"Подготовка учащихся к олимпиадам - форма учебной мотивации одаренных школьников"
методическая разработка на тему

Дранишникова Любовь Ивановна

Выступление на городском семинаре учителей химии, в котором автор делиться опытом работы по подготовке школьников к олимпи адам разного уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_uchashchihsya_k_olimpiadam_po_himii.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся к олимпиадам по химии – форма учебной мотивации одаренных школьников

(выступление на заседании городского методического объединения учителей химии)

        В современной школе олимпиады стали не разовым событием для отдельных учеников, а частью образовательного процесса для всех.

        Для школьника участие в олимпиаде – это не только проверка учебных достижений, испытание собственных возможностей, признание интеллектуального успеха, но и ориентация на будущую профессию.

        Для учителя – предметника, который одновременно выступает «партнером», «наставником» и «тренером», победа учеников на олимпиаде считается профессиональным достижением и важным показателем научно-методической работы.

        Для общества олимпиады – действенный механизм выявления и развития интеллектуально одаренной молодежи, будущей кадровой элиты.

        Предметные олимпиады в России имеют иерархическую структуру и проходят на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском уровнях. Победители всероссийского уровня участвуют в международных олимпиадах.

        Хорошо известны цели предметных олимпиад:

  1. Повышение интереса школьников к химии, углубление их знаний и развитие умений в этой области.
  2. Выявление одаренных учащихся, обладающих способностями и проявляющих интерес к химии.
  3. Профессиональная ориентация.
  4. Подготовка к ЕГЭ (часть С).

Что необходимо школьнику для успешного участия в данном интеллектуальном соревновании? Учитывая особенности химии как естественной и экспериментальной науки можно выделить три составляющих такого успеха:

  1. Развитый химический кругозор (знание свойств большого круга веществ, способов их получения, областей применения; участие в работе элективных курсов, написание реферативных, проектных работ…).
  2. Умение решать химические задачи, владение необходимым для этого математическим аппаратом (углубленно изучаемые предметы – химия, биология, математика).
  3. Практические умения и навыки (знание основных приемов проведения химических реакций, очистка веществ и разделение смесей, идентификация веществ). Особенно эта составляющая важна, если мы предполагаем, что ученик имеет шанс принять участие в экспериментальном туре.

Итак, как формировать кругозор учащихся? 

Если школьник обучается в классах с углубленным изучением химии и биологии или профильных классах, где на изучение данных дисциплин отводится большее количество учебных часов, то у учителя появляется возможность увеличить число часов на уроки совершенствования знаний учащихся. А это в итоге приводит к лучшему усвоению знаний учащимися, заинтересованности в предмете. Это же в дальнейшем может вырасти и в успешные выступления на олимпиадах, и в подготовку реферативных, проектных работ, в активное участие в уроках-семинарах, в предметной неделе.

Также немалый вклад в развитие кругозора школьников вносят  элективные курсы, самостоятельная работа учащихся по изучению научной литературы по химии, индивидуализация обучения учеников.

В нашей школе с целью повышения мотивации учащихся к изучению предмета изучаются в 10-11 классах два авторских курса «Химия в задачах, 9-11 классы», а также «Основы проектно-исследовательской деятельности», прошедшие сертификацию в ГБОУ ДПО НИРО.

Умение решать химические задачи.

        Самое сложное на олимпиадах – это решить расчетные или качественные задачи. Даже если ученик обладает хорошими теоретическими знаниями, необходимыми для решения задачи, часто бывает, что он эту задачу решить не может. Этому может быть две причины: первая – слабая тренированность, а вторая – плохое знание алгоритмов решения задач.

         Внедрение в учебный процесс нашего учебного заведения авторского курса «Химия в задачах, 9-11 классы» позволяет нам решать проблему качественной подготовки учащихся к поступлению в вузы химического профиля. Одновременно с этой решается и ещё одна важная, на наш взгляд, задача – результативной подготовки учеников к олимпиадам по химии разного уровня, а также всевозможным интеллектуальным конкурсам.

Данный авторский курс реализуется в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» г.Дзержинска Нижегородской области с 1998-1999 учебного года. Цель этого курса -  развить у учащихся

умения:

  1. решать предметно-типовые, специфические задачи по дисциплине (типовые умения);
  2. осуществлять логические приёмы на материале знаний по предмету (логические умения);
  3. решать нестандартные задачи с использованием знаний по дисциплине

(творческие умения);

  1. осуществлять общие приёмы учебной работы (учебные умения).

Программа этого курса предполагает следующее распределение учебных часов: в 9 и 10 классах 1 час, в 11 классе 2 часа в неделю. Она построена по принципу логического изложения: для усвоения последующего материала необходимо знание предыдущего. Так, девятиклассникам на занятиях данного курса предлагаются задачи изученных ранее типов (по трём уровням сложности. Это, с одной стороны, служит надёжной предпосылкой, мотивирующей учащихся на дальнейшее изучение курса (у школьников уже есть базовые знания, позволяющие им стать при изучении курса успешными). С другой стороны, дифференциация задач служит одним из факторов, повышающих активность всех участников процесса обучения, позволяет им приобрести навыки в решении задач разного уровня сложности.

Учебные занятия курса построены по принципу «восхождения вверх по лестнице знаний» - освоил алгоритм решения задач первого уровня, переходи ко второму. Чувствуешь себя уверенно при решении заданий второго уровня, поднимайся на третий. Каждому ученику на занятиях курса учитель предлагает столько заданий того или иного уровня сложности, сколько ему необходимо для перехода на следующую ступень. Не требует особых доказательств тот факт, что у каждого человека свой тип нервной системы, то или иное своеобразие соотношений между функциями полушарий мозга, присущие только данному индивиду черты характера. Все эти природные особенности личности определяют время, необходимое школьнику для полного усвоения алгоритма решения заданий конкретного вида. Есть тематическое планирование, в котором на каждый тип решения задач отводится строго определённое число часов. Логичен вопрос: А если отведённое время закончилось, а школьник всё ещё находится на первом уровне? Как быть? На занятиях курса используются недельные домашние задания – индивидуальные карточки с набором специально подобранных для школьников заданий. Содержимое карточек можно варьировать в зависимости от целей их использования. Так, карточки могут содержать только задания изучаемой темы, одного или нескольких уровней сложности. Такие карточки получают учащиеся, испытывающие определённые затруднения в освоении алгоритмов решения задач изучаемого типа. Если у школьника остались сомнения по решению задач предыдущей темы, то недельные задания наряду с задачами текущей темы могут включать задачи и темы предыдущей. Недельные задания используются при подготовке учащихся для поступления в вузы химического профиля и при подготовке школьников к олимпиадам различного уровня. Такие карточки включают в себя теоретические вопросы, не изучаемые в рамках школьной программы или вызывающие определённые трудности в изучении,  расчётные задачи повышенного уровня сложности, а также они могут быть построены из тестовых заданий. Карточки с недельными заданиями не заменимы и при развитии творческих способностей учащихся. Квалифицированный педагог использует массу различных ситуаций, в которых данная форма деятельности учащихся и учителя будет успешно работать на заранее прогнозируемый результат.

        После проверки выполненных работ проводится совместное обсуждение, в ходе которого выявляются вопросы, вызывающие затруднения у учащихся, предлагается им решить те же задания альтернативным способом. Некоторые работы учащихся возвращаются для их доработки. Новые недельные задания школьники получают по мере необходимости. В ряде случаев рекомендуется им литература, прочитав которую, школьники смогут самостоятельно выполнить предложенные учебные задачи.

        Обучение школьников на занятиях авторского курса осуществляется в рамках стратегий  ускоряющего  и обогащающего обучения, цель которых – научить учащихся использовать самостоятельно добытые знания при решении задач практического содержания. В ходе такого обучения педагог лишь сопровождает учащихся на пути их личностного роста. Его цель,- не клонирование одинаковых, подогнанных под некий заранее заданный эталон субъектов учебной деятельности, наделённых определёнными знаниями, умениями и навыками. Учитель должен вооружить своих учеников всем возможным арсеналом методов и средств учебной деятельности, стимулирующих развитие их творческого мышления, интеллекта, неординарных, присущих только данному индивиду способностей и наклонностей, богатейших интересов и возможностей. Метод проблемных учебных задач позволяет учителю результативно действовать на занятиях курса в соответствии с целями, определёнными технологиями развивающего и проблемного обучения.

        Под методом проблемных учебных задач понимается возможность обучения школьников самостоятельному решению учебных заданий, способы решения которых ему ещё не известны. Использование данного метода при обучении школьников решению расчётных задач весьма эффективно. На практике он реализуется следующим образом. Объясняя ход решения той или иной задачи, показываем несколько возможных вариантов её решения, анализируем каждое, выявляя источник его возникновения, совместно с учащимися определяем наиболее рациональное из них, аргументировано обосновывая свой выбор. Такой подход заставляет учащихся стать активными участниками процесса обучения, показывает, что любая учебная задача в принципе не алгоритмична и может быть решена по-разному, в зависимости от индивидуальных мыслительных качеств личности. Метод проблемных учебных задач формирует у учащихся отказ от шаблонного мышления, заучивания алгоритмов решения того или иного типа задач, заставляет школьников мыслить латерально (широко, в разных направлениях), самостоятельно находить выходы из сложных, порой «тупиковых» ситуаций. Несомненно, такая методика обучения даёт учащимся свободу выбора в его действиях по решению учебной задачи, а значит, и свободу в творческом самовыражении, создаёт у школьников стойкую уверенность в собственных силах, раскрывает весь спектр потенциальных возможностей личности, направления её одарённости.

У школьников в процессе такой деятельности педагога формируется желание попробовать свои силы в учебной деятельности подобного рода. Опираясь на приобретённый опыт, ученики, решая новую учебную задачу, уже не боятся ошибочных решений. Рассуждая, делают предположения, высказывают своё мнение, опровергая или принимая его.

Работа в таком режиме предусматривает тесное сотрудничество между учителем и его учениками. Задача учителя – научить учащихся  самостоятельно находить правильное решение, совершать свои собственные, пока ещё маленькие открытия.

        Во втором полугодии к работе с девятиклассниками на занятиях курса подключаю учащихся 10 и 11 классов (метод взаимообучения). Старшеклассники очень ответственно относятся к порученному делу: учатся объяснять учебный материал, находят интересные задачи, обосновывают свой выбор. Для старшеклассников такая форма работы важна. Она поднимает авторитет  способныхъ школьников не только у учеников 9-х классов, но и у сверстников тоже, позволяет почувствовать свою значимость, поддерживает их интерес в познавательной активности, желание узнать больше, наконец позволяет почувствовать себя коллегой учителя. А младшие школьники, общаясь с такими «учителями», видят, к чему им следует стремиться (положительный пример - стимул к развитию личности).

        Работа педагога в рамках курса позволяет сделать качественную подборку задач (типовых, аналитических, творческих, исследовательских) по разным темам курса химии 9-11 класса, с учётом индивидуальных предпочтений обучаемых.  Данные задачи:

  • имеют оригинальную и необычную постановку вопроса, например: Для маленьких детей любой металл – железо. Как бы Вы объяснили малышу, что металлы бывают разными и что их нельзя называть одним словом «железо»? Нарисуйте схему опыта, которым можно сопроводить Ваше объяснение;
  • требуют умения логически связывать воедино отдельные химические явления и факты, например: При внесении некоторого твёрдого вещества А в жидкость Б выделился газ Х, поддерживающий горение деревянной лучины. Обсудите, что могут представлять собой вещества А.Б, Х,  напишите возможные уравнения реакций;
  • вызывают необходимость использовать знания как нескольких разделов химии, так и общих положений физики, математики, экономики, например: В герметический сосуд емкостью 6 л поместили заполненный газом полиэтиленовый пакет объёмом 2 л. Пакет весил на воздухе 0,536 г. (Объём и массу пакета определяли при 760 мм рт. Ст. и 0 °С). Сосуд с пакетом продули чистым кислородом и затем увеличили давление кислорода в сосуде до 1013 мм рт. Ст. (при 0 °С). Пакет подожгли раскалённой спиралью. После сжигания и охлаждения  до 0°С давление в сосуде составило 825 мм рт. ст. Пакет сгорел полностью. Внутри было обнаружено 0,804 г воды. Какой газ содержался в полиэтиленовом пакете? Объёмом  полиэтилена, воды и давлением её паров можно пренебречь;
  • стимулируют более глубокое изучение вопросов и приобретение практических знаний по химии, например Смесь двух веществ, представляющих собой красные порошки, нагрели в пробирке. После нагревания получено соединение А и простое вещество Б. Известно. Что исходные красные порошки можно получить, нагревая вещество А в токе водорода, а Б – в атмосфере кислорода. Назовите состав исходных веществ и веществ А и Б. Напишите уравнения реакций.

Решение задач в химическом образовании играет большую роль, так как это один из приёмов обучения, посредством которого можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, обеспечить полное, глубокое, осмысленное усвоение знаний по химии, сформировать умения целенаправленного применения приобретённых знаний, в том числе межпредметного содержания. Решение задач всегда связано с более сложной мыслительной деятельностью (умением систематизировать, обобщать, аргументировать, строить логические цепочки, формулировать выводы и умозаключения).

Типов задач много - от простых до самых сложных. Тем не менее, решение большинства из них требует от учащихся уверенного владения небольшим числом расчётных и логических алгоритмов, позволяющих уверенно решать подавляющее большинство задач по химии, включая и творческие. Программа авторского курса «Химия в задачах, 9-11 классы» помогает разрешить и эту проблему.

Итак, решению проблемы активизации мыслительной деятельности   учащихся на занятиях по химии, переводу школьника в режим активного участника процесса обучения, воспитания и творческого развития способствует внедрение в учебный процесс авторских курсов. На занятиях таких курсов процесс обучения реализуется так, чтобы не было ограничений, прямо или косвенно подавляющих творческое начало в учениках. Кроме того, структура занятий с учащимися является гибкой по организации. Наконец, учебные занятия такого рода способствуют развитию самостоятельности и самоопределению школьников.

Введение в учебный план профильных классов авторского курса «Химия в задачах, 9-11 классы» позволяет учителю отрабатывать навыки решения практических, творческих, исследовательских задач различной сложности по пройденным темам в соответствии с потребностями учащихся (участие в олимпиадах, НПК, поступление в вузы химического профиля).

Таким образом, еще раз отметим, что  для успешной подготовки школьников к олимпиаде умения решать расчетные задачи играют огромную роль.

Практические умения и навыки.

        В теоретических заданиях могут быть вопросы о проведении мысленного эксперимента («Предложите конструкцию прибора…») или качественные задачи. На региональных этапах олимпиад появляется – экспериментальный тур. Поэтому умения непосредственной работы с веществами и химическим оборудованием также очень важны для успешного выступления школьников на олимпиадах разного уровня. Если ученик ни разу самостоятельно не собирал приборы, не видел, чем отличаются вещества друг от друга, не проводил качественные реакции – справиться с такими заданиями ему будет нелегко.

        К экспериментальному туру следует готовиться с учениками отдельно. Здесь нужны индивидуальные занятия, где ученик может получить консультацию и задание для самостоятельного выполнения, где может получить ответы по интересующим его вопросам, проделать химический эксперимент.

        Олимпиада – одна из важнейших форм внеклассной работы по химии. Она не только помогает выявить способных учащихся, но и стимулирует углубленное изучение предмета, создает условия для развития познавательного интереса к химии. А учителю помогает проверить готовность учащихся у усвоению материала повышенной сложности и объективно оценить свои собственные успехи.

Исследовательская деятельность – ещё одно направление, которое позволяет учащимся реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, ощутить эмоциональное удовлетворение от проделанной работы.

Организация целенаправленной исследовательской деятельности с  учениками  включает в себя:

  • Обучение их работе с дополнительной и научной литературой;
  • Обучение написанию сначала докладов, потом рефератов по интересующей их теме;
  • Приобретение опыта публичных выступлений;
  • Обучение написанию ими  ученической исследовательской работы с последующим участием в городской научно-практической конференции «Старт в науку» и других конференциях и конкурсах.

Началом исследовательской работы с учащимися считаю выбор её темы. Данный вопрос, требует особого рассмотрения. Изучение новинок научной литературы, серьёзных публикаций, монографий и т.п. – одна из сложнейших сторон этой деятельности как для ученика, так и для его учителя. Так как работа в исследовательском режиме занимает длительный период времени, важно, чтобы выбранная проблема для написания реферата или научной работы не потеряла актуальности для выполняющего её школьника, «захватывала», увлекала его. Корректная и оригинальная формулировка темы исследования здесь окажется как нельзя кстати. Это позволит школьнику построить свою работу нетрадиционно, рассмотреть проблему с нестандартной точки зрения.

При организации исследовательской деятельности стараемся продумать форму реализации творческих работ. Перечислим основные требования к  написанию исследовательских работ школьников. Во-первых, необходимо показать актуальность разрабатываемой темы; во- вторых, содержание работы должно быть интересным, обязательно научным,  изложенным оригинально, нестандартно, нешаблонно. В-третьих, в ней должны быть выводы, к которым пришел ученик в процессе исследовательской деятельности; в-четвёртых, в представленной работе должна быть своеобразная «изюминка», яркий, запоминающийся  фрагмент выступления; в–пятых, следует обращать внимание на оформление работы, наглядность приводимых примеров, фактов; и наконец, работа по возможности должна быть практико-ориентированной.

Бывает и так, что школьника интересует не столько реферативная работа, сколько практическая деятельность в лаборатории. Тогда мы пытаемся найти такому учащемуся соответствующего научного руководителя, установить связь с вузами. Ученики 11-го класса, интересующиеся такой деятельностью, выполняют научные работы на базе Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского (ННГУ), а также  Дзержинского политехнического института Нижегородского государственного технического университета (ДПИ НГТУ).

Занятия в вузах помогают учащимся утвердиться в правильности выбранного ими пути. Со своими работами данные ученики выступают не только на городской конференции, но также на областной и студенческих конференциях, что способствует приобретению положительного опыта выступления перед публикой, умению чётко излагать свои мысли, анализировать, обобщать, делать выводы. Как правило, затем школьники для дальнейшего обучения выбирают тот вуз, в котором подобные работы были выполнены. Будучи студентами, пишут статьи, активно участвуют в различных конференциях, часто продолжают обучаться в аспирантуре при данном учебном заведении.

Таким образом, «любовь» к исследовательской деятельности, привитая со школьной скамьи, находит своё продолжение и в дальнейшей жизни бывшего учащегося. Следует отметить, что преподаватели вузов поощряют и всемерно поддерживают такую деятельность студентов. Исследовательская деятельность даёт возможность школьнику творчески развиваться на протяжении всего срока обучения, учитывая школьные годы и годы, проведённые в вузе. Мне кажется, это опровергает мнение некоторых учёных о неготовности вузов к работе с одарёнными школьниками, об отсутствии согласованности в работе с ними между школой и вузом. Возможно, исследовательская деятельность и есть та точка соприкосновения, которая позволит в дальнейшем развивать творческое начало учащегося на протяжении довольно длительного времени.

Современный этап развития  социально-экономической и культурной жизни общества происходит в условиях сложного сплетения социальных, научно-технических, экономических процессов, что существенно повышает потребность общества в социально активной личности, действующей в новых условиях с высокой мерой компетентности и ответственности.

        Всё очевиднее тот факт, что не сама по себе сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями становятся главным показателем всесторонне развитой личности, активная жизненная позиция которой характеризуется новым отношением к действительности и более высоким, чем прежде, уровнем воспитания. Развитие мышления человека, формирование его умений и навыков, систематическое, непрерывное образование стали объективной необходимостью.

        В своем выступлении я затронула лишь некоторые аспекты работы с учащимися, проявляющими интерес к изучению химии. Естественно, что у каждого учителя есть свои подходы по подготовке школьников к интеллектуальным и творческим конкурсам.

        Желаю вам успехом в работе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к олимпиадам через использование интерактивных форм обучения

В апреле 2012 года в Губернаторском многопрофильном лицее-интернате для одаренных детей Оренбуржья проходил региональный практико-ориентированный семинар "Создание творческой образовательной среды для...

Подготовка учащихся к олимпиадам по химии - форма учебной мотивации одаренных школьников

Презентация к выступлению на городском семинаре учителей химии по теме "Подготовка учащихся к олимпиадам по химии - форма мотивации одаренных школьников"...

Использование коррекционно – развивающих и игровых форм обучения, для повышения учебной мотивации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Математическая радуга Цель мероприятия:  привитие интереса к математике. Задачи мероприятия:формировать коммуникативную компетентность;совершенствовать вычислительные навыки учащихся;ра...

Олимпиадное движение в системе образования. Олимпиады - одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками.

Олимпиадные задания по иностранному языку способствуют расширению лингвистического и страноведческого кругозора обучающихся. От участников олимпиады требуется показать не только высокий уровень овладе...

«Методы и формы формирования мотивации у школьников в основной школе на уроках физической культуры»

  Мотивация к систематическим занятиям физической культурой у обучающихся является очень важной и необходимой сферой деятельности учителя.       В период учеб...