МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
статья

Колупаева Елена Валерьевна

В данной статье говорится о том, как сделать процесс обучения английскому языку интересным, захватывающим и доступным для учащихся разного уровня подготовки. Раскрываются преимущества использования метода проектов при обучении английскому языку. Изложен педагогический опыт по проектной деятельности учителя английского языка средней общеобразовательной школы, рассказывается об учебном сетевом проекте "Mass Media в XXI веке”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Е.В. Колупаева

В данной статье говорится о том, как сделать процесс обучения английскому языку интересным, захватывающим и доступным для учащихся разного уровня подготовки. Раскрываются преимущества использования метода проектов при обучении английскому языку. Изложен педагогический опыт по проектной деятельности учителя английского языка средней общеобразовательной школы, рассказывается об учебном сетевом проекте "Mass Media в XXI веке”.

Введение

Как сделать процесс обучения английскому языку интересным, захватывающим и доступным для учащихся разного уровня подготовки? С этим вопросом, наверняка, сталкивались или до сих пор сталкиваются многие педагоги обучающие иностранному языку.

Не секрет, что существует множество разнообразных, интересных и эффективных приемов, методов, способов, форм и технологий обучения иностранным языкам. Каждый учитель находится в постоянном творческом поиске, и в итоге выбирает свой путь.

В течение последних пяти лет в своей педагогической деятельности я отдаю предпочтение методу проектов.

Преимущества использование проектной деятельности в обучении английскому языку

Обучение английскому языку проходит более успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процесс работы над проектами стимулирует обучающихся быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Наличие элементов поисковой деятельности и творчества создает условия для взаимно обогащающего общения, как на родном, так и на иностранном языке [1].

Метод проектов позволяет на практике применять речевые навыки и умения, учащиеся получают возможность развивать речевые компетенции через выполнение широкого спектра действий: поиск информации, анализ данных, формирование мысли, высказывание данной мысли, презентация полученного результата и т.д.

В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка [2].

         В условиях введения ФГОС ООО образовательной технологией, позволяющей сформировать личностные, метапредметные и предметные результаты одновременно, также является метод проектов.

Не буду утверждать, что первый мой проект был полностью успешным, но он вызвал у учащихся интерес к предмету, желание общаться на английском языке без боязни ошибиться. У ребят «загорелись глаза». И даже те, кто в начале проекта не проявляли особого интереса к работе, к середине проекта активизировались, а по завершению интересовались следующим проектом. Поэтому, я решила продолжить работать в данном направлении.

Современные проекты всё чаще являются сетевыми, так как мы живём в информационном веке и наши ученики с детства не просто знакомы с сетью интернет, но и живут в ней, общаются, играют, учатся. Количество информации с каждым днем все возрастает, поэтому важным качеством в 21 веке является информационная грамотность: умение находить, анализировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами. Поэтому мною был разработан учебный сетевой проект “Mass Media в XXI веке” (в соавторстве) и предложен для учащихся 7-9 классов. Данный проект был разработан в 2016 г. в рамках Международного дистанционного марафона «Купаловские проекты», получил положительную оценку экспертов и проводится уже в течение пяти лет.

Учебный сетевой проект “Mass Media в XXI веке”

Цель проекта: Изучить роль и влияние массмедиа на человека и общество, научиться грамотно использовать массмедиа в повседневной жизни и в обучении.

Выполняя задания проекта, ученики узнают, как изменялись носители информации с развитием человеческой цивилизации, исследуют как их сверстники и люди старших поколений взаимодействуют с массмедиа, осознают как массмедиа влияют на нашу жизнь, научатся определять достоверность информации в интернете, создадут своё собственное медиа (блог), примут участие в социально-ориентированной акции «Доверяй, но проверяй».

Предметные области: английский язык, информатика, история, обществознание.

В результате выполнения проекта учащиеся создадут:

- промежуточные продукты проектной деятельности (ленту времени, облако слов, медиадневник, эссе, диаграммы, кроссворд);

- коллективные продукты проектной деятельности: банк полезных интернет-ресурсов для обучения школьников, виртуальный холст проекта «Мы и масс медиа», гугл-презентацию, блог.

Результаты реализации проекта (в соответствии с требованиями ФГОС):

● формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

● умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми, работать в команде для достижения общих результатов;

● умение находить, анализировать, систематизировать, оценивать и создавать информацию в разных формах.

Этапы работы над проектом: подготовительный этап; основной этап (1 этап «Путь сквозь века», 2 этап «Мы и медиа», 3 этап «Доверяй, но проверяй»), заключительный этап.

Проблемные вопросы определяют содержание каждого из основных этапов проекта; проблемными вопросами стали: Как изменялись носители информации в ходе развития человеческой цивилизации? Участники проекта совершают виртуальное путешествие во времени и узнают, с чего началась история носителей информации и как она развивалась, какие материалы использовались людьми для хранения и передачи информации в разные эпохи. Задумываются, почему носители информации непрерывно меняются, какие новые свойства они приобретают в век информации.

На втором этапе ученики исследуют, как их сверстники и люди старших поколений взаимодействуют с массмедиа, анализируют, как часто и с какой целью они используют медиа, заполняя медиадневники. Таким образом, ученики осознают, что медиа являются неотъемлемой частью их повседневной жизни. Далее участники проекта проводят социологический опрос в сети, чтобы понять, какое влияние оказывают массмедиа на человека и общество, обрабатывают полученные статистические данные, делают выводы и отвечают на проблемный вопрос этапа «Как массмедиа влияют на нашу жизнь?»

Вопрос «Как проверить достоверность информации, предоставляемой нам СМИ?» заставляет задуматься о том, что нельзя слепо доверять информации, нужно учиться отличать информационный мусор от качественной информации. Участники учатся осуществлять контроль достоверности информации, представленной на интернет ­сайтах.

После выполнения всех заданий проекта, ребята принимают участие в социально­ориентированной акции «Доверяй, но проверяй!». Участники делятся знаниями со своими сверстниками, они разрабатывают яркие листовки (в программе Publisher, google­рисунки, google­презентации), в которых кратко излагают, какую опасность для нас может представлять недостоверная информация и советы о том, как мы можем оградить себя от некачественной информации.

 Наиболее сложным этапом работы над проектом является разработка системы оценивания, которая должна использовать все стратегии оценивания: выявление потребностей учащихся, поощрение самостоятельности и взаимодействия, мониторинг прогресса учащихся, проверка понимания и поддержка метапознания, демонстрация понимания и умения. При этом необходимо использовать и такие инструменты оценивания, которые позволяют реализовать сразу несколько стратегий.

Данный проект является сетевым, поэтому было необходимо среди огромного разнообразия сервисов выбрать те, которые позволят эффективно организовать и взаимодействие, и представление результатов своей работы.

В данном проекте предусматриваются задания для учащихся с разной языковой подготовкой:

  • Ученик с проблемами усвоения учебного материала (работа над каждым заданием в проекте построена на основе распределения ролей, участники могут выбрать посильную для себя роль, на основном этапе дан шаблон эссе, речевые клише для написания эссе).
  • Одаренный ученик (предлагается роль капитана команды, консультанта при выполнении заданий и обсуждении проблемных вопросов, выполнение дополнительных заданий, приносящих бонусные баллы команде).

Выводы

Использование проектной деятельности на уроках и во внеурочное время позволяет мне повысить эффективность процесса обучения английскому языку, стимулировать развитие проектного мышления, творческих способностей и самостоятельности. Метод проектов позволяет развивать ИКТ-компетентность учащихся, что является не менее важным на современном этапе обучения. Происходит постоянное включение учеников в реальную языковую коммуникацию, они учатся применять полученные знания на практике. Я являюсь для учащихся консультантом и помощником. В процессе проектной деятельности открываются скрытые возможности и таланты ребят.

В заключении стоит отметить, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную активность и самостоятельность.

 

Список литературы

  1. Использование проектной деятельности в процессе обучения английскому языку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/VaWWJ. – Дата доступа: 18.06.2021.
  2. Проектная деятельность на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/VeVxd. – Дата доступа: 22.06.2021.

Колупаева Елена Валерьевна, учитель английского языка МБОУ «СОШ №11 города Белово», elenakolupaeva276@gmail.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Метод проектов в обучении иностранному языку"

Использование проектных технологий на уроках иностранного языка...

Метод проектов в обучении иностранным языкам.

Основная идея использования метода проектов в обучении иностранным языкам заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений, с простого ...

Сущность метода проектов в обучении иностранным языкам

Статья посвящена выяснению сущности метода проектов, его структуры, типологии и этапов проектирования...

Статья "Метод проектов в обучении иностранному языку: теория и практика"

Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Отличительная черта проектной методики - особая форм...

Обучение в сотрудничестве и метод проекта в обучении иностранному языку

материал содержит теоретический курс и рекомендации к применению технологий обучения в сотрудничестве и метода проекта в обучении иностранному языку...

МАСТЕР -КЛАСС "Метод проектов в обучении иностранному языку"

Для учителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования...

Метод проекта при обучении иностранному языку как средство активизации самостоятельной деятельности учащихся на основе УМК «Английский в фокусе 5» (“Spotlight 5”)

Аннотация: в статье рассматриваются особенности использования проектной технологии при организации самостоятельной работы обучающихся средствами УМК «Английский в фокусе 5», подчеркивается особая роль...