Анализ фрагментов уроков с использованием CLIL
статья

Гусарова Мария Петровна

Анализ фрагментов уроков с использованием CLIL

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gusarova_analiz_urokov_2.docx18.02 КБ
Файл clil_neustroeva_.docx19.95 КБ
Файл clil_kravchenko.docx277.88 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ уроков Кравченко Ю.С., Неустроевой Н.

Темой урока Кравченко Ю.С. была выбрана «Почва» (Soil), интеграция происходила с окружающим миром+английский, класс-3.

Неустроева Н. выбрала темой «Цветы английского сада» (лексическая тема Flowers), класс не указан, это считаю минусом. Также не указано, интеграция с каким предметом происходит, предположим, что окружающий мир/биология.

Тип урока CLIL по классификации у Кравченко указан как language-led, то есть мягкий вариант CLIL, также автором объясняется целесообразность такого выбора (возраст учащихся и сложно воспринимать материал долго на этом уровне). По моему мнению, автором классификация произведена правильно. Неустоевой Н. тип урока не указан вообще; если проанализировать план урока и содержание, предоставленное автором, можно сделать вывод, что этот урок относится также к soft CLIL или language-led CLIL, так как там нет крупных блоков информации со специальной лексикой, задаваемые вопросы довольно простые и не требуют подготовки.

Цели урока Кравченко прописаны, на мой взгляд, верно и полностью соответствуют действиям обучающихся на уроке. По итогу урока ученики должны сделать устные выводы, которые демонстрируют достижение познавательных и развивающих целей (познакомить учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме, объяснять причину плодородия почв с учетом новых знаний).

Цели урока, описанные в плане Неустоевой Н., по моему мнению, соответствуют ходу урока частично. Так, образовательной целью заявлено «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе изученных ЛЕ, речевых и грамматических структур по теме "Flowers". Продолжить формирование представлений о многообразии цветковых растений.», тогда как множество лексики на уроке вводится впервые, на текстовом этапе. Целесообразнее записать в образовательной цели «Введение новых ЛЕ на тему…»

Также есть вопрос к развивающим целям «Совершенствовать и стимулировать навыки устной речи. Отработать употребление речевых клише, позволяющих высказывать свою точку зрения, согласиться или не согласиться с точкой зрения собеседника.» Существует стимулирование устной речи, отработка клише, но только во фронтальной форме, в формате ученик-учитель (ответы на вопросы). В таком случае нужно либо добавлять задания в план урока, которые соответствуют цели, либо менять описание цели.

Достоинством обоих уроков является наличие наглядного материала в оборудовании (плакаты для наглядности, гербарий, экземпляры почвы), так как в планировании урока CLIL на иностранном языке важно использовать визуальные элементы для облегчения процесса понимания каких-то предметных понятий.

Ход урока

На этапе актуализации знаний Кравченко Ю.С. проводит устный фронтальный опрос по уже пройденному материалу «Экосистема», таким образом подводя к теме урока. Урок является проблемно-диалогическим. Ученики сами называют тему «Почва». Учителем предлагается подробнее узнать о свойствах почвы. По моему мнению, актуализация темы успешна. Так как в уроке присутствуют элементы проблемного обучения, учениками проводится самостоятельная работа с образцами почвы. Обучающиеся должны проанализировать разные образцы и самостоятельно сделать выводы о составе почвы, то есть происходит открытие знаний. На этапе практического применения знаний обучающиеся фронтально отвечают на вопросы учителя и сравнивают образцы почвы из коллекции в группах, делают выводы. Как недостаток можно отметить сложность темы для 3 класса, сложность лексики; использованные конструкции можно отнести к 8-9 классу общеобразовательной школы. Этап практического применения знаний не раскрыт, много времени занимает фронтальная работа ученик-учитель. Чтобы приблизить урок к проблемно-диалогическому обучению данные действия можно заменить на работу в группах с последующим выступлением или работу в парах с самопроверкой, взаимопроверкой. В конце урока отсутствует рефлексия с учениками, это стоит добавить.

Д.Койл выделяет три аспекта языка внутри CLIL: Language of learning (язык изучения),

Language for learning (язык для изучения), Language through learning (язык через изучение). В данном уроке основную роль играл язык изучения или Language of learning, так как выбор языка зависел полностью от предметного содержания (предметная область «Естествознание») и язык был использован для описания природных процессов и действий, здесь автор справился успешно, так как в плане это был не урок английского, а действительно урок по окружающему миру на иностранном языке.

На начальном этапе Неустроева Н. проводит физкультминутку и сообщает тему и цель урока. Это я считаю ошибкой, так как в современном уроке обучающийся с помощью учителя должен самостоятельно прийти к теме урока и выделить цель.

Далее происходит вступление на русском, фронтальный опрос учеников. Учитель рассказывает об истории садоводства (на английском) и предлагает узнать информацию о символах Британии с прослушиванием аудио. Проверка происходит фронтально. Здесь возможно устроить самопроверку/взаимопроверку.

Далее учителем заявлена проверка домашнего задания. Если таковая запланирована, то она должна стоять в начале урока, не в середине, чтобы ученику было удобно мысленно переключиться на новую тему. Далее ученики читают текст про факты о цветах, отвечают на вопросы фронтально.

Учитель переключается на русский язык для рассказа о фенологии с последующей лабораторной работой. Здесь основная проблема в том, что в уроке за 40 минут встречаются целых три подтемы: символы Британии, названия цветов, семейства цветов. Урок как есть очень тяжело поместить в 40 минут, а детям качественно воспринять предложенное содержание. Для цельности урока можно отбросить часть информации и сконцентрироваться на одной общей теме, соответствующей предметной области «Естествознание», с которой интегрируется английский язык, в данном случае «Фенология и семейства цветов». В таком случае все ЛЕ, речевые и грамматические структуры, задания на чтение направлены на стимулирование познания в области естествознания и урок более приближен к CLIL. Так же целесообразно сделать максимум урока на английском языке, чтобы у обучающихся выполнялась познавательная цель-пополнить свои знания о семействах цветов с помощью своих языковых навыков, совершить усилие.

Учителем дается информация по истории фенологии и семействам цветом. Ученики самостоятельно работают с гербарием, определителем. Результат действий в плане не прописан.

На этапе закрепления проходит игра в группах с оформлением букетов на стенде. Задания, представленные в плане, очень затратные в плане времени, на оформление букетов и презентацию уйдет ок.15 минут при нынешнем содержании. Как вариант возможно закрепить полученные знания коротким опросом, выполнением задания в карточке.

На финальном этапе отсутствует рефлексия со стороны учеников, также запланирован просмотр фильма. Фильм, по моему мнению, тоже в 40 минут урока не входит. Также рефлексия и выдача домашнего задания должны происходить на английском языке.

Подводя общий итог, урок Кравченко Ю.С. можно назвать уроком по CLIL, это полезная разработка для учителей английского, которые стремятся интегрировать его с окружающим миром, но он требует доработки в некоторых пунктах.

Урок Неустроевой Н. уроком по CLIL не является, это урок английского языка с включением информации по окружающему миру и культуре Британии. Для того, чтобы приблизить этот урок к CLIL, его нужно серьёзно переработать.



Предварительный просмотр:

Неустроева Наталья

Тема урока: «Цветы английского сада».

Цели урока:

Образовательные:

  • Формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе изученных ЛЕ, речевых и грамматических структур по теме "Flowers". Продолжить формирование представлений о многообразии цветковых растений.

Развивающие:

  • Развивать умение выборочно понимать необходимую информацию в воспринимаемом на слух и просчитанном тексте.
  • Совершенствовать и стимулировать навыки устной речи. Отработать употребление речевых клише, позволяющих высказывать свою точку зрения, согласиться или не согласиться с точкой зрения собеседника.
  • Развивать языковую догадку.
  • Развить навыки практической работы, сравнения, анализа и синтеза, навыков работы в группе, а также памяти, мышления, быстроты реакции на получаемую информацию.

Воспитательные:

  • Воспитывать пытливость и любознательность.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный; эвристический; практический.

Речевой материал: лексика по теме "Flowers".

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, пробковые стенды с кнопками, раздаточный материал, конверты с заданием для игры, гербарии.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приложения

Организационный момент

Физкультминутка

Сообщение темы урока: "Цветы английского сада"

Сообщение цели урока:

- знакомство с лексикой по теме "Цветы";

- ознакомление с новым семейством цветов;

- введение в фенологию

 

 

Речевая зарядка

Древние говорили, что самое плохое дело, когда человек не знает чем ему заняться. И издавна люди придумывали себе различные увлечения, которые на современном языке мы называем хобби.

We know that there are many different hobbies all over the world.

- What is your hobby?

Ответы на вопросы

P - I like playing computer games.

P - I like watching TV.

 

 

Let's look into the picture. As we see gardening is very popular in our country and in Britain too.

-Does your family like gardening?

P -My mother likes gardening.

P - My Granny likes gardening too.

Фонетическая зарядка

But why gardening is so popular in Britain?

We must remember English history. Many years ago Druids lived in England. They liked nature and trees and flowers helped people. Every man has patron tree or flower said Druids.

 

 

In modern England flowers are popular too.

As we see Britain has many symbols. It is a flag, an emblem and the Queen. It is official symbols. But every part of Britain has its nonofficial symbol. It is a flower.

 

 

What are they?

We shall listen to the text and answer the questions.

- What is the symbol of Britain?

- What is the symbol of Scotland?

- What is the symbol of Wales?

- What is the symbol of Ireland?

Прослушивание текста и ответы на вопросы.

Проверка домашнего задания

Your homework was to tell about these symbols and find "Flower poems".

Look at the screen and say "What country are these people from?" and tell us your stories.

Рассказы и стихи о символах Британии.

Основной этап урока

Работа с текстом

Answer the question:

What is the first flower in the garden?

What flowers look like a star?

What flower is yellow and smells well?

What flower is the symbol of March?

What flower can you see everywhere?

What flower has a little fruit which look like an apple?

What flower can be in the water and in the garden?

What flower is the symbol of love?

What flower do the animals like?

What flower is very thronging?

What flower opens with a Sun?

What flower lives from September to December?

Чтение текста и ответы на вопросы учителя.

(по мере ответов на вопросы на экране появляются фотографии названых цветов)

 

- Почему цветы располагаются в таком порядке?

-Какая наука лежит в основе этого деления?

- Кто основал эту науку?

- По какому признаку делятся эти растения?

Повторение семейств растений.

Объяснение семейства лилейных с элементами лабораторной работы.

Ответы на вопросы.

Составление формулы цветка.

Работа с гербарием.

Составление морфологического описания лилейных.

Работа с определителем.

 

Самое широкое видовое разнообразие цветов, конечно летом. Но цветы украшают наши сады и парки и ранней весной и поздней осенью. А первые цветы, которые появляются в природе это подснежники.

 

 

 

Этап закрепления и активизации полученных знаний

Игра "Собери свой букет". Каждая группа учащихся получает индивидуальный конверт, в котором лежит карточка с заданиями и вырезанные из цветной бумаги цветы. На каждом цветке написано его название, в котором пропущено несколько букв.

Во время работы звучит "Вальс цветов".

Проверку работы осуществляют оба учителя по мере готовности команд.

Учащиеся должны восстановить названия цветов, находящихся в конверте и выбрать из них только те, которые соответствуют карточке с заданием.

В результате каждая команда собирает на стенде свой букет из цветов, которые цветут в разное время года.

Домашнее задание

 

Запись домашнего задания в дневники

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Выставление отметок.

Мы с вами сегодня проделали большую работу, а в качестве сюрприза давайте посмотрим фильм, в котором увидим все цветы, о которых мы говорили и споем веселую песню.



Предварительный просмотр:

Кравченко Ю. С.

План урока с применением методики CLIL

 Окружающий мир. 3 класс. Тема «Почва»

Ученики 3 класса уже знают понятие почва. Поэтому задача учителя- объяснить причину плодородия почв с учетом новых знаний, полученных на уроках ранее. На уроке школьники могут посадить овес и провести в дальнейшем наблюдение за процессом его роста. Кроме того, применяя методику CLIL, школьник погрузится в иноязычную среду и развить познавательные навыки посредством изучения предмета на другом языке.

Данный урок представляет собой вид CLIL- Language led. Такой выбор можно объяснить возрастом учащихся и сложностью воспринимать другой язык слишком долго.

ЦЕЛИ

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме.

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить её научное обоснование в практической деятельности и в различных источниках. Расширять и углублять знания по данной теме.
  • Объяснять причину плодородия почв с учетом новых знаний

Воспитательные 

  • Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к почве

ОБОРУДОВАНИЕ

Стакан с водой, горшочек с почвой, асбестовая пленка, спиртовка, коллекция разных почв. Инструкция для проведения опытов (на английском). Вокабуляр урока. Плакаты для наглядности


ХОД УРОКА

Этапы

Учитель

Ученик

  1. Постановка проблемы и актуализация знаний

Which does ecosystem consist of? What are the “professions” of these organisms?

Special organisms

Producer, user and destroyer

What is the main role in ecosystem of each organism?

Producers produce organic substances

users get the material by eating plants or animals, and return to plants carbon dioxide

Destroyers convert dead organisms into substances, necessary for plants

Where do the organisms live?

In soil

What is soil? What properties does it have

The soil is a part of the ecosystem. It’s a layer of ground

  1. Поиск решения проблемы

Let’s learn more about the properties of soil and conduct the experiments (см приложение 1)

What results did you get?

What can you say about consist of soil?

Почва удерживает воду, но не всю. Если горсточку почвы бросить в воду, то часть остается на поверхности, а часть опускается на дно. На поверхности остаются перегнившие остатки организмов.

В результате опытов ученики должны сделать выводы:

Soil consist of minerals and organics and air

Let’s return to our definition of soil? What can we add?

Soil is a fertile layer of ground

What’s your opinion? What things make soil fertile?

Rock formation are destroyed with water< air, temperature< organisms. The organisms< lived in soil, recycle odds of other organisms and minerals. This process makes soil better

What is the fertile layer of soil

Humus is a fertile layer of soil. The most fertile soil is black humus earth

Рассматривают коллекцию. Обмениваются мнениями о количестве перегноя в этих почвах

To sum up. What is soil?

Soil is the highest, fertile layer of ground. It consists of organics and minerals. The more you have humus in soil, the better harvest you have

  1. Самостоятельное применение знаний

Answer the questions (см приложение 2)

How can you explain the proverb? Can you find Russian equivalent?

As you sow, so shall you reap  (что посеешь, то и пожнешь)

How can people make soil better?

Can we  claim, that fertile soil is worth of a country?


ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОПЫТЫ


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ВОПРОСЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока с использованием графического планшета

Использование графического планшета на уроке математики...

Фрагмент урока с использованием приемов развития критического мышления

На сегодняшний день, чтобы получить  гармонично развитую личность, мы должны искать новые формы уроков, отличные от старых, подталкивать наших воспитанников самих ставить цели уроков (с под...

Фрагмент урока с использованием Smart Table

Урок для закрепления знаний по основам паскаль. Урок проходит в форме игры, с использованием интерактивного стола Smart Table. Игры составлены в программе Smart Notebook 15.Ссылка на презентациюСсылка...

фрагмент урока с использованием интерактивной доски на тему "Страна и страны изучаемого языка"

фрагмент урока с использованием интерактивной доски на тему "Страна и страны изучаемого языка"...

Фрагмент урока с использованием технологии проблемного обучения

Фрагмент урока истории с использованием технологии проблемного обучения...