Подготовка учащихся к олимпиадам через использование интерактивных форм обучения
олимпиадные задания по географии по теме

Горбунова Елена Юрьевна

В апреле 2012 года в Губернаторском многопрофильном лицее-интернате для одаренных детей Оренбуржья проходил региональный практико-ориентированный семинар "Создание творческой образовательной среды для развития одаренности детей". По программе этого семинара был проведен мастер-класс - фрагмент занятия по подготовке учащихся к Всероссийской олимпиаде. Привожу задания мастер-класса, а также презентацию к этому семинару.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Политическая карта мира»

        

1. Одно из туристических агентств города Оренбурга предлагает старшеклассникам тур по Европе, значительно отличающийся от привычных маршрутов. Целью этого путешествия является знакомство с государственным строем стран. Желающим посетить Европу, предлагалось краткое описание маршрута (приводится ниже), которое, к сожалению, было кем-то повреждено. Ваша задача – восстановить полностью текст.

Самолетом из Оренбурга Вы прилетаете в 1 - федеративное государство, состоящее из 16 исторических земель, с которым у нашей области очень тесные связи.

Следующая остановка - 2 - самая старая в мире республика. Жители этого небольшого государства привыкли к туристам со всего мира, ведь ежегодно его посещают3 млн. человек.

А вот жители 3 гордятся тем, что их государство – одно из двух европейских княжеств. Никакая республика не может похвастаться такими низкими налогами, как здесь, и именно поэтому на этом маленьком кусочке суши с очень благоприятным климатом предпочитают проживать многие богатые люди. Впрочем, половина жителей – граждане 4 - соседней республики.

Следующую Вашу остановку и государством назвать трудно – это самое карликовое из всех карликовых государств 5, располагающееся в западной части 6, так называемого «вечного города». Форма правления этого государства - 7, которых в мире насчитывается всего три, остальные две находятся в Азии. Это - 8 и 9.

Следующий пункт Вашего назначения – Великобритания – по форме правления является 10. Несмотря на то, что она является унитарным государством, имеются исторические области, вошедшие в состав страны в разное время – это 11, 12, 13, 14. В настоящее время Великобритания возглавляет Содружество, в которое входят 15 государства. Когда-то Великобритания была великой колониальной державой, а сейчас сохранила лишь остатки колониальных владений, одно из которых, 16, находится также в Европе.

С этой державой 17, являющейся также монархией, Великобритания когда-то воевала. Вы посетите наиболее интересный для туристов город 18, который в 1992 г. принимал у себя ХХV Летние Олимпийские игры.

Жителей последней федерации 19, посещаемой Вами, часто называют гномами, но не  из-за роста, а благодаря местным легендам, согласно которым, гномы являлись хранителями кладов и отрасли специализации этой страны. Вы остановитесь в крупнейшем городе государства, не являющемся столицей - 20.

2. Найдите соответствие между столбцами:


1)

2)

3)

4)

5)

6)

Страна:

Андорра

Бельгия

Люксембург

Малайзия

ОАЭ

Япония


А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Форма правления:

Эмират

Султанат

Королевство

Княжество

Империя

Великое Герцогство

  1. Определите по имеющимся данным страны Евразии. Заполните пропуски в таблице.

Страна

Столица

Форма правления

Госуд.  устройство

Географическое положение

Дополнительные сведения

Унитарное

На территории страны находится крайняя северная точка Европы

Республика

Сухопутные соседи: Литва, Россия, Эстония, Белоруссия

Имеет зависимые территории на Африканском континенте

Побережье Средиземного моря

Океанографический институт Ж.-И. Кусто

Унитарное

Сухопутные соседи: Украина, Румыния

Республика

Внутриконтинентальное государство

Старое название современной столицы - Урга

Республика

Федерация

Страна в Юго-Восточной Азии

Крупнейшее по числу мусульман государство мира

Монархия

Историческое название страны - Сиам

Федерация

Население более 1 млрд. человек

4. «Найди лишнего»  Тема «Типология стран мира»

А) Австралия, Канада, Турция, Израиль, ЮАР

Б) Япония, ФРГ, Италия, Бельгия, США.

В) Норвегия, Великобритания, Швеция, Нидерланды, Австрия.

Г) Мексика, Бразилия, Монголия, Индия, Китай

Д) Венесуэла, Ливия, Саудовская Аравия, Катар, Ботсвана

Е) Филиппины, КНДР, Индонезия, Таиланд, Малайзия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка учащихся к олимпиадам через использование интерактивных форм обучения Горбунова Елена Юрьевна учитель географии высшей квалификационной категории, методист ГБУ ОШИ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья»

Слайд 2

Обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них в отдельности Курт Левин, американский психолог

Слайд 3

Большое научное открытие отличается от хорошей олимпиадной задачи только тем, что для решения олимпиадной задачи требуется 5 часов, а получение крупного научного результата требует затраты 5000 часов. Б.Н. Делоне член-корреспондент АН СССР, математик и альпинист

Слайд 4

Интерактивное обучение – это диалоговое бучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Иначе говоря, обучение, погруженное в общение.

Слайд 5

Цель интерактивного обучения создание таких комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

Слайд 6

Основные интерактивные методы обучения: Круглый стол, дискуссия, дебаты; Мозговой штурм; Традиционные и деловые игры; Мастер класс.

Слайд 7

Другие интерактивные методы обучения творческие задания; работа в малых группах; метод проектов; метод портфолио; интерактивная экскурсия; видеоконференция; сократический диалог; метод «Займи позицию»; метод «Дерево решений»; метод «Попс-формула» и др.

Слайд 8

Ключевые компетенции, формирующиеся с помощью интерактивных методов обучения: информационные; учебно-познавательные; коммуникативные; личностного совершенствования; ценностно-смысловые.

Слайд 9

Этапы Всероссийской олимпиады Школьный Муниципальный (районный) Региональный (2 тура) Заключительный этап Теоретический тур Практический тур Конкурс знатоков

Слайд 10

Цели олимпиад: Популяризация географии; Усиление интереса учащихся к предмету, повышение мотивации получения знаний; Формирование уверенности в своих силах Расширение кругозора учащихся; Развитие творческих и интеллектуальных способностей; Создание для одаренных детей атмосферы соревнования; Пропаганда научных знаний; Развитие сотрудничества с ВУЗами.

Слайд 11

Система подготовки учащихся Отбор мотивированных учащихся Работа на уроке Кружковая работа

Слайд 12

Работа на уроке

Слайд 13

Авторские методические пособия, с которыми учащиеся работают на уроках

Слайд 14

Примеры олимпиадных задач, решаемые учащимися на уроках

Слайд 15

Работа в группах на уроках

Слайд 16

Внеурочная деятельность

Слайд 17

Принципы работы: Ненавязчивость и добровольность посещения внеурочных занятий и выполнения заданий; Высокая мотивация обучения – балльная система оценивания заданий и выставление рейтинга по итогам каждого соревнования; Продуманность и систематичность занятий – программа обязательна!!!

Слайд 18

Программа кружка Введение Знакомство с картой Население и хозяйство отдельных стран и регионов мира Игры, соревнования ОЛИМПИАДЫ

Слайд 19

Виды задач по направлению деятельности На понимание и нахождение причинно-следственных связей; На моделирование; На выявление умения проводить анализ проблем; На знание географической карты; На распознавание образов; На сопоставление (выбор) географических объектов ;

Слайд 20

Задача на понимание и нахождение причинно-следственных связей Среди каучуконосов Бразилии самым распространенным является гевея, которая встречается в бассейне реки Амазонки. Начало развития каучуковой промышленности относится к 30-м годам 19 века. Однако гегемония Бразилии на каучук окончилась раз и навсегда в 1911 году. Это и был закатом ее производства каучука. Почему?

Слайд 21

Задача на моделирование Предположим, что Австралия была бы сдвинута на 10º к северу и 90º к востоку по сравнению со своим современным положением. Какие природные зоны располагались бы тогда на этом материке? Свой ответ проиллюстрируйте схематической картой

Слайд 22

Задача на знание географической карты Назовите город и государство, столицей которого он является, если здесь в течение суток Солнце выше всего над горизонтом около 4 часов по Гринвичу и в течение года высота Солнца в полдень изменяется от 52º до 90º

Слайд 23

Задача на распознавание образов Один российский филателист переписывался с коллекционерами из разных стран. Он попросил каждого прислать ему марку с изображением растений, являющихся символом данной страны. С филателистами из каких стран он переписывался, если в его коллекции оказались марки с изображениями Тюльпана, Лилии, Сакуры, Лотоса, Кедра, Клена и Эвкалипта?

Слайд 24

Задание на выбор географических объектов «Найди лишнего» В каждой цепочке четыре страны имеют какой-либо общий признак. Ваша задача– выбрать «лишнюю» страну. Тема «Типология стран мира» А) Австралия, Канада, Турция, Израиль, ЮАР Б) Япония, ФРГ, Италия, Бельгия, США. В) Норвегия, Великобритания, Швеция, Нидерланды, Австрия. Г) Мексика, Бразилия, Монголия, Индия, Китай Д) Венесуэла, Ливия, Саудовская Аравия, Катар, Ботсвана

Слайд 25

Рекомендуемая литература

Слайд 26

Электронные ресурсы для подготовки к олимпиадам www.metodist.ru Методическая лаборатория географии www.olimp.mgou.ru Всероссийская олимпиада школьников www.msu.ru Географический факультет МГУ www.baltinform.ru Олимпиады Калининградской области www.mp.minsk.edu.by Республиканская олимпиада по географии (Белоруссия)

Слайд 27

Выводы и итоги работы

Слайд 28

Формула развивающего обучения (автор – В.А. Блаженов): РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ + РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ + РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ + МОТИВАЦИЯ = ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Слайд 29

За время работы в Губернаторском лицее (12 лет) выпущено две монографии, посвященных развитию познавательной активности у учащихся.

Слайд 31

Итоги 2011-12 учебного года: Кубок за 1 место по географии и туризму на III международной олимпиаде в Анталии по основам наук; Лауреат Всероссийского конкурса «Познание и творчество»; 10 призеров и победителей муниципального этапа Всероссийской олимпиады по географии; 2 призера Регионального этапа Всероссийской олимпиады по географии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5–9 классов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 тклассов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения....

Формирование коммуникативных компетенций учащихся через использование интерактивных форм обучения

Презентационные материалы включают в себя следующие разделы:1.      Пояснительная записка2.      Цикл уроков математики, информатики:Технологические к...

Построение эффективного урока через сочетание интерактивных форм обучения.

интерактивные формы обучения на уроках иностранного языка....

"Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование интерактивных форм и методов"

Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование интерактивных форм и методов...

"Формирование коммуникативных компетенций учащихся через использование интерактивных форм обучения"

В Концепции модернизации российского образования, выступающей в качестве одного из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, указывается, что «...