Особенности обучения письму в старших классах
статья

Павлович Ольга Александровна

В данной статье представлена работа на тему обучение письму в старших классах. В ней говорится о видах письма, упражнениях и методических приёмах обучения письму и контроле письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения письму в старших классах

     Социально-экономические преобразования, реализуемые в нашей стране, обусловили частые (а для многих и повседневные) контакты с людьми из разных стран мира. Если раньше термин «международные отношения» применялся почти исключительно к сфере межгосударственных связей, то сегодня большинство фирм, организаций и предприятий ведут свою международную деятельность, вступая в деловые отношения с партнерами из других стран и регионов мира. Как правило, основным способом коммуникации между ними является переписка на английском языке.
    Огромную роль в современной международной деловой жизни играют и разговоры по телефону. Но, тем не менее, именно обмен письмами (независимо от того, каким образом они пересылаются, по обычной или электронной почте или с помощью телефакса) остается наиболее экономичным и оперативным способом передачи и получения информации. И чрезвычайно важно то, насколько правильно написано письмо. В международной переписке это значимо втройне. При прочих равных условиях (имея в виду, прежде всего содержательную сторону письма) успеха добьется тот, кто пишет свои письма с учетом всех правил, норм и стилей, принятых в международной переписке.
К сожалению, число людей в нашей стране, свободно владеющих английским языком, до сих пор не велико. А тех, кто может грамотно вести деловую переписку на языке, который сегодня играет роль международного общения, еще меньше.

     Нормы устной речи далеко не всегда применимы в переписке. Свой стиль присущ переписке по электронной почте. В деловой коммуникации соблюдаются различные уровни субординации. Существуют правила письменного общения с незнакомым и с давним партнером, порядок обращения к компании в целом и к отдельному лицу, к мужчине и к женщине и т.д.  

     Отсутствие профильно-ориентированных учебников по иностранному языку для учащихся старших классов средних школ, несоответствие уровня обученности старшеклассников в области письменной речи на иностранном языке требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования обуславливают актуальность статьи, название которой в окончательном виде сформулировано следующим образом: «Особенности обучения деловому письму в старших классах».

     

КРАТКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИСЬМА КАК ОДНОЙ  ИЗ ФОРМ ПИСЬМЕННОГО ОБЩЕНИЯ

     Письмо – продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста.

     При построении письменного текста автор следует, как правило, определённой логической схеме: мотив, цель, предмет, адресат. Эта цепь логических звеньев отражается в семантико-синтаксической и лексико-грамматической структуре текста.

     При письменном высказывании мыслей, как и при говорении, функционируют одни и те же переходы между внешне выраженными и внутренне произносимыми языковыми формами. При письме осуществляется переход от слова, произносимого вслух или про себя, к слову, видимому. При порождении письменного высказывания с опорой на печатный текст работа начинается с восприятия графем, после чего происходит ассоциация их с соответствующими фонемами.

     В процессе письма функционируют речевой слух, внимание, зрительный, речедвигательный и слуховой анализаторы, кратковременная и долговременная память, а также словесно-логическая, образная и моторная виды памяти, способствующие созданию опор и ориентиров для речемыслительной деятельности пишущего.

      Текст как продукт письма должен обладать следующими особенностями:

  1. композиционно-структурной завершенностью и логико-смысловой структурой;
  2. единством начала, центрального коммуникативного блока и заключительной части;
  3. соотнесённостью заголовка с содержанием;
  4. предметным содержанием;
  5. коммуникативными качествами;

          монообъектными или полиобъектными связями.

ВИДЫ СОДЕРЖАНИЯ ПИСЬМА

     Рассмотрим лингвистическое содержание обучения письму, овладение которым может обеспечить учащимся возможность пользоваться письмом, прежде всего, как средством обучения, вернее изучения иностранного языка.               Во-первых, это графика – совокупность всех средств данной письменности. Изучаемые в школе языки: английский, немецкий, французский – пользуются латинской графикой. Графика языков существует в двух вариантах: печатном и рукописном. Каждый из них имеет прописные и строчные буквы. Таким образом, каждая графема представлена набором алфавитных единиц.

Во-вторых, к лингвистическому содержанию обучения письму относится орфография – правописание или система правил использования письменных знаков при написании слов.

В-третьих, - запись. Если продуктом письменной речи всегда бывает связное высказывание, продуктом записи могут быть отдельные слова, не связанные друг с другом предложения и даже сокращения. Основное назначение записи на всех уровнях заключается в более глубоком осознании особенностей единиц языка и речи и, следовательно, в лучшем их запоминании.

В-четвёртых, - письменная речь. В школе это может быть написание письма, реферата и аннотации.

     Учащиеся испытывают трудности в овладении графемно-фонемной системой изучаемого языка, что проявляется в орфографических ошибках из-за отсутствия простого соответствия между графемами и фонемами в данном языке. Одна и та же фонема может быть выражена различными буквами, буквосочетаниями, и одна и та же буква может передавать различные фонемы. Например, в английском языке буква а может передавать до семи фонем; звук f может быть передан буквами и буквосочетаниями f, ph, ff, gh.

     Для преодоления трудностей требуется целенаправленное обучение графемно-фонемным соответствиям.

     Теперь остановимся на психологическом содержании обучения письму; оно заключается в формировании графических и орфографических навыков и умений для выполнения письменных заданий.

     На начальном этапе – это написание букв английского алфавита, перевод звуков речи в графические символы – буквы и буквосочетания. Письмо на этом этапе помогает овладевать самой графикой языка и орфографией усваиваемых слов и грамматических явлений. Здесь необходимо заложить прочные основы графических и орфографических навыков.

     На среднем этапе продолжается работа по формированию орфографических навыков. Широко используется запись. Учащиеся выполняют письменные задания, помогающие усвоению лексико-грамматического материала.

На старшем этапе письмо используется как средство для лучшего усвоения лексико-грамматического материала. Предлагаются задания на списывание, преобразование с опорой на справочный аппарат, а также составление рефератов и аннотаций.

     Методическое содержание письма составляет овладение учащимися рациональными приёмами усвоения графики, орфографии изучаемого языка, овладение записью, реферированием, аннотированием в целях лучшего его изучения.

     Рассмотрение алфавита показывает ученику, что, по крайней мере, половину букв он уже умеет писать. Дифференцированный подход даёт возможность сосредоточить внимание учащихся на овладении написанием действительно новых для них букв: Rr, Gg, L, N, S, W, V, d, i, f, t.

     У учеников следует вырабатывать определённую зоркость к графическим знакам, словам, развивать способность к переносу имеющихся знаний из русского языка в английский.

     Итак, в содержание обучения письму входят три его составляющих компонента: лингвистический, психологический и методологический.

                             

                                       ВИДЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

     Долгое время обучению письму в общеобразовательных школах придавалось второстепенное значение, в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать мысли в письменной форме решительно изменилось. Письмо заявлено как цель обучения в программах для всех типов учебных заведений на всех этапах обучения иностранным языкам.

Программой предусмотрено, что по окончании изучения английского языка, в школах с углублённым изучением иностранного языка, по аспекту Письменной Речи учащиеся подготовлены к:

  • заполнению аутентичных официальных бланков, анкет, формуляров
  • написанию писем неформального и формального плана резюме
  • заполнению бланковых жалоб на качество продукции
  • написанию письма-заявки на вакантное место

     Резюме является кратким изложением данных о профессиональном опыте, образовании, а также краткие биографические данные. Объём резюме не должен превышать одной страницы. Цель написания резюме – создать у потенциального работодателя благоприятное впечатление. К лингвистическим особенностям резюме следует отнести употребление глагола в 1м лице активного залога и наличие типичных выражений, например:

I developed, I created, I took responsibility, I managed, I initiated.

     Реферат – это текст, который передаёт основную информацию подлинника в свёрнутом виде и составленный в результате её смысловой переработки. Каждый элемент текста реферата несёт максимальную смысловую нагрузку, что достигается выбором слов, выражений, способных обобщать содержание предложений. Это новый текст, который строится по всем законам логического развития мысли в большом контексте.

     Аннотация – предельно краткое изложение главного смысла текста,  в ней передаётся главная тематика оригинала. Написание оригинала требует использования специальных клише, которые часто носят оценочный характер:

В тексте говорится о… - The text deals with…

Эта статья о … - The article is on…

Автор подчеркивает мысль о том… -  The author emphasizes the idea of…

В заключении говорится… - In conclusion, the article reads…

Сопроводительное письмо призвано подкрепить резюме. В нём запрашивается информация о наличии вакантных мест в компании или сообщается о том, какую должность хотел бы получить человек, обратившийся с данным письмом.

     Характеризуя речевой материал, использованный в сопроводительном письме, выделяют следующие наиболее часто встречающиеся фразы:

I’m writing to ask about a vacancy for a…

I would particularly welcome a chance to…in order to contribute to the company’s success

I’m fluent in… ; I enclose my resume…

     Целью написания письменной жалобы является выражение своего недовольства на качество продукта или услуги. При этом соблюдение делового вежливого тона является очень важным. Поэтому нужно обратить особое внимание на заключительную фразу, например:

Yours faithfully, yours sincerely

     Таким образом, каждый из видов делового письма обладает своими специфическими особенностями в структуре, содержании, стиле, в лексическом материале.

УПРАЖНЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

                                             Обучение письму

                                          Обучение орфографии

  1. напишите букву, многократно повторяя её в сочетании с другими указанными буквами
  2. напишите все буквы алфавита
  3. соотнесите печатные буквы с прописными
  4. найдите данную букву в словах, выпишите их
  5. соотнесите транскрипцию с указанными словами
  6. выберите из списка слова, соответствующие предметным картинкам, и запишите их под номером, соответствующим номеру картинки
  7. вставьте пропущенные в словах буквы
  8. выберите из списка слова, которые читаются не по правилу
  9. выполните диктант на узнавание графем
  10. найдите в тексте иноязычные эквиваленты указанных русских слов
  11. отметьте в списке незнакомые вам слова, выпишите их и найдите в словаре соответствующий перевод
  12. сгруппируйте иноязычные слова по общему корню и запишите их
  13. выберите из списка корневые, производные, сложные слова, распределите их по группам и запишите их
  14. сгруппируйте все слова по частям речи
  15. сгруппируйте все формы слов вокруг исходной
  16. выполните лексический переводной диктант
  17. выпишите из текста все существительные
  18. поставьте артикли к существительным
  19. образуйте существительные от глаголов
  20. преобразуйте количественные числительные в порядковые
  21. образуйте ряды числительных в порядке нарастания
  22. соотнесите предложение с вопросами к нему, отметьте различия в порядке слов
  23. поставьте вопросы к предложениям и запишите их
  24. исправьте преднамеренные ошибки в орфограммах, используя словарь, звуковой образ слов
  25. подчеркните в написанных словах корень, суффиксы, префиксы
  26. образуйте новые слова, добавляя одну или две буквы
  27. решите кроссворд
  28. назовите слова, начинающиеся на последнюю букву каждого слова, произносимого преподавателем
  29. запишите слова по памяти
  30. выполните зрительно-слуховой диктант (услышанное слово необходимо найти на доске в списке и записать его в тетрадь)
  31. составьте предложения из наборов слов в соответствии с контекстом.

         Письменные тренировочные языковые упражнения

  1. ответьте в письменной форме на вопросы к предложениям
  2. раскройте скобки в предложении
  3. подставьте в пропуски слова, словосочетания
  4. переведите с родного языка на иностранный указанные предложения
  5. расширьте или сократите предложения по образцу
  6. трансформируйте прямую речь в косвенную или  наоборот
  7. объедините разрозненные реплики диалога и предложения
  8. объедините несколько предложений в одно
  9. выпишите из текста предложения для иллюстрации употребления заданных слов
  10. замените слова и словосочетания в предложениях и т.д.

                             Обучение письменной речи

    Речевые упражнения для обучения написанию письма

  1. определите, кому могут быть адресованы названные формы письменного обращении
  2. выпишите из списка речевые формулы, выражающие подтверждение получения письма, надежды на скорый ответ, обозначающие окончание письма
  3. просмотрите тексты писем и определите коммуникативно-смысловую задачу каждого из них
  4. определите характер каждого письма (личное, деловое, проблемное; письмо с выражением благодарности; поздравление, приглашение и т.д.)
  5. составьте письмо по предложенному плану, ориентируясь на конкретный тип адресата, коммуникативную задачу и ситуацию
  6. составьте письмо по плану, используя образцы фраз и ключевые слова, обращая внимание на оформительские элементы письма
  7. составьте инициативное письмо по определённому вопросу в расчёте на конкретного адресата и с учётом определённой ситуации общения
  8. составьте письмо-ответ на просьбу или пожелание адресата
  9. проанализируйте образцы оформления конвертов и листа бумаги для письма, заполните ряд конвертов
  10. определите средства изложения мыслей в разных по стилю письмах, укажите средства обращения к адресату и т.п.

       Письменно-речевые упражнения для работы с печатным текстом

  1. выпишите из текста предложения с ключевыми словами, которые раскрывают тему
  2. озаглавьте абзацы текста
  3. составьте тезисы к каждой смысловой части текста
  4. выпишите из текста 7 – 10 наиболее значимых предложений
  5. составьте план пересказа
  6. составьте письменный пословный пересказ содержания текста
  7. составьте письменное высказывание-рассуждение относительно текста
  8. подготовьте тезисы для устного выступления по определённой проблеме
  9. составьте реферат; аннотацию текста
  10. составьте конспект содержания текста, укажите речевые средства передачи основного содержания текста и т.д.

Работа с текстом включает в себя следующие типы упражнений:

  • упражнения на узнавание слова по формальному; семантическому признаку
  • упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц
  • упражнения на различение грамматических явлений
  • подстановочные упражнения
  • трансформационные упражнения
  • упражнения для обучения работе со словарной статьёй
  • упражнения на прогнозирование содержания читаемого
  • упражнения на составление характеристики персонажей
  • предтекстовая ориентировка читающего
  • упражнения на свёртывание текста
  • упражнения на цитирование
  • упражнения на реконструкцию текста
  • упражнения на перефразирование
  • упражнения на обобщение материала
  • упражнения на выявление темы текста
  • упражнения на передачу сюжета и др.

КОНТРОЛЬ ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ

     Показателями сформированности умений письма являются:

  1. успешность осуществления письменного общения;
  2. качество содержания продуцируемого письменного общения;
  3. качество языковой стороны письменного текста;
  4. степень самостоятельности в выполнении письменных заданий.

     Успешность осуществления письменного общения определяется:

  1. разнообразием ситуаций, в рамках которых создаётся письменный текст;
  2. наличием речевого намерения
  3. способностью выбирать языковые средства в зависимости от речевого замысла и ситуации.

     Качество содержания письменного текста определяется:

  • разнообразием тематики;
  • количеством передаваемых фактов;
  • уровнем языковой трудности;
  • объёмом письменного текста.

     Качество языковой стороны определяется:

  1. правильностью языковых средств и точностью информации;
  2. степенью соответствия языковых средств письма стилистическим приёмам.

     Степень самостоятельности определяется:

  • уверенностью в отношении использования языковых средств;
  • отсутствием повтора в решении коммуникативной задачи;
  • отсутствием необходимости помощи.

     Данные критерии положены в основу разработки форм и способов контроля сформированности умений письменной речи.

     Ошибки в письменных текстах принято делить на:

  • лексико-грамматические;
  • орфографические;
  • фактические (относящиеся к логике изложения);
  • ошибки в оформлении письменного текста;
  • соответствие содержания вторичного текста оригиналу.

     В обучении иностранному языку письмо играет большую роль. В начале обучения овладение графикой и орфографией составляет цель усвоения техники письма в новом для учащихся языке. Далее письмо рассматривается как важное средство в изучении языка: оно помогает прочному усвоению языкового материала (лексического, грамматического) и формированию навыков в чтении и устной речи. Естественно, свою вспомогательную функцию письмо может выполнять в том случае, если учащиеся усваивают технику письма: учатся писать буквы, овладевают орфографией слов. Сам же процесс овладения техникой письма на иностранном языке оказывает положительное воспитательное воздействие на учащихся, на развитие их памяти, волевых качеств и т.д.

     Что касается обучения письму и письменной речи в средней школе, то следует сказать, что устная основа обучения и устное опережение привели к недооценке письма в обучении иностранному.

     Приведу некоторые методические рекомендации по организации обучения:
1) Обучение английскому языку в старших классах средней школы должно быть профильно-ориентированным; основное содержание школьного профильного курса иностранного языка в области обучения письменной речи целесообразно ориентировать на профессиональную деятельность работников офиса, в частности, обучение элементам делового письма на английском языке.
2) С учетом дефицита учебного времени в старших классах средней школы методически оправданным представляется разумная минимизация языкового и речевого материала, подлежащего активному усвоению школьниками с тем, чтобы на ограниченном материале достичь умения составлять деловые письма различной формы и содержания.
3) Профильно-ориентированное обучение элементам делового письма осуществляется в результате целенаправленного использования методики поэтапного предъявления учебного материала, освоения каждого реквизита, стилистических, лексико-грамматических и пунктуационных особенностей делового письма с постепенным нарастанием сложности.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция общего и профессионального образования как условие повышения качества обучения физике в старших классах.

Рассмотрены основные направления реализации социального партнерства в системе «школа-вуз» на примере  совместной деятельность МОУ лицея № 1 города Волгограда и центра довузовского образования Вол...

Особенности обучения письму, грамматической и произносительной сторонам речи младших школьников на уроке иностранного языка.

ВВЕДЕНИЕ    В настоящее время статус ИЯ как средства общения и взаимопонимания становится все более значимым, что связано, прежде всего, с расширением экономических, политических ...

Использование информационно - коммуникационных технологий при обучении физики в старших классах.

Цель: Используя современные компьютерные технологии повысить мотивацию у учащихся в изучении физики.Задачи:1.      Изучить коллекцию существующих цифровых ресурсов для э...

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Представленный материал представляет собой мини-статью об особенностях обучения аудированию учащихся старших классов с кратким конспектом урока английского языка, разработанного по учебнику Кузовлева ...

Особенности преподавания информатики в старших классах в условиях реализации ФГОС СОО

Особенности преподавания информатики в старших классах в условиях реализации ФГОС СОО с использованием системно-деятельностного подхода...

Особенности обучения письму и развитию речи учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Целью уроков письма и развития речи  у обучающихся с умственной отсталостью является формирование интеллектуальной сферы устной и письменной речи как средства общения. Это одно из условий нравст...