Применение здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка.
статья

Перевозчикова Любовь Николаевна
Для сохранения здоровья обучающихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей я строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, аудирование, устная речь, ответы на вопросы, работа с учебником, творческие и тестовые задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка.

В течение многих лет на своих уроках я использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают школьникам легко усвоить материал без ущерба для их здоровья и ощутить удовольствие и эмоциональный комфорт от самого процесса получения знаний. Самый главный принцип здоровьесбережения – «Не навреди!». Здоровьесберегающий урок я стараюсь построить с учетом потребностей детей в саморазвитии и приобретении опыта. Для сохранения здоровья обучающихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей я строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, аудирование, устная речь, ответы на вопросы, работа с учебником, творческие и тестовые задания. В своей работе я использую смену видов деятельности, дыхательную гимнастику, физкультминутки, игровые, динамические и музыкальные паузы, зрительную гимнастику, релаксацию и эмоциональную рефлексию.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Иностранный язык – один из наиболее трудных и серьезных предметов в школе. Чем комфортнее чувствуют себя дети в процессе обучения, тем выше уровень их успеваемости. Отсутствие напряжения положительно сказывается на психологическом состоянии ребенка, а доброжелательное, терпеливое и тактичное отношение учителя помогает усвоить разнообразный материал.

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, я всегда учитываю физиологические и психологические, возрастные и индивидуальные особенности детей, их основные потребности в движении, общении, самовыражении, ощущении безопасности, похвале за каждый маленький успешный шаг, рисовании, конструировании, мимике, осуществляю дифференцированный подход к детям с разными возможностями и предусматриваю такие виды работы, которые снимали бы усталость, чувство страха, боязни и создавали положительный эмоциональный настрой. Важным компонентом успешного урока я считаю доброжелательную и непринужденную обстановку. Использование в работе шутливых историй, смешных картинок, игрушек настраивает ребят на позитивный лад. Позитивный настрой снижает напряжение и усталость.  Наивысших результатов можно достичь, используя в своей работе похвалу и одобрение действий учащихся, так как именно поддержка ученика является важнейшим залогом успеха. На своих уроках я использую разнообразные речевые фразы для похвалы ребенка, например: “Well done!”, “How clever you are!”, “I knew you could do it”, “I respect you”, “Good boy/girl”. Я нахожу интересные цитаты и пользуюсь ими постоянно для поддержки и подбадривания своих учеников: «If life gives you lemons – make lemonade», «There is only one person who is responsible for your future – you», «Difficulties are stepping stones to success», «The man who makes no mistakes does not usually make anything». Именно ободряющее слово учителя вселяет в ребенка уверенность в себе, является устойчивой мотивацией к дальнейшему изучению материала и иностранного языка в целом, а в конечном итоге формирует  успешную личность.

Урок начинаю с фонетической зарядки – это этап урока, который позволяет переключиться на иностранный язык, ввести учеников в атмосферу иноязычного общения и во многом определяет успех всего урока. Каждое занятие включает несколько различных упражнений.

- Упражнение «Шарик». Предлагаю детям представить, что они воздушные шарики. «You are balloons». На счет 1, 2, 3, 4 дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счет 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 медленно выдыхают «Breath out».

- Отрабатывая английский звук [w], предлагаю детям подуть на воображаемое пламя свечи, губы детей должны быть округлены и слегка выдвинуты вперед. Далее этот звук отрабатывается при произношении следующих слов: we, well, wet, will, wind, window, why, what, white и т.д.

- Отрабатывая английский звук [h], предлагаю детям глубоко и медленно вдохнуть через нос и выдохнуть, отогревая замерзшие руки. Далее этот звук отрабатывается при произношении следующих слов: hi, he, his, hello, how, who, horse, whose, hen, her и т.д.

Формы фонетической зарядки разнообразны: хоровое повторение выученных ранее речевых образцов, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений. Иногда фонетическую зарядку провожу в форме игры:

- какая группа или ряд вспомнит и запишет больше слов рифмующихся со словом cat (rat, hat, bat, fat);

- кто быстрее назовет слово с долгим звуком, чтобы оно рифмовалось, например: spot – sport, live – leave, slip – sleep, ship – sheep;

- кто быстрее закончит стихотворную строчку:

1. Watch that dog!                      2. The ground is white,

    He runs for a … (frog).               All day and all … (night).

Такие игры развивают интонационный и фонематический слух детей, их творческие способности, воспитывают эмоциональное отношение к слову, необходимое для овладения английским языком.

Чтобы уменьшить негативное влияние учебной нагрузки, необходима смена видов деятельности. По этой причине я считаю целесообразным проведение на каждом уроке физкультминуток для предупреждения утомления. При подборе необходимых стихотворений-физкультминуток я придерживаюсь следующих правил: во-первых, выполнять упражнения удобнее под стихи с четким ритмом, во-вторых, чтобы не сбивать дыхание у детей при выполнении упражнений, текст лучше воспроизводить в записи. Провожу музыкальную зарядку с использование различных движений: Например:

T. Stand up! (Звучит песенка.)      

Hands up, hands down,                 Clap, clap, clap your hands.

Hands on hips, sit down.               Clap your hands together. (2 times)

          Hands up, to the sides.                   Stamp, stamp, stamp your feet

Bend left, bend right.                     Stamp your feet together. (2 times)

          One, two, three, hop,

One, two, three, stop!

Stand still!

Музыкальные паузы во время учебного процесса играют важную роль, так как это хороший вид релаксации.

Дети любят участвовать в игре-пантомиме «Изобрази животное». Звучит негромкая веселая английская песенка. Учитель называет по-английски животное (a cat, a mouse, a bear, a monkey, a hare), а дети должны угадать животное и изобразить его. Они с удовольствием выполняют команды, ассоциируя их с действиями животных: fly like a bird, jump like a frog, run like a dog, swim like a fish, skip like a monkey, walk like a bear. Эта игра позволяет детям снять психологический дискомфорт, расслабиться эмоционально и физически.

Разнообразные стихи и рифмовки для физкультминуток поддерживают интерес учащихся к этому виду деятельности. Дети становятся более дисциплинированными, собранными и организованными, сохраняя высокую работоспособность на протяжении всего урока.

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, это - одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. При проведении игр я учитываю не только воспитательные цели, но и добиваюсь того, чтобы игра вызвала у ребенка живой интерес и оказала положительное влияние на процесс обучения, облегчила овладение знаниями, умениями и навыками, способствовала их актуализации. Я использую игры для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Например, игра в мяч имеет несколько вариантов:

- учитель называет слово по-английски и бросает мяч ученику. Поймавший мяч имеет право перевода;

- учащийся выходит к доске и, отбивая мяч от пола, называет 5 слов по изученному материалу (одежда, характер человека, продукты питания).

В средней и старшей школе ребятам нравятся ролевые игры. Они дают возможность воссоздания различных отношений, в которые вступают люди в обычной жизни. Например, на уроке «Дом, милый дом» в 6 классе используется ролевая игра «Интерьер-дизайнеры»». Игра оживляет урок, способствует созданию благоприятного психологического климата, вызывает интерес к изучению иностранного языка, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает мотивацию, влияет на развитие внимания, памяти, развивает навыки сотрудничества. Ученики всего класса объединены в 3-4 команды, каждая из которых проектирует одну из комнат загородного дома. Каждая команда имеет картинки с изображением мебели. На уроке ребята демонстрируют результаты своей работы.

На среднем и старшем этапах обучения возрастает количество программного материала, соответственно увеличивается визуальная нагрузка и неуклонно растет количество детей с плохим зрением. Для снятия напряжения провожу разрядку в виде упражнений для глаз.

Close your eyes. Open your eyes.

Turn your eyes to the left,

Turn your eyes to the right.

Look up, look down, look around.

Look at your nose,

Look at that rose.

Close your eyes, open, wink and smile.

Your eyes are happy again.

Можно предложить детям закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги, вращать глазами по часовой стрелке и против нее, следить за кружением воображаемого падающего листика с дерева, на доске начертить какую-либо кривую, овал, знак бесконечности, ученикам необходимо пробежать глазами по этим линиям несколько раз в одном, а потом в другом направлении.

На уроках я также практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев, что способствует концентрации внимания и снимает психологические трудности в общении.

Tommy Thumb, Tommy Thumb, where are you?

Here I am (дети показывают большой палец правой руки)

Here I am (дети показывают большой палец левой руки)

How do you do (большие пальцы обеих рук «здороваются»).

Пальчиковые игры – это прекрасная возможность общения с ребенком на уровне тактильных ощущений. С помощью таких игр я ввожу новые лексические единицы, отрабатываю фонетику и речевые образцы.

На уроках на всех уровнях обучения я обязательно использую песни. Песня – один из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. С помощью песни заучивается лексика, отрабатывается фонетика языка, практикуются грамматические структуры. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было петь хором, легко запомнить мелодию и слова. Хорошо, если слова песни сопровождаются еще и соответствующими движениями. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна пауза, чтобы снять напряжение и восстановить работоспособность.

 Важно не только снять напряжение, возникающее у детей в процессе обучения, но и научить их правилам гигиены и здорового образа жизни в повседневном обиходе. Для решения этой задачи я использую современные учебные пособия. В УМК Кузовлева В.П. English есть много тем, связанных с охраной здоровья, которые помогают учащимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы быть здоровыми, как вести здоровый образ жизни.

 Так, в ходе работы над темой «Рабочий день» ученики сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для сохранения здоровья. Изучая тему «Пища и здоровье», школьники знакомятся с правильным режимом питания, расширяют свои знания об этикете, узнают, как решить проблемы, связанные с лишним и недостаточным весом, частыми простудными заболеваниями, усталостью, стрессом.

В старших классах дети обсуждают вредные привычки молодежи, их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма. Ученики не только читают тексты по проблемам, но и обсуждают их в группах, диалогах, проводят пресс-конференции, готовят проекты. В процессе выполнения проектных работ школьники самостоятельно ищут, систематизируют и творчески перерабатывают необходимую информацию, учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и своих товарищей. Данный вид работы помогает самостоятельно планировать свои действия, творчески мыслить, проявлять свою индивидуальность, способствует формированию личностных и регулятивных УУД. Все это оказывает положительное влияние на психо-эмоциональное состояние детей.

Особое внимание следует уделять окончанию урока. Здесь недопустима спешка. Необходимо, чтобы на все вопросы ученики получили ответы. Использую разнообразные формы домашнего задания, которые носят дифференцированный характер, подробно их комментирую.

Рефлексия – это неотъемлемая часть завершения уроков. Для ее проведения я использую различные приемы. В средних и старших классах в конце  урока предлагаю на выбор детям грустные и веселые «смайлики», задаю вопросы: «Are you in a good mood? What smile do you choose? дети отвечают на них и выбирают смайлики, соответствующие их настроению.

На мой взгляд, здоровьесберегающие образовательные технологии – важнейшие среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье школьников. Их использование способствует укреплению и сохранению здоровья, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективах, позволяет успешнее овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками, преодолевать трудности, предотвращать усталость и утомляемость, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, создает условия для самовыражения учащихся и открывает простор для педагогического творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Здоровье подрастающего поколения – это прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Проблема здоро...

"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Выступление на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Сообщение на тему "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"...

Один из способов применения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.

Я предлагаю статью из личного опыта об одном из способов применения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Доклад включает в себя введение; требования к уроку английского языка в условиях здоровьесберегающей технологии; виды и примеры  релаксации на уроках; заключение; приложения (примеры физкультмину...

Выступление на тему "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка".

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Сохранение здоровья школьников зависит от целого комплекса факторов, изучив и скорректировав которые, можно уменьшить физические и психологические нагрузки учащегося и тем самым сохранить его здоровье...