Статья "Особенности обучения детей с ОВЗ иностранному языку"
статья

Особенности обучения детей с ОВЗ иностранному языку. Что необходимо учитывать при обучении таких детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

             Особенности обучение детей с ОВЗ иностранному языку

 Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместное обучение детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная проблема. В общеобразовательной школе дети с особенностями в развитии посещают уроки с обычными сверстниками, но в то же время при обучении таких учеников необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Эти дети нуждаются в особых условиях обучения и социально - психологическом сопровождении.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; с задержкой  и комплексными нарушениями развития.     Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфик. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Перед учителями школы, и, в частности, перед учителями иностранного языка, возникает вопрос – чему и как учить таких детей? Стоит ли им вообще изучать иностранный язык? Ведь для большинства таких детей характерны трудности в звуковом анализе, нарушен фонематический слух. Психологи считают, что обучение иностранному языку необходимо, но целью обучения при этом должно быть не столько практическое овладение языком, сколько общее развитие ребёнка, развитие мышления, памяти, речи, активизация познавательной деятельности. Иностранный язык как никакой другой предмет способствует решению этих задач. Практическое же овладение языком (на определённом уровне) становится средством решения этих задач. При организации обучения необходимо учитывать, что речь детей с ограниченным интеллектом и на родном языке ограничена бытовой тематикой, лексически небогата, грамматически часто неправильна. А так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребёнка, то освоить иноязычную речь он сможет только на уровне своего развития. Следовательно, необходимо сократить количество лексических единиц для запоминания и активного применения, часть грамматических явлений вынести только на ознакомление, то есть сделать учебный материал доступным и дать возможность ребёнку поверить в свой успех. Любой даже маленький шаг в изучении иностранного языка надо поощрять и не зацикливаться на исправлении ошибок. 


Для предупреждения утомляемости детей при планировании уроков важно избегать единообразия учебной деятельности, привлекать для выполнения задания все органы чувств: зрительные, слуховые, речевые и двигательные. Учитель должен будить воображение учащихся, используя различные приёмы: недосказанность, перестановку логической последовательности событий, визуализацию, ролевые игры, яркую или забавную наглядность, применение музыки и т.д. 


Эффективным приёмом усвоения нового материала является визуализация (картинки, схемы, условные обозначения, компьютерные презентации). Очень помогает при работе над грамматическим аспектом речи рифмованный материал. Рифмовки легко заучиваются, образны, содержат важные грамматические структуры, которые запоминаются без труда. 


Чем слабее обучены ученики, тем больше должно быть опор для них в процессе обучения. Так, при работе над определёнными грамматическими структурами особенно удачны подстановочные таблицы. 


Игровые технологии как показывает опыт, являются самыми эффективными, наиболее доступными для детей с ОВЗ. Процесс обучения становится более успешным, если проводить его в игровой форме на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами, обыгрывать действия с ними. Так, например, дидактические игры способствуют развитию памяти, сообразительности, внимания, развивают речь детей, тренируют мелкие мышцы кистей рук и пальцев. Использование театрализованных игр позволяет создать атмосферу творчества и психологического комфорта, обеспечивает необходимые условия, где игровая мотивация ученика постепенно смещается на учебную, при этом уменьшается утомляемость и повышается работоспособность ребёнка. Игры наполняют смыслом и содержанием учебный процесс, так как иностранный язык для таких детей – это далёкая от жизни и очень схематичная теория. Когда они справляются с тем или иным заданием, они наполняются чувством гордости, самоуважения, стремлением к интеллектуальному росту и развитию. А самое главное – у них появляется интерес к учебному процессу. Ведь основная проблема таких детей – нежелание учиться, равнодушие к окружающему миру, инертность и пассивность. 

 Как показали наблюдения,  дети с ограниченными возможностями сильно изменяются. При всей внешней приниженности и осознании своего отличия, они реагируют на любой свой успех и благодарны учителю, который даёт им возможность самоутверждения. Интеллектуальная деятельность для них необыкновенно важна и интересна. Это и есть тот самый механизм, который даёт прогресс и открывает скрытые возможности, помогают достичь хороших результатов в развитии. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по английскому языку "Основы нравственности детям через урок иностранного языка"

Данный материал относится к внеклассным мероприятиям на английском языке. Цель данного мероприятия больше воспитательная - развитие такой нравственной категории, как уважение и любовь к ближнем...

Методический материал "Психологические особенности обучения детей с ОВЗ иностранным языкам".

Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны...

Статья "Психологические особенности обучения детей с ОВЗ иностранным языкам"

Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны...

Статья "Психологические особенности обучения детей с ОВЗ иностранным языкам"

Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны...

Обучение детей с аутизмом иностранному языку

Дети с аутизмом – часто очень талантливые и одаренные, они могут сфокусировать все свое внимание на чем-то одном и делают что-то одно чрезвычайно успешно."Будем очень напряженно работать в ...

Статья на тему "Обучение детей с ОВЗ иностранному языку"

Обучение детей с ОВЗ иностранному языку...

Перспективы обучения детей с ОВЗ иностранному языку на основе ФГОС.

Перспективы обучения  детей с ОВЗ иностранному языку на основе ФГОС в коррекционных школах....