи проверяют не только умения продуцировать речь, но также и умение внимательно слушать, так как обязательное условие  конкурса устной речи задать 2 уточняющих вопроса собеседнику, причем вопросы не должны касаться информации, прозвучавшей в выступлении.

В олимпиадных заданиях регионального этапа  участники готовят речь на основе предоставленной им информации на русском языке (fact file) и картинок, в то время как на заключительном этапе им предлагается озвучивание видеосюжета с синхронизацией по времени.

Как научить выполнять задания конкурса устной речи:

Что касается самого ответа на олимпиаде, то есть несколько советов:

1. Помнить про жанр: в любом выступлении обязательно должно быть вступление, привлечение внимания, заключение.

2.  Использовать план, данный в задании, чтобы раскрыть все аспекты, при этом использовать средства логической связи как мостики-переходы.

3. Слушать собеседника - не задавать вопросы о том, что уже прозвучало.

4. Быть готовым к неожиданным вопросам.

5. Соблюдать нормы вежливости  - быть вежливым, взаимодействовать с собеседником.

6. Отрабатывать навыки устной речи систематически на уроках, а не от случая к случаю. При этом использовать соответствующие данной ситуации речевые конструкции.

В заключении хочется отметить, что подготовка к выполнению олимпиадных заданий должна охватывать все аспекты речевой деятельности и вестись систематически, причем не только на уроках, но и самостоятельно дома. Для того, чтобы преуспеть, нужно изучить наиболее часто встречающиеся форматы олимпиадных заданий, варианты работ прошлых лет. Конечно, точно узнать, какое задание достанется на туре, невозможно до самой олимпиады, однако отдельные типы заданий встречаются из года в год, от муниципального этапа до заключительного. Многие из них аналогичны заданиям международных языковых экзаменов: FCE, CAE, TOEFL, IELTS. Если разобраться с ними, прочитать специальную литературу и проделать множество упражнений, то на самой олимпиаде получится сэкономить время, решать задания спокойно и быстро.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Одарённый ребенок, какой он?  Возможности использования  компьютера  в преподавании. Направления применения информационных технологий на уроках физики....

ДОКЛАД на тему: «Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Духовное краеведение Подмосковья», как форма работы с одаренными детьми»

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном и...

"Подготовка учащихся к олимпиадам - форма учебной мотивации одаренных школьников"

Выступление на городском семинаре учителей химии, в котором автор делиться опытом работы по подготовке школьников к олимпи адам разного уровня....

Подготовка учащихся к олимпиадам по химии - форма учебной мотивации одаренных школьников

Презентация к выступлению на городском семинаре учителей химии по теме "Подготовка учащихся к олимпиадам по химии - форма мотивации одаренных школьников"...