Программа элективного курса "Латинский язык"
элективный курс (11 класс)

Тишечкова Елена Николаевна

Рабочая программа учебного курса "Основы латинского языка" носит пропедевтический характер и предназначена для ознакомления обучающихся химико-биологической направленности 11 класса с минимумом содержания по предмету "Латинский язык". Учащиеся профильных классов получают возможность осваивать латинский язык под углом зрения своих профессиональных интересов, т. к. курс Латинского языка является обязательным для изучения в высших учебных заведениях медицинского, юридического и лингвистического направлений, следовательно, школьники получают базовые знания по предмету. Таким образом, появляется возможность осуществления преемственности в обучении «школа – ВУЗ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon latinskiy_yazyk._rabochaya_programma_11_klass.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 4  № 3

ООП СОО (10-11 классы) МБОУ «Гимназия №1» на 2019-2020 учебный год

(утверждена приказом директора Гимназии от 00.08.2018г №369)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

11 КЛАСС

на 2019 – 2020 учебный год

Автор программы:

Тишечкова Елена Николаевна,

учитель английского языка,

высшая квалификационная категория

г. Нижневартовск 2019

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

1.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ        5

2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ВЛАДЕНИЮ ЛАТИНСКИМ ЯЗЫКОМ        7

3. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ОБУЧАЮЩИХСЯ        8

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        8

5.ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ        11

6.ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧЕНИКА        11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждый новый этап в развитии общества, в развитии научных знаний и потребностей практики, изменения в социальном заказе с неизбежностью приводят к изменениям в системе образования. В учебные планы школ включаются новые предметы и курсы, отвечающие требованиям современности. Рабочая программа учебного курса "Основы латинского языка" носит пропедевтический характер и предназначена для ознакомления обучающихся химико-биологической направленности 11 класса с минимумом содержания по предмету "Латинский язык". Учащиеся профильных классов получают возможность осваивать латинский язык под углом зрения своих профессиональных интересов, т. к. курс Латинского языка является обязательным для изучения в высших учебных заведениях медицинского, юридического и лингвистического направлений, следовательно, школьники получают базовые знания по предмету. Таким образом, появляется возможность осуществления преемственности в обучении «школа – ВУЗ».

Даная программа составлена на основе  следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден Приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089)
  2. Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
  3. Примерная  программа  среднего  (полного)  общего  образования  по  иностранным  языкам . Сборник нормативных документов. Иностранный язык / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев – М.:  Дрофа, 2009)

Цели и задачи обучения.

Курс латинского языка вводится в программу на старшей ступени обучения и имеет целью формирование элементарной коммуникативной компетенции и продвинутой компетенции в чтении. 

Цель обучения может быть конкретизирована следующим образом:

Воспитание осознанного отношения к выбору профессии, потребности в практическом использовании латинского языка в будущей профессиональной деятельности.

Расширение общекультурного и лингвистического кругозора учащихся, их эрудиции в профессионально значимых областях знания.

Развитие у обучаемых таких важных в профессиональном отношении познавательных процессов, как произвольное внимание, логическая память, аналитическое мышление и др.

Развитие познавательных интересов учащихся в области медицины, лингвистики и юриспруденции, навыков исследовательской работы с источниками информации.

Формирование общечеловеческих ценностных ориентаций, гуманитарной культуры, развитие внутренних мотивов учения и общеучебных умений, потребности в самостоятельном совершенствовании в избранной деятельности, стремления к целенаправленному творческому труду.

Цели данного курса определяют следующие задачи:

  1. Обеспечить владение учащимися одним видом чтения (изучающим) учебных текстов из медицинской, юридической и античной литературы. В процессе работы с текстовым материалом обучить школьников некоторым приемам аналитико-синтетической обработки информации.
  2. Включить в вокабуляр терминологическую и профессионально направленную лексику, расширить объем рецептивного словаря учащихся, увеличить объем и глубину осваиваемых грамматических явлений, характерных для латинского языка.
  3. Развивать языковую догадку учащихся, умение распознавать значение ЛЕ по аналогии, графическому или звуковому оформлению, контексту или на основе собственного лингвистического опыта.

Аудирование и письмо в рамках данного курса призваны играть вспомогательную роль. Ведущим видом письменных работ является выполнение грамматических упражнений различного характера.

Поскольку в реальной жизни латинский язык существует лишь в письменной форме (так называемый «мертвый язык»), задачи в области обучения устной речи сводятся к следующему:

  1. Поиск и сообщение определенной информации.
  2. Умение читать на латинском языке.
  3. Иметь представление о составе слова в латинском языке.
  4. Умение составлять несложные предложения на знакомом языковом материале.
  5. Умение  осуществлять обратный перевод простых нераспространенных предложений.

1.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Исходя из целей обучения латинскому языку и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения программа включает следующие компоненты:

1. Общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие культуру учебно-познавательной деятельности школьников по освоению латинского языка и по самосовершенствованию в нем:

  • учебно-организационные (умение пользоваться ТСО);
  • учебно-интеллектуальные (умение анализировать и синтезировать информацию, заключенную в тексте);
  • учебно-информационные (умение отбирать нужную информацию, пользоваться справочной литературой);
  • учебно-коммуникативные (умение понимать интернациональную лексику терминологического характера).

2. Специальные (речевые ) умения, характеризующие уровень практического владения латинским языком как средством познания.

3. Лингвистические знания и формируемые с их помощью речевые (произносительные, лексические и грамматические) навыки, а также технические навыки чтения и письма.

Отбор содержания проводится с учетом его необходимости и достаточности для достижения поставленной цели, с учетом сферы профессиональных интересов учащихся, их возможностей усвоить отобранный материал, а также в соотнесении с возрастными особенностями обучающихся и с их жизненным и лингвистическим опытом.

При овладении разными видами речевой деятельности на латинском языке учащиеся должны быть обеспечены условиями регулярной практики в чтении:

  • работать с текстами различного объема и жанра;
  • просматривать тексты для нахождения определенной информации грамматического и лексического характера;
  • опознавать и понимать слова и фразы, встречающиеся впервые в письменной форме;
  • устанавливать звуко-буквенные соответствия, правильно озвучивать графический образ ЛЕ и соотносить ее со значением;
  • находить значение нового слова, используя справочную литературу, лингвистический опыт или контекст;
  • читать для удовлетворения собственных интересов и потребностей.  

Курс латинского языка направлен на развитие общелингвистических умений и навыков, обогащение лингвистического опыта учащихся. С этой целью в содержание обучения включаются следующие компоненты:

         * фонетика: латинский алфавит, произношение звуков, ударение, долгота и краткость слога;

* морфология: глагол (4 спряжения), имя существительное (5 склонений, словарная форма), анатомическая и фармацевтическая номенклатура, имя прилагательное (2 группы, определение, причастие);

* словообразование: состав слова, важнейшие латинские и греческие приставки,

* клиническая терминология, терминоэлементы и греческие корни, названия патологических процессов;

* медицинская терминология, фармацевтическая терминология.

* рецептура - обучающиеся познакомятся с краткими сведениями о рецепте, с латинскими предлогами

        Курс латинского языка рассчитан на 35 часов  при количестве один час в неделю. Данная программа составлена на основе требований типовой программы по иностранным языкам и Государственного Стандарта. Программа предусматривает использование учебных пособий под редакцией  М.Н. Чернявского  «Латинский язык и основы медицинской терминологии», Ниссенбаума М. Е. «Латинский  язык»,  учебник,  рекомендованный Государственным комитетом РФ по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция»

2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ВЛАДЕНИЮ ЛАТИНСКИМ ЯЗЫКОМ

Настоящие требования к практическому владению латинским языком соответствуют конечным требованиям к учащимся на конец 11 класса. С учетом значимости отдельных видов речевой деятельности для становления будущего специалиста они рассматриваются в такой последовательности: чтение, перевод, письмо.

- читать по латыни;

- правильно писать некоторую латинскую лексику;

- иметь представление, как переводить рецепт с русского на латинский и оформлять его по заданному образцу, соблюдая грамматические правила;

- уметь извлекать понятия из клинического термина и конструировать его;

- узнать словообразовательные элементы и ориентироваться в значении клинических терминов

- знать некоторые латинские пословицы и поговорки

Перевод

Требования к переводу выражаются в следующих умениях: оперативно находить слова в латинско-русском словаре, выбирая нужное значение ЛЕ; вырабатывать оптимальный режим включения словаря в процесс чтения; ориентироваться в формальных признаках лексических и грамматических явлений; осуществлять языковую и контекстуальную догадку; адекватно передавать содержание переводимого текста в соответствии с нормами русского литературного языка.

Письмо в данном курсе играет в основном вспомогательную роль в обучении чтению и переводу, служит для фиксации значимой информации и выполнения лексико- грамматических упражнений.

3. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ОБУЧАЮЩИХСЯ

 Контроль знаний обучающихся осуществляется на основе:

  • требований государственных образовательных стандартов по соответствующим предметам;
  • критериев оценки знаний, умений и навыков обучающихся, определенных в программе курса  данного года обучения;

 Для оценивания достижений обучающихся при изучении курса  используется оценочная система: отметки «3», «4», «5» (без выставления отрицательных отметок)

За письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:

Виды работ

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

Контрольные работы

От 51% до 65%

От 66% до 90%

От 91% до 100%

Самостоятельные работы, словарные диктанты

От 51% до 70%

От 71% до 94%

От 95% до 100%

Качество языка (лексика, грамматика, фонетика, интонация).

Отметка «5»: ученик демонстрирует правильное и понятное произношение и ударение, учащийся использует богатую и разнообразную лексику по теме, учащийся не допускает грамматические ошибки, ученик правильно использует простые и сложные структуры без ошибок.

Отметка «4»: учащийся демонстрирует произношение и ударение с некоторыми ошибками, которые иногда мешают пониманию, ученик использует простую лексику в основном правильно, но иногда употребляет неподходящие слова, учащийся допускает некоторые грамматические ошибки, ученик использует простые структуры с некоторыми ошибками, он пытается иногда использовать сложные структуры.

Отметка «3»: учащийся демонстрирует неправильное произношение и ударение, которые мешают пониманию, его словарный запас небогат, он использует иногда неподходящие слова, учащийся допускает много грамматических ошибок, использует простые структуры с ошибками.

Отметка «2»: учащийся демонстрирует неправильное произношение и ударение, которые мешают пониманию, его словарный запас ограничен, он испытывает трудности в подборе слов, учащийся постоянно допускает грамматические ошибки, неправильно использует простые структуры.

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п\п

Кол-во часов

Тема урока

Учебные задачи

Лексико-грамматический материал

Предполагаемый результат

1

5 часа

Латинский алфавит.

Правила чтения: диграфы, дифтонги, буквы и буквосочетания.

Правила слогоделения и ударения.

Долгота и краткость слога.

Ознакомление с латинским алфавитом, обучение чтению. Развитие умений устанавливать звуко-буквенные соответствия, правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением ЛЕ. Формирование и развитие умений в чтении.

Слова, предложения микротексты.

Учащиеся умеют правильно читать латинские слова, расставлять ударения, имеют представление о долготе и краткости слога, надстрочных знаках, их роли при чтении.

2

6 часов

3 часа

2 часа

5 часов

1 час

1 час

2 часа

Имя существительное:

- 1 склонение

- 2 склонение

- 3 склонение

- 4 склонение

- 5 склонение

Имя прилагательное:

- 1 склонение

- 2 склонение

- 3 склонение

Местоимения

Система глагола:

- спряжение

- наклонение

- залог

Числительное

Предлоги

Словообразование

Развитие способностей к чтению, восприятию и пониманию письменной речи. ознакомление с грамматическим строем языка. Формирование вокабуляра терминологического характера. Развитие языковой догадки. Расширение лингвистических знаний, обогащение языкового опыта. Обучение  переводу различных по характеру текстов. Знание лексических и фразеологических единиц языка, средств словообразования, грамматических средств выражения мыслей на уровне словосочетания, предложения, сверхфразового единства, русско-латинских языковых  (лексических, фразеологических) языковых связей, выражающихся в заимствовании, переосмыслении лексики исходного языка. Формирование навыков выбора нужной ЛЕ или грамматической формы, понимания слов и словоупотребления.

Лексика урока

Специализированная лексика (медицинская и юридическая терминология)

Тексты для чтения

Грамматические упражнения

Афоризмы

Учащиеся обладают определенным словарным запасом:

- умеют находить значение незнакомых слов , пользуясь справочной литературой;

- распознают формы слова по его графическому образу, соотнося графическую форму слова с его лексическим значением;

- применяют знакомую лексику;

- понимают различные грамматические структуры и идиоматические выражения;

- умеют устанавливать некоторые языковые связи между русским и латинским;

- производят аналитико-синтетические операции;

- владеют навыками перевода иноязычного текста.

3

6 часов

Простое предложение.

Ознакомление с особенностями строения латинского предложения. Умение формулировать предложение на латинском языке.

Тексты для чтения.

Переводные упражнения.

Афоризмы.

Учащиеся умеют правильно определять грамматическую основу предложения, учитывать изменения словоформ при обратном переводе. Учащиеся способны правильно строить латинское предложение, осуществлять обратный перевод с латинского языка на русский, учитывая грамматические и синтаксический особенности латинского предложения.

4

1 час

Античный мир.

Расширение культурологического кругозора, обогащение личностного опыта.

Культурологический материал (статьи учебника, энциклопедические сведения)

Учащиеся имеют представление об античном мире, об истоках и роли латинского языка в развитии мировой культуры.

5

3 часа

Медицинская и фармакологическая  терминология

Ознакомление с особенностями медицинской терминологии.

Медицинские справочники и словари

Медицинские рецепты

Учащиеся обладают определенным словарным запасом:

- умеют находить значение незнакомых слов , пользуясь справочной литературой;

- распознают формы слова по его графическому образу, соотнося графическую форму слова с его лексическим значением;

- применяют знакомую лексику; владеют навыками перевода иноязычного текста.

5.ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден Приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089)
  2. Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
  3. Примерная  программа  среднего  (полного)  общего  образования  по  иностранным  языкам . Сборник нормативных документов. Иностранный язык / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев – М.:  Дрофа, 2009)
  4. М.А. Бондаренко, Латинский язык и основы медицинской терминологии: Учеб. пособие /. - Тула: Тул. гос. ун-т, 2005.
  5. М.Е. Нисенбаум , Латинский язык, учебник 5-е издание, М.: Эксмо, 2011.
  6. М.Н. Чернявский, Латинский язык и основы медицинской терминологии, Учебник. – М.: ЗАО «Шико», 2007.

6.ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. И.Х. Дворецкий. Латинско-русский словарь. Москва. Издательство «Русский язык», 2002.
  2. В.П. Сомов. Словарь латинских выражений. Москва «АСТ- ПРЕСС» , 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Языки мирового общения"

Программа элективного курса "Языки мирового  общения" предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы и составлена в соответствии с концепцией про...

Авторская программа элективного курса "Языки мирового общения"

Программа элективного курса "Языки мирового  общения" предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы и составлена в соответствии с концепцией про...

Программа элективного курса "Язык через культуру, культура через язык"

Актуальность курса продиктована временем в связи с созданием на территории Бурятии особой туристско-рекреационной зоны. Ожидается поток иностранных туристов и поэтому учащиеся, выпускники школы умели ...

Рабочая программа элективного курса «Язык разметки гипертекста HTML»

В связи с бурно развивающимися информационными технологиями и ресурсами большое значение приобрела проблема изучения сетевых технологий, чтобы каждый мог создавать личностно значимую для него образова...

Программа элективного курса "Язык мой - друг мой"

Рабочая программа элективного курса  «Язык мой- друг мой»»  для обучающихся  5  класса  составлена на основе Примерной программы по русскому языку и по требованиям ФГОС основн...

Программа элективного курса "Язык мой - друг мой"

Рабочая программа элективного курса  «Язык мой- друг мой»»  для обучающихся  5  класса  составлена на основе Примерной программы по русскому языку и по требованиям ФГОС основн...

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....